z_laya (z_laya) wrote in bellezza_storia,
z_laya
z_laya
bellezza_storia

Categories:

Русский костюм. Часть 7.

Итак, други мои, продолжу свой рассказ о русском костюме. В предыдущих частях я начала рассказывать о комплексе головных уборов в южных губерниях России. В местах, где, по преимуществу, бытовали костюмные комплексы с панёвой и андараком.




Кроме упомянутых ранее кички, сороки, полотенца, в южных губерниях России в XIX-XX веках бытовал кокошник. Кокошники появились в этих месах примерно в XVI-XVII вв. с переселением "служилых людей" на южные рубежи страны. И поначалу кокошник носили преимуществено однодворки.

Само слово "кокошник" происходит, видимо, от слова "курица" и первые кокошники напоминали по форме куриные гребешки. Хотя в разных местах были известны разные формы кокошников.

Кокошник представляет собой головной убор на твёрдой основе, несоставной, в отличие, например, от кички, составляющейся из нескольких деталей, надевавшихся последовательно. У кокошника верх, налобная и затылочная части были соединены вместе.

Кокошник в южных губерниях подвергался влиянию местных особенностей и больше напоминал кичку. В Брянском у. кокошником считали головной убор, больше напоминавший сороку.

Типичные кокошники были распространены в Воронежской, Курской, Тамбовской и на юге Рязанской губ. - там, где бытовало однодворческое население.

Нередко кокошник могли надевать в комплексе с платком, позатыльником, а иногда и с рогатой кичкой. Такой сложный головной убор был известен в Курской губ. под названием "головное". Здесь вместо панёвы женщины носили косоклинные сарафаны.

В Воронежской губ. бытовал высокий киверообразный кокошник. Его носили в однодворческих сёлах верховья Ворсклы так же с косоклинным сарафаном. вообще же - сарафан был больше распространён в однодворческих сёлах, что указывает на частичное переселение этой категории крестьян из северных губерний России.
Ещё одним видом женских головных уборов, распространённых в южных губерниях, был комплекс с повойником.

Повойник - он же шлык, чепец, волосник - представлял собой мягкую шапочку с завязками сзади, которую надевали на голову под платок. Налобная часть. видимая из-под платка, украшалась бусинками, лентами, мишурой, галуном. Появляться на людях просто в повойнике, без платка, считалось для женщины очень неприличным.

Шили повойники, как правило, из покупных тканей. В некоторых местах Тульской, Орловской, Калужской губ. повойник мог сохранять выкройку сороки, но при этом части его были сшиты вместе.

Наиболее редким на юге был комплекс головного убора с вязаным колпаком. Носили его, преимущественно, нерусские народы - мордва, мишари(небольшой финоугорский народ, живущий в Рязанской обл.).

Таким образом, можно сказать, что в южных губерниях России бытовали все головные уборы, характерные для русских: кокошник, кика, повойник, сорока., полотенце. Эти головные уборы могли носить в комплексе друг с другом, или комбинируя различные детали.
С костюмом обязательно носили различные украшения и прочие съёмные детали, дополнявшие его. Это пояса, серьги, браслеты, мониста, бусы, ожерелья.

Рязанские "чопки" из бисера.



Пояс. Рязанская губ.
Праздничный костюм в той же рязанской губ. мог состоять из 45 предметов и весил около 15 кг. Повседневная одежда состояла и зменьшего количества предметов)
Продолжение следует. И в следующий раз мы поговорим о мужской одежде.
Tags: история костюма, русская традиция, этническое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments