You are viewing bellezza_storia

Previous Entry | Next Entry

Нет, други мои! Я не забыла вас, просто весна и начало лета выдались ну очень нервные, а потом я в отпуск ушла, а после отпуска понадобилось ещё месяц - в себя прийти. Но я всегда помнила о том, что серию очерков в сообществе надо закончить. И потому продолжаю. Итак, сегодня разговор о мужской одежде.
Мужской костюм, в отличие от женского, на всей территории России был, практически одинаковым и состоял из рубахи, портов, обуви, головного убора и пояса.




Это женщинам вечно надо выпендриться, а мужчин, в первую очередь, во все времена интересовала практичность и удобство. "Первым делом - самолёты!"

Богато украшалась только праздничная одежда, да ещё молодые мужчины и неженатые парни могли наряжаться в яркие расшитые рубашки. Они же могли носить многочисленные украшения - яркие ленты на шляпах, шейные платки, браслеты, цепочки. В Курской губернии молодые мужики и холостые парни из богатых семей носили серебряные браслеты, называвшиеся "бугак" - признак достатка. Взрослые солидные мужчины и старики одевались куда скромнее. Праздничная одежда отличалась от повсдневной только качеством материала - её могли шить из более дорогих покупных тканей, а не из домотканины.

Мужская рубаха, как правило, имела туникообразный покрой. Её шили из одной точи холста, перегнутой по утку, в центре прорезали отверстие для головы и делали разрез. В бока могли вставлять клинья, или прямые куски ткани для расширения подола. Классическая мужская рубашка - котоворотка с разрезом на левую сторону. Но могли быть и рубахи с разрезом справа, или посередине. Рубахи с разрезом справа бытовали в среднем поволжье, в местах контакта русских с коренными народами Поволжья и Приуралья - мордвой, марийцами, удмуртами. У них, как раз бытовали рубахи с разрезом справа. Рубахи с разрезом по центру бытовали в некоторых южных губерниях - в местах расселения казачества и смешанного русско-украинского, или русско-белорусского населения. Этот тип рубах считался наиболее архаичным.

Ворот был невысоким - 1-2 см и застёгивался на одну пуговицу. В местах бытования смешанного русско-украинского и русско-белорусского населения бытовали рубахи с прямым вырезом, с поликами, пришитыми по утку, или по основе и с отложным воротником. Такие рубахи были известны и западным славянам - чехам и полякам.

В местах проживания казачьего населения и в Воронежской губ. были известны рубахи без ворота - "голошейки" с вырезом по центру. Они бытовали в местах, где был распространён комплекс с глухой панёвой и рубахой, расшитой чёрным узором.

Неженатым парням и молодым мужчинам рубахи шили выше колен, зрелым мужчинам и старикам - ниже колен. Но в некоторых губерниях молодёжь - и парни, и девушки, могли до вступления в брак ходить в одних длинных рубахах. Штаны парень получал только женившись. Это вызывало протесты церкви и образованной части населения - помещиков и сельской интиллигенции - фельдшеров, учителей. В литературе такие случаи тоже описаны. В повести В. Липатникова "Наш маленький Париж" - о жизни Кубанского казачества до революции, старый казак, бывший конвоец Его Императорского Величества Конвоя Лука Костогрыз вспоминает, что до свадьбы он носил длинную рубаху до пят и без штанов, а штаны ему дали только в день венчания. На утро после свадьбы новобрачный попытался опять одеться так, как привык - в одну рубаху, но отец сказал ему :"Нет. Раз женился - надо в штанах ходить!"

А вообще - первые штаны мальчики получали обычно в 6-7 лет - после первого причастия. Штаны состояли из двух узких штанин - колош, или порточин, которые кроили из двух перегнутых по основе точ холста и двух ромбовидных вставок-ластовиц в шагу.

На бёдрах штаны поддерживались тесёмкой-гашником. Отсюда и выражение: "держать в загашнике". Карманы - явление болеее позднее. Впрочем - в некоторых местах мужчины могли привешивать к поясу небольшой карман для мелочи. Вся одежда шилась, в большинстве мест, в основном из тканей собственного изготовления - из льняного, или конопляного холста и понитчины - так называлась смесовая ткань, у которой основа была льняная, или конопляная, а уток из шерсти.

Впрочем, в тех местах, где были широко распространены отхожие промыслы и ремёсла, где население располагало свободными деньгами - в Поволжье, на Севере и в Петербургской губ. домотканая одежда уже к середине XIX века вышла из употребления. Её носили только нищие, бурлаки и, иногда, староверы. Иногда у стариков одежда из домотканины служила погребальной.

В тех местах, где русские не являлись коренным населением и контактировали с местными народами - в Сибири, на Урале, в Поволжье - были широкие заимствования из одежды местных народов. Но в основном это касалось рабочей и промысловой одежды. Так у народов Севера и Сибири русскими были позаимствованы охотничий жилет-лузан, малица, совик, доха и обувь - торбаза, унты. В местах контактирования с тюркскими народами и народами Кавказа в русский мужской костюм вошли штаны-шаровары и бешмет, ставший у кубанских казаков форменной одеждой. Бешмет так же назывался "черкеской".


Согласно представлениям русских - мужчине принадлежал весь внешний мир, а женщине - весь домашний мир. В Вологодской области бытовала, и до сих пор бытует пословица, что "от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки - дымом".

Поэтому мужским местом в избе всегда считалась лавка у входа - "коник". На фото - группа крестьян-"коновалов". Моих коллег))) Коновал - так раньше звали ветеринарного врача, должен был иметь специальную бляху - знак, что ему дозволено заниматься его ремеслом и сумку с инструментами.

Костюм охотника. Архангельская губ. Кожаные штаны и жилет-лузан.

К середине XIX века в крестьянский костюм стали входить заимствования из городской одежды. Это было вызвано развитием капиталистических отношений, отходничества, массовым отъездом мужчин на заработки в города.

Ещё одним важным элементом крестьянского костюма был пояс. "Без пояса ходить - грех" - говорили крестьяне. До сих пор в русском языке существует выражение "распоясаться". Это значит - перейти всякие границы приличия.
Рубаху русские мужчины носили навыпуск поверх штанов и подпоясывали. Пояс что мужчины, что женщины, обязательно завязывали под левую руку. На поясе висели карман для мелочи, кошелёк, ключи, предметы личной гигиены - гребешок и копоушка - палочка для чистки ушей.


Пояса были тканые, или вязаные, в начале ХХ века пояс всё чаще заменялся обычным ремнём. Поясу придавалось сакральное значение. Его считали оберегом, девушка дна свадьбе одаривала гостей поясами. Нередко таких поясов надо было заготовить около сотни! Особенный пояс она дарила жениху. нередко на поясах - особенно это было у старообрядцев распространено - ткались имена и слова молитв, цитаты из Писания.

Старообрядцы надевали младенцу пояс при крещении. Его носили прямо на тело и не снимали всю жизнь.
Считалось, что без пояса христианскую душу не пустят в рай. Хотя саму погребальную одежду не подпоясывали, она была лишена застёжек.

Обувь была обычно кожаная, но широко были распространены и лапти. По некоторым сведениям - лапти носили ещё в 50-начале 60-х гг ХХ века. Надевали их обычно на сенокос, или в лес за ягодами. Служила такая обувь недолго - недели 2-3. Способов плетения было несколько, но основных было два - прямое, или "русское" плетение - такие лапти плели без различия на правую и левую ногу и "косое", или мордовское. Такие лапти бытовали в Поволжье, в местах контакта русских с коренными поволжскими народами - мордвой, удмуртами и так далее. Косые лапти плелись уже на каждую ногу отдельно и были прочнее "прямых". Кстати - лапти обувь очень гигиеничная! Наши крестьяне не знали, что такое грибок на ногах! Кроме лаптей была широко распространена кожаная обувь. Она была или самая простая - "моршни" - это обувь типа постол, известных украинцам, белорусам и прибалтийским народам, или кроеная - сапоги, бахилы, бродни. Последние два вида считались промысловой обувью. Сапоги шились обычно из кожи молодых телят. Самыми лучшими считались "опойковые" - на них шла кожа молочных телят первого месяца жизни. Подошва делалась из нескольких слоёв толстой свиной кожи. "Для форсу" многие молодые парни и мужики заказывали сапоги "со скрипом". Для этого в подошву между слоями кожи подкладывалась береста.


Продолжение следует...

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
livejournal
Jul. 21st, 2012 03:51 pm (UTC)
Русский костюм. Мужская одежда.
Пользователь bogdan_63 сослался на вашу запись в «Русский костюм. Мужская одежда.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Русский костюм. Мужская одежда. [...]
rinka_loisovna
Jul. 21st, 2012 05:03 pm (UTC)
Спасибо!
Моя бабушка-мордовка рассказывала, что лапти действительно носили и 60х, преимущественно на сенокос, в поле и в лес летом.
z_laya
Jul. 22nd, 2012 06:04 am (UTC)
на одной из моих прежних работ со мной работала женщина, лет на 8-10 меня старше. Она была родом из брянской деревни. Рассказывала, что в детстве ей отец к каждому сенокосу плёл лапоточки.
ko_mon
Jul. 21st, 2012 08:12 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно.
С нетерпением жду продолжения!
z_laya
Jul. 22nd, 2012 06:05 am (UTC)
постараюсь не отвлекаться и выложить продолжение))
gusenizza717
Jul. 21st, 2012 09:03 pm (UTC)
Спасибо)))) узнала много нового)))) аххаха, парни штаны не носили))))
z_laya
Jul. 22nd, 2012 06:05 am (UTC)
было такое) А в Белоруссии так сплошь и рядом.
gusenizza717
Jul. 22nd, 2012 11:16 am (UTC)
Вы хотите сказать, что в Белоруссии до сих пор полно парней, разгуливающих без штанов до женитьбы?))))
z_laya
Jul. 22nd, 2012 06:44 pm (UTC)
нет, конечно))) Просто именно в Белоруссии и в южных губерниях России этот обычай был распространён.
avichka
Jul. 22nd, 2012 06:27 am (UTC)
Чем холоднее край, тем больше используется красный цвет -- по крайней мере, я такой вывод для себя сделала. И не только по цветовой гамме русского севера, но и по народной норвежской, не говоря уже о саамской (там почти сплошной красный)одежде. На первом фото костюм просто как из Народного музея на Бюгдое:)
z_laya
Jul. 22nd, 2012 07:02 am (UTC)
Бюдгое - это где? А насчёт красного - верно подмечено) На Кольском полуострове, как и на всём Поморье - у русских были очень тесные контакты с норвежцами. Даже язык был особый для общения - смесь русского и норвежского. Назывался "руссенорск", или "твоя-по-моя"
avichka
Jul. 22nd, 2012 09:05 am (UTC)
Народный музей на п-ове Бюгдой находится прямо под Осло: http://www.norskfolkemuseum.no
Я немного снимала в нем даже: http://www.smotri.te.ua/191327
http://www.smotri.te.ua/191340
z_laya
Jul. 22nd, 2012 06:40 pm (UTC)
ух ты! Только жаль, по-русски нет ничего. А за Ваши фото я проголосовала)
alsh4ka
Jul. 22nd, 2012 11:04 am (UTC)
Спасибо))) Мне всегда казалось, что порты детишки маленькие не носили (нашу компашку в детстве еще называли "беспортошной командой")...
А на 7 картинке порты так похожи на афгани)))
z_laya
Jul. 22nd, 2012 06:41 pm (UTC)
"Афгани" - это одежда национальная?
alsh4ka
Jul. 22nd, 2012 06:45 pm (UTC)
Изначально - наверное да... А сейчас это модные штаны с мотней у колен, вроде таких: http://alyonamaslova.ru/shitie-kroi/odejda-shitie-kroi/sharovaryi-dlya-leta
z_laya
Jul. 22nd, 2012 06:47 pm (UTC)
а! У нас в Питере их называют "зуавы", а я их называю "я о..."
ktaara
Jul. 24th, 2012 06:20 pm (UTC)
Спасибо!
z_laya
Jul. 24th, 2012 06:24 pm (UTC)
на здоровье)
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

готика
bellezza_storia
История красоты

Latest Month

November 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com