z_laya (z_laya) wrote in bellezza_storia,
z_laya
z_laya
bellezza_storia

Category:

История русского костюма.


Итак, други мои, я продолжаю рассказ о русском костюме. А точнее - о сарафанном комплексе.



И сегодня речь пойдёт о рубахе.
Основу любого славянского, да и не только славянского, костюма составляла рубаха. Изначально она имела туникообразный покрой, который до недавнего времени сохранялся у некоторых этнических групп русских - например, у старообрядцев туникообразная рубаха сохранилась как часть молельной и погребальной одежды. Такая рубаха носила название "целошницы", или "исцельницы" потому что для её изготовления использовалось одно "цельное" полотнище. Туникобразным был и покрой мужских рубах.

Само слово "рубаха" происходит от древнеславянского "руб" - грубая такнь. Отсюда и "рубище" - одежда из грубой ткани.

Погребальная и свадебная одежда, как и вообще одежда имеющая обрядовое значение, особенно долго сохраняла свои архаичные черты. Например при изготовлении "смертяных" рубах ткань не резали ножницами, а рвали руками. Шили их втыкая иглу от себя, швы не заделывали, узелки на нитках не завязывали. На горловине вместо пуговицы пришивали завязки.

Женские рубахи были двух типов - с поликами и без поликов. Полики - это плечевые вставки.
Рубахи с поликами были двух типов - с прямыми и с косыми поликами. Рубаха с косыми поликами бытовала в местах, где носили комплекс одежды с панёвой. Рубахи с прямыми поликами или без поликов бытовали в местах распространения сарафанного и андарачного костюмных комплексов.

Рубахи без поликов разделялись на два типа: у одних рукав имел небольшой выкроенный выступ, напоминающий полик ( такие рубахи были в Вятской губернии), второй тип рубах не имел в покрое рукава такого выступа.

Главное отличие рубах с косыми поликами от северных вариантов было то, что они сохранили архаичный крой - то-есть они кроились и шились из цельных кусков холста, которые изначально ткались по длине рубахи. Косые полики вшивались в специально прорезанные разрезы. Такой способ кроя был очень экономичным. А рубахи имели очень нарядный вид за счёт того, что полики делались из ткани другого цвета. Косые полики расширяли рубаху вверху, что облегчало движение рук.
Среднерусские и северные рубахи состояли из двух частей - верхней - "воротухи", "руковов" и нижней - "станушки". Это обуславливалось тем, что в северных и среднерусских губерниях женщины носили сарафаны. Поэтому верхняя часть рубахи нередко шилась из дорогих покупных материалов, а низ пришивался из домотканины. При этом "верхов" у любой крестьянки было немало и по мере надобности их можно было легко менять. А в некоторых губерниях - в Нижегородской, например, от рубахи вообще остался только верх - длиной как современный топик ( опять русское изобретение!!!), а станину не пришивали вовсе. Вместо неё крестьянки надевали нижние юбки. Полики соединяли вместе рукава и спинку с передом. Их тоже нередко делали из ткани другого цвета.

Праздничный костюм Вологодской губ.
Рубахи с прямыми поликами, которые носили с сарафаном, были двух типов. Полик пришивался либо по основе(такой вид рубах преобладал), либо по утку. Рубахи, с поликом, пришивавшимся по утку, бытовали в Верейском у. Московской губ. Рукава рубах могли быть либо пышными, собранными у запястья на манжет, либо постепенно суживающимися к запястью. Длина женской рубахи могла быть либо до щиколоток, либо до середины икр.

На Севере, в частности, у Архангельских поморов, бытовал ещё один тип рубах - на кокетке. Кокетка делалась из прямоугольного куска ткани, перегнутого посередине и в нём вырезали отверстие для головы и делали неглубокий вырез-застёжку, который застёгивался на пуговицу, или запонку.

Повседневная одежда обычно почти не украшалась, в отличие от праздничной и обрядовой. Иногда, впрочем, могли сделать небольшую вышивку по подолу и обшлагам рукавов. Однако, молодёжь имела право по будням даже в посты носить нарядную праздничную одежду. Это было обусловлено самим статусом молодых. Они были обязаны "красоваться".Во многих губерниях России просватанная девушка могла носить специальную рубаху "долгорукавку", или "убивальницу" с длинными рукавами, суживающимися к низу. Рукава такой рубахи могли достигать 2-3 метров. Этот покрой был очень архаичным. В ней девушке полагалось "убиваться" и оплакивать своё уходящее девичество.

На время такого оплакивания девушку даже освобождали от домашних работ, ибо в такой рубахе делать что-то было бы весьма затруднительно. отсюда, кстати, пошло выражение " делать спустя рукава". Вообще-то, если честно, иногда я очень жалею, что у нас как-то ушёл из жизни этот обряд причитаний и "убивания" невесты. Почему? Свадьба - это стресс. Человек меняет свой социальный статус. Это и сегодня достаточно тяжело и материально, и психологически. Вчера ещё свободный, ни перед кем не обязанный отчитываться человек, вдруг становится ответственным и обременённым множеством обязанностей. А в традиционном обществе таких требований и обязанностей было ещё больше и они были ещё жёстче. да и положение женщины было принципиально иным. Слёзы и вопли позволяли снять стресс и психологически подготовиться к переменам в жизни.

Праздничную одежду украшали вышивкой, кружевом, ткачеством.

Ещё один тип северной рубахи. Верх составной из нескольких полотнищ. Рукава с прямыми поликами. Низ рубахи - "стан", "подстава" - не сохранился.

Бесполиковые рубахи и рубахи, имеющие выступ на рукаве, напоминающий полик, были известны так же у украинцев и белорусов.

Постепенно на смену сарафанному комплексу во многих северных и среднерусских губерниях стал приходить костюм-"парочка" состоящий из юбки и кофты, сшитых из одного материала. Рубаха в таком костюме постепенно превратилась в нижнее бельё. У неё исчезли рукава, появились лямки-бретели. Ещё наши матери, если помните, носили нижние рубашки-комбинации. Это - не что иное, как видоизменённая рубаха.
Продолжение следует.
Tags: история костюма, русская традиция, этническое
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Иллюстрация Дарьи Рычковой Контурная карта искусства: 20 главных частных культурных объектов Москвы…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Лувр оцифровал свою коллекцию и опубликовал в свободном доступе Французский музей Лувр оцифровал свою…

  • Фестиваль орхидей в Аптекарском - до 4 апр.

    На фестивале орхидей в Пальмовой оранжерее ботсада на Проспекте Мира в Москве как всегда больше всего фаленопсисов. Но много и других видов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Иллюстрация Дарьи Рычковой Контурная карта искусства: 20 главных частных культурных объектов Москвы…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Лувр оцифровал свою коллекцию и опубликовал в свободном доступе Французский музей Лувр оцифровал свою…

  • Фестиваль орхидей в Аптекарском - до 4 апр.

    На фестивале орхидей в Пальмовой оранжерее ботсада на Проспекте Мира в Москве как всегда больше всего фаленопсисов. Но много и других видов…