Varvara (m_musy23) wrote in bellezza_storia,
Varvara
m_musy23
bellezza_storia

Categories:

СЕГОДНЯ - ТОЛЬКО О ЮВЕЛИРНОМ. ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО В РОССИИ.

Оригинал взят у m_musy23 в СЕГОДНЯ - ТОЛЬКО О ЮВЕЛИРНОМ. ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО В РОССИИ.
Международный день ювелира отмечается сегодня во всем мире, и рассказываю я об этой профессии регулярно. А сейчас коротко об истории ювелирного дела в России – о самых ярких моментах его становления и развития.
Известно, что во времена Московского государства самыми востребованными ювелирами считались византийские мастера: в XV и XVI веках русские цари приглашали их для украшения Кремля.
Однако история русского ювелирного дела гораздо древнее и глубже: историки говорят, что она началась в Киевской Руси, а во времена Владимиро-Суздальского княжества, в X-XII веках, дело росло и развивалось. На самом деле удивительно талантливые ювелиры жили на территории Руси ещё тогда, когда славянские племена были разрознены, и мало кто знает, что раньше этим занимались женщины. Чаще всего они делали обереги и украшения, и не только для того, чтобы их носить, но и чтобы украшать ими своё жилище.
Женщины-ювелиры применяли метод литья по восковой модели: плели из провощенных верёвочек то, что им хотелось, покрывали изделия глиной, сушили и обжигали в печи, а потом заливали полученную формочку, из которой выгорал воск, расплавленным серебром или бронзой – золото использовалось редко.
После принятия христианства стало больше мужчин-ювелиров, а на изделиях появились гравировка и чеканка – тогда их стали называть золотых и серебряных дел мастерами. В ХІІ-ХІІІ веках искусство древнерусских ювелиров расцвело: применялось много разных техник – филигрань, зернь, а также эмали – некоторые виды эмалей того времени считаются сегодня уникальными и стоят очень дорого.
Развитие и стили мастерства
Время шло, и центрами ювелирного искусства попеременно становились разные регионы и города России.
Костромские ювелиры начинали с малого, но в XVI веке об их работах уже знали в других городах. Село Красное, расположенное в том же районе, на Волге, получило известность в середине XIX века: изделия тамошних ювелиров знала вся страна - серебряные подстаканники и солонки, цепи и браслеты, медальоны, недорогие броши и др.
Сегодня Кострома и Красное село известны, как центры ювелирного дела, но в своё время их мастера учились у ювелиров Нижнего Новгорода. В этом городе, основанном в XIII веке, работало много чеканщиков и резчиков: в XVI-XVII веках они изготавливали изделия для церкви - обычно при монастырях. Постепенно ювелирное дело там развилось настолько, что появилось много мастеров с узкой специализацией, и им всем хватало работы: они работали с чернью, эмалью, сканью (то же, что филигрань), литьём, резали и чеканили, украшали изделия из тонкого листового металла способом ручного тиснения. Именно в Нижнем Новгороде начали делать серебряные и золотые ковши и чарки – сегодня эти изделия считаются гордостью многих российских музеев.
Ювелиры Пскова также много работали в монастырях: самыми известными их работами считаются церковные дискосы – специальные плоские блюда для богослужений, на которые священники клали просфору, и ещё много другой церковной утвари.
В XVIII веке стал известен Великий Устюг: особенно славились тамошние эмали, а также финифть и чернь. Первое – это роспись разноцветными красками по белой эмали – после обжига эти краски сплавлялись, придавая изделию удивительную выразительность и красоту; второе – вплавление серебряных украшений в эмаль, при этом серебро покрывалось гравировкой и чернью – выгравированные узоры заполняли особой чёрной краской, а потом прокаливали на огне.
В Вологде славились чеканщики: обычно они работали, изготавливая церковную утварь, в том числе и богатые оклады для икон. С XVII века центром ювелирного дела России стал Ярославль: мастера известны своей чеканкой и резкой по серебру. Кроме церковных предметов, сохранилось и множество обычных бытовых вещей – роскошные подносы и соусники, блюда, сахарницы, кофейники и чайники, и т.д.
Петербург – столица ювелирной моды
О Петербурге надо писать отдельно: разумеется, Пётр I не мог не использовать опыт европейских ювелиров – их приглашали из Западной Европы, и ещё в Петербург перевели мастеров Москвы и других крупных городов России.
Иностранцы работали в своих мастерских, и с ними было множество русских – ученики в том числе, и постепенно стали появляться богатейшие и невиданные вещи: высокохудожественные сервизы из сотен предметов, предметы интерьера, письменные принадлежности, различные туалетные приборы и приспособления.
Технологии развивались и менялись: появлялось что-то новое, а что-то выходило из моды. Чернение стало не таким популярным, зато эмаль переживала бурный расцвет: способом эмалирования делались шкатулки, табакерки, браслеты, броши, кольца, другие предметы и украшения. Тогда же из золота и серебра стали делать орденские знаки, и украшать их эмалью, изумрудами и бриллиантами.
При Екатерине II ювелирными изделиями украшали одежду и обувь, а её Большая корона была сделана из серебра и отделана жемчугом и бриллиантами. Впрочем, уже корона Анны Иоанновны была искусно украшена петербургскими ювелирами: крупных камней в ней около 20, а бриллиантов более 2,5 тысяч.
Фаберже – совершенство ювелирного искусства
В XIX веке ювелирное искусство России достигло наивысшего расцвета. Описать все стили, приёмы, и даже коротко упомянуть известных мастеров здесь невозможно, но есть имя, которое нельзя не назвать, говоря о ювелирах – это Петер Карл Фаберже. Родился он в России – его отец тоже был ювелиром, и имел французские корни, хотя считался прибалтийским немцем, - и в 1872 году возглавил семейную фирму, основанную отцом в Петербурге. Имя Фаберже чаще всего ассоциируется у нас с уникальными ювелирными пасхальными яйцами – первое из них появилось в 1885 году, и после этого императорская семья каждый год получала новое яйцо в подарок. До этого Карл Фаберже уже получил звание ювелира Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа. Украшенные пасхальные яйца русские ювелиры делали и раньше, но только Фаберже и его ученики сумели сделать их непревзойдёнными произведениями искусства – каждое из них было уникально, и даже сам Фаберже не всегда знал, каким получится следующий шедевр, однако членам императорской семьи подарки нравились всегда.
Современность – в будущее с надеждой
О современном российском ювелирном деле специалисты говорят, что оно переживает депрессию: законы не на стороне ювелиров, и многие мастера просто уезжают за границу – там работается лучше. К тому же импортные изделия, по качеству уступающие российским, в последние десятилетия наводнили рынок – говорят, что в других странах администрирование ювелирной отрасли более мудрое и правильное, поэтому и бизнес развивается легче.
Остаётся пожелать нашим ювелирам терпения и любви к своему делу, здоровья и долголетия – оно им понадобится точно, чтобы дождаться позитивных изменений и реформ.
А мы не устаем восхищаться их волшебным талантом, и желаем, чтобы их работа всегда приносила им огромную радость и великое счастье.


23
04

20

22

36

25
InFlora.ru
Tags: история ювелирных украшений
Subscribe

  • Анна Павлова - неумирающий лебедь русского балета

    12 февраля 1881 родилась Анна Павлова - одна из величайших балерин XX века. Она появилась на свет в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В…

  • День Рождения Театрального музея

    Сегодня Театральный музей им. А.А. Бахрушина отмечает свой День Рождения! 29 октября 1894 года коллекция музея была впервые представлена широкой…

  • Прогулки в Абрамцево

    Усадьба Абрамцево находится в 60 км от Москвы, это час езды на электричке от МЦК Ростокино (120 руб.). В Абрамцево мне больше всего понравилось…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Анна Павлова - неумирающий лебедь русского балета

    12 февраля 1881 родилась Анна Павлова - одна из величайших балерин XX века. Она появилась на свет в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В…

  • День Рождения Театрального музея

    Сегодня Театральный музей им. А.А. Бахрушина отмечает свой День Рождения! 29 октября 1894 года коллекция музея была впервые представлена широкой…

  • Прогулки в Абрамцево

    Усадьба Абрамцево находится в 60 км от Москвы, это час езды на электричке от МЦК Ростокино (120 руб.). В Абрамцево мне больше всего понравилось…