Лада Пескова (choco_lada) wrote in bellezza_storia,
Лада Пескова
choco_lada
bellezza_storia

Categories:

ЗОЛОТО ДОЛИНЫ ЦАРЕЙ

Оригинал взят у choco_lada в ЗОЛОТО ДОЛИНЫ ЦАРЕЙ

   Золото скифов до сих пор продолжает ошеломлять людей своими загадками и красотой. И это не удивительно, учитывая то, что на многие вопросы о нем до сих пор еще нет ответов. Мне посчастливилось это прочувствовать летом 2011, во время  моего посещения постоянной экспозиции произведений древнескифского искусства  IX- VII веков до нашей эры из курганов Аржаан-1 и Аржаан-2 в Национальном музее Тувы.  Сказать, что это поражает воображение- ничего не сказать! Коллекция золотых вещей из кургана Аржаан-2, экспозиция которых открылась в ноябре 2008 года, стала настоящей жемчужиной  мировой культуры.

Своим блеском и сенсационностью выставка обязана, бесспорно, находкам из кургана Аржаан 2, раскопанного открытой российско-германской археологической экспедицией  под руководством  К. Чугунова, Г. Парцингера и А. Наглера  в 2000-2004 годах.

С 2001 по 2005 год сокровища находились на реставрации в Государственном Эрмитаже, затем – на временных выставках в Петербурге, Берлине, Мюнхене и Гамбурге.

Прекрасные произведения древнескифского прикладного искусства мерцают спокойным золотым светом в витринах специально оборудованного  зала особого хранения, вход в который запрещен с сумками и фотокамерами.  В полумраке – стройные витрины из пуленепробиваемого стекла. Страховая сумма коллекции составляет 44 миллиона долларов. ес найденого золота 20 кг.

Эта коллекция поражает: ведь это все сделано не сегодня, а в VII веке до нашей эры. И не где-нибудь в Египте, Финикии или Китае, а среди таежных гор и степных долин Центральной Азии, вдали от общеизвестных центров цивилизации...


долина царей

Вид на Долину царей

В этом рассказе я буду ссылаться на археолога К.В. Чугунова, а так же  писателя и историка Иконникова- Галицкого. К великому сожалению, я не смогла сделать фотографии с экспозиции, поэтому будем смотреть на то, что нашлось в сети. У меня есть несколько журнальных фото более хорошего качества, но я не сделала их сканы. Могу лишь сказать, что нам посчастливилось там быть одним , вместе с замечательным экскурсоводом, которая подробно все рассказала. И ещё мы заметили  сильное энергетическое влияние, которое начинаешь испытывать находясь долго с этими вещами...

  Приступая к раскопкам главной могилы Аржаан 2, археологи уже догадывались: погребение избежало разграбления, в отличии от Аржаана-1,исследованного М.П.Грязновым и М.Х.Маннай-оолом на тридцать лет раньше и сильно пострадавшим от рук грабителей ещё в давние времена.

  В толстом слое красной глины, которой была засыпана яма, отсутствовали следы грабительского хода. На глубине более трех метров был обнаружен сруб из мощных лиственничных бревен. Глинистый слой как бы запечатал его, и погребение осталось недоступным даже для грызунов, червей и насекомых.

  Пол погребальной камеры был покрыт серовато-бурой студенистой субстанцией, смесью насыпавшейся сверху земли и перегнившей органики. В ней, среди прекрасных золотых вещей, лежали два остова.

  Скелет пожилого мужчины, умершего от тяжелой болезни: на его тазовых костях были обнаружены следы метастазов – злокачественных повторных опухолей.

  Останки молодой женщины – без признаков болезни или насильственной смерти. Видимо, она последовала в загробный мир за супругом, будучи опоена каким-то волшебным зельем.

  Их истлевшая одежда была некогда расшита тысячами золотых украшений. Рядом с мужским остовом – оружие, также обильно украшенное золотом.

УКРАШЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ЦАРЯ И ЦАРИЦЫ

Вот как описывает эту находку руководитель раскопок Аржаана-2 К. Чугунов:

«Под черепом мужского скелета компактно лежали остатки декора головного убора – четыре крупные бляхи в виде фигур лошадей с подогнутыми ногами и навершие в виде оленя, стоящего «на цыпочках».
s38894423
Олень с царского головного убора



Украшения вырезаны из золотого листа; глаза, рот, ноздри, скулы и уши животных оконтурены припаянной проволокой и инкрустированы стекловидной массой. Среди блях найдены золотые и бирюзовые бусы. Здесь же обнаружена одна литая бляшка в виде кошачьего хищника, аналогичная украшавшим костюм погребенного».

  Головной убор этот был невысоким и, наверное, округлым, прикрывающим шею, кожаным или, что всего вероятнее, выполненным из дорогого тонкого белого войлока. На него были нашиты в виде узора или к нему привешены золотые и бирюзовые бусины.
Любопытно, что центрально-азиатские скифы полностью игнорировали драгоценные камни и очень редко использовали в украшениях серебро, но весьма любили бирюзу, янтарь, а в сочетании с золотом иногда применяли цветные стекловидные пасты.

  Вполне возможно (хотя это только предположение), что венец сей был украшен разноцветными фигурными аппликациями. Во всяком случае, в одном из курганов урочища Пазырык на Алтае, где, благодаря мерзлоте, хорошо сохранилась органика, было обнаружено нечто подобное: округлая войлочная шапочка с украшениями из лоскутков кожи, выкрашенной разноцветными лаками.

К такой вот основе головного убора аржаанского царя были прикреплены шесть золотых изображений зверей, вырезанные из толстого золотого листа, украшали головной убор царя.

Примечательно, что четыре лошадки изображены в той же позе – с подогнутыми ногами и чуть наклоненными головами, в какой обнаружены были 14 жертвенных лошадей в общей конской могиле на площади кургана. При исследовании костей животных выяснилось, что все они принадлежали к разным табунам из разных, весьма удаленных друг от друга местностей. Это значит, что владыки Аржаана-2 управляли обширными территориями, выходившими за пределы современной Тувы.

  Золотые отражения жертвенных лошадей на шапке царя – возможно, символ безграничности его владений, распространяющихся на четыре стороны света. Головной убор был увенчан фигуркой оленя с длинными ветвистыми рогами, стоящего на вытянутых ногах, как бы на цыпочках. Олень – символ неба и солнца, и сам образ царя в представлении древних скифов заключал в себе черты солнечного божества.


1235732541_5

Лошадки с царского головного убора, смотрящие влево. Вторая пара смотрит вправо.

Любопытная деталь: одна из этих лошадок сообщила исследователям ценную информацию о предназначении погребального наряда аржаанского владыки.При внимательном изучении фигурки под микроскопом был обнаружен крохотный, незаметный для невооруженного глаза заусенец. Он образовался под рукой мастера в процессе резки. Заусенец настолько тонок, что он непременно бы отломился, если бы царь носил шапку с этой фигуркой при жизни хотя бы самое короткое время. И другие детали убора царя, за исключением шейной гривны, не сохранили на себе никаких следов использования. Более того, сам наряд был устроен так, что носить его при жизни было бы затруднительно.

Очень похоже на то, что он был изготовлен специально для совершения погребального обряда уже после смерти царя. Если это так, то все его композиционные, изобразительные, смысловые особенности служат одной задаче: успешному достижению усопшим владыкой цели загробных странствий.

Подобно великолепному убранству гробниц египетских фараонов, драгоценный и прекрасный наряд скифского владыки создавался вовсе не для земной славы и не для услаждения человеческих глаз, а для путешествий в таинственных, великих и страшных мирах, через которые суждено пройти ему после смерти.

Изображения животных на заупокойном венце аржаанского царя перекликаются с образами на головном уборе царицы.

ГРИВНА ЦАРЯ

   Обычай носить на шее замкнутый или разомкнутый обруч – гривну – как знак власти, возможно, пришел к восточноевропейским правителям от древних владык
степей. Во всяком случае, такие гривны – вырезанные из дерева, бронзовые,обтянутые золотой фольгой, совсем редко цельнозолотые – находят в погребениях
скифской знати.

    Царская гривна– расположена в отдельной витрине центре зала.Место выбрано неслучайно: по-видимому, гривна служила символом царской власти.Она представляет собой кольцо из толстого золотого прута, с лицевой сторон которого выделяется прямоугольный брус, сплошь покрытый маленькими фигуркам кошачьих хищников – барсов, или, как предпочитают их именовать археологи,пантер.
Одна из этих пантер утрачена, и это свидетельствует о том, что гривну цар носил при жизни. Окружность гривны сплошь покрыта изображениями зверей,несущихся друг за другом в неостановимом беге.

ЗОЛОТО СКИФОВ


Золотая гривна – символ царской власти



   Гривна имеет одну любопытную особенность: ее диаметр невелик: всего лишь
около двадцати сантиметров, и далеко не всякий взрослый человек сможет надет ее через голову. Вполне возможно, что символ власти надевали царю, когда он бы еще ребенком, и он носил его на шее, не снимая – до самой смерти.
Правда, обруч этот имеет форму овала, чуть сплюснутого, так что аржанский царь, по-видимому, мог, хоть и не без труда надеть и снять ее через голову, повернув на девяносто градусов.

Гривна не просто массивна: ее вес – более полутора килограммов чистог золота – уже ставит ее особняком в ряду аржаанских вещей. Перед нами, возможно главный символ власти того человека, который носил ее на своей шее.


Вот как описывает эту находку руководитель  раскопо Аржаан-2 К. Чугунов:

  «В области шейных позвонков мужского скелета лежала литая золотая гривна - самый массивный предмет, найденный в могиле.Лицева сторона ее выполнена в виде прямоугольного в сечении бруска, на передней верхней грани которого напаяны фигурки стоящих кошачьих хищников, образующи ровные ряды. Миниатюрные профильные изображения образуют четыре ряда по 2 фигурки на лицевой (одна фигурка утрачена в древности) и два – на верхне грани.

На гладкой внутренней поверхности бруска процарапан тамгообразный знак напоминающий букву «М». Опоясывающий шею круглый в сечении прут весь покрытый изображениями различных животных, композиционно расположенными по спирали».

Эти изображения животных композиционно и стилистическ очень близки к тому, что мы  позже увиди на шпильках женского головного убора.
Правда, обруч гривны гораздо толще шпилек, изображения на нем крупнее вырезаны более рельефно. Авторская манера мастера тоже иная. Но принци построения изображения и, надо полагать, заложенный в него смысл – тот ж самый.

Перед нами неподвижное шествие зверей, фигуры которых плотно вписаны друг друга. Все они изображены с подогнутыми ногами, но в напряженных позах, отчего кажется, что звери ползут. Самое удивительно- ни одно изображение не повторяется!

Все они развернуты в одном направлении: голова следующего упирается в круп или хвост предыдущего. Эта цепь, или, лучше сказать, кинолента, закручена по спирали вокруг обруча, в результате чего на каждом его отрезке соседствую вереницы зверей, движущиеся в противоположных направлениях.

Как и на шпильках, животные здесь хорошо узнаваемы. Лошадь, олень, козел, верблюд-бактриан, кабан, антилопа-дзерен, баран, косуля. Труднее распознать породу кошачьего хищника: его образ стилизован сильне других. Тяжелая голова, короткий закрученный хвост.


1237031379_2

Фрагмент гривны



ШПИЛЬКИ  И СЕРЬГИ ЦАРИЦЫ

Ни одна женщина не сможет спокойно пройти мимо этих украшений: в самом деле, их дизайн настолько современен, а качество исполнения настолько великолепно, что самая привередливая модница почла бы за счастье надеть их на себя.

Головной убор царицы  видимо, представлял собой что-то вроде парика, соединенного с войлочной шапкой и с прической. Скреплялся он двумя золотыми шпильками длиной около 30 сантиметров и толщиной не более шести миллиметров.

1236372883_2
Олень с навершия золотой шпильки из головного убора царицы стал символом Национального музея Республики Тыва


1236372835_3

Большая шпилька

Шпильки эти – поистине чудо. Каждая из шпилек представляет собой заостренный с одного конца золотой прут толщиной не более шести миллиметров. Каждая покрыта резьбой, в которой наш глаз поначалу видит какой-то замысловатый вихревой орнамент.

И только приглядевшись, рассмотрев хорошенько их под лупой, мы с изумлением начинаем различать в бесчисленных переплетениях линий образы животных, динамично устремленных друг за другом, настигающих друг друга, плотно прилегающих, как бы вписанных друг в друга.

Это своеобразное звериное шествие закручено вокруг стержня по спирали, так что увидеть его целиком с одной точки невозможно. Размеры каждого зверя – менее сантиметра.

Им в высшей степени присуще характерное для многих аржаанских изображений сочетание изящества, стилизации и реалистичности. В каждом из них можно точно опознать того или иного конкретного представителя центрально-азиатской или южно-азиатской фауны.

Вот антилопа дзерен, вот горный козел, вот безрогая самка марала, вот и сам олень с огромными ветвистыми рогами. Вот кошачий хищник, как две капли похожий на уже известную нам «пантеру» – то ли снежный барс, то ли лев. А вот двугорбый верблюд-бактриан, вот бык-зебу с отвислой шеей и чуть опущенными широкими рогами.

Большинство копытных изображены с подогнутыми ногами, в той же позе, что и лошади на царской шапке. А в контуры их тел вписаны изогнуто-каплевидные фигуры, напоминающие известный орнамент современного текстиля, так называемые «огурцы». Образам животных они придают рельефность, пластичность. Размер каждого такого «огурца» – около двух миллиметров.

Проработка изображений зверей настолько совершенна, что, кажется, можно почувствовать их настроение, выражение их физиономий, никак не скажешь «морд». Все это звериное царство неподвижно, и в то же время оно как будто несется куда-то в нескончаемом вихре.

Каким надо обладать мастерством, какой рукой, каким глазом, каким гениальным воображением, чтобы создать все это – без увеличительного стекла и без права на ошибку?

Навершия шпилек тоже непростые.

Та, что поменьше, 30-сантиметровая, увенчана объемной фигуркой оленя. Он, в общем, похож на того, который венчал шапку царя, тоже стоит «на цыпочках», но весь его образ спокойнее и в то же время фантастичнее.

Его неправдоподобно крупная голова с большими заостренными ушами не закинута в трубном крике, а спокойно уставлена вперед; длина его рогов в полтора раза превосходит длину туловища. Во всем его обличье поражает тонкость и точность стиля, дизайнерское мастерство, с которым он вписан в общий замысел предмета.

Большая шпилька заканчивается странной выемчатой полусферой, этакой крохотной ложечкой. По-другому истолковать этот предмет трудно; его назначение останется загадкой.

И рядом – плоская прорезная фигура, напоминающая одновременно голову птицы и взбирающиеся вверх по ветке языки пламени.

Головной убор царицы был украшен двумя золотыми лошадками, очень похожими на те, которые были расположены на шапке ее супруга. Разве что более стилизованные, более условные изображения гривы и подогнутых ног, да более выраженная поджарость, стройность тел отличают эту пару от мужской «квадриги».

Еще одна фигура – золотая «пантера», очень похожая на царскую, только крупнее ее. В общем, набор зверей на головных уборах царя и царицы одинаков, если не учитывать, конечно, «зверинец» на стержнях шпилек.

Значит надо полагать, что сакральный статус молодой жены был почти столь же высок, как и статус ее пожилого мужа, властелина скифов. Во всяком случае, ее место в загробном мире, населенном мифологическими персонажами в образе зверей, было прочно закреплено – рядом с супругом.

И в подтверждение тому – пламевидная фигурка, напоминающая в то же время повернутую влево голову хищной птицы с могучим клювом. Этот золотой протуберанец, по-видимому, венчал царицын головной убор.

У ее мужа – огнерогий олень, у нее – язык священного пламени над головой.

Удивительный облик этой загадочной молодой женщины дополнялся еще одной деталью – серьгами особого вида и свойства.



1236372863_4

Константин Владимирович продолжает рассказ:

  «Ниже черепа найдены две серьги. Они изготовлены в виде плоского несомкнутого кольца и припаянного к нему конусовидного колпачка, покрытого зернью, с клювовидными эмалевыми вставками. Плоские дужки серег украшены геометрическим узором из припаянных перекрученных проволочек.

Как и у серьги мужского скелета, в основаниях конусовидных колпачков имеются отверстия, к которым привязывались низки обнаруженных рядом бус – таких же, как и на головном уборе.

На дужку каждой серьги надета муфта в виде гладкого цилиндра с плоским кольцом с одной стороны. Внешняя поверхность этого кольца украшена чередующимися треугольниками зерни и эмали. На гладкие цилиндры этих муфт могли наматываться косы.

Кроме того, на кольцо левой серьги надета золотая цепь из круглых проволочных звеньев. От нее же отходила низка золотых пронизей-«пружинок», которая спускалась до пояса.

Ряд таких же пронизей, чередующихся с бирюзовыми бусами, был зафиксирован рядом с правой серьгой. Можно предположить, что и цепочка, и низки из пронизей и бус были вплетены в длинные косы».

Серьги эти – крупные, массивные, а вместе с привешенными к ним бусами – просто тяжелые.

  Предположение, что низки из золотых пронизей и бирюзовых бусин были вплетены в косы, выглядит очень убедительно – иначе непонятно было бы, как эти тяжеловесные украшения могли держаться и не падать.

  Но при этом серьги все же таят в себе загадку. На них нет никакой застежки, никакого приспособления, при помощи которого они могли прикрепляться к ушам или хотя бы к головному убору. Конструкция серег необычна: сочетание дужки с шайбовидной муфтой, одна сторона которой, покрытая зернью и эмалью, явно лицевая. Если предположить, что эти украшения крепились к головному убору наподобие височных колец, или вплетались в косы, то непонятным остается назначение и оформление муфты. Все это наводит на мысль, что серьги вдевались в уши при помощи муфт, а для этого в мочках ушей проделывались отверстия и растягивались до нужного размера: около двух сантиметров. И опять вопрос: проделывалась ли эта операция при жизни или после смерти? Носила ли прекрасная царица свои необыкновенные серьги при жизни, или перед нами деталь, специально изготовленная для ее посмертного наряда?

Конечно, нельзя вновь не восхититься мастерством и вкусом древних ювелиров.

  При своей массивности, серьги не выглядят грубыми или тяжеловесными. Их формы и пропорции точно выверены, а благодаря узорам из тончайшей золотой проволоки и мельчайшей зерни, они даже кажутся ажурными, легкими.

Эта зернь тоже таит в себе одну из загадок, на которые так щедр курган Аржаан-2. Диаметр каждого золотого шарика, напаянного на поверхность серьги – менее миллиметра. Как они изготовлялись? Непонятно.

Но удивительнее всего другое: на одежды царя и царицы был нашит золотой бисер примерно такого же размера, но при этом внутри каждой бисеринки было проделано микроскопическое отверстие для нити…

Об этом рассказывает Константин Чугунов:

  «В районе грудной клетки погребенной, среди золотых бляшек костюма также найдено большое количество разнообразных бус. Здесь обнаружены мелкие цилиндрические бусы из бирюзы и янтаря, граненые просверленные кристаллы пирита, небольшие золотые бусы, спаянные из двух половинок.

Вероятно, было значительное количество стеклянных бус, для которых микроклимат могилы оказался губителен и сохранились только их мелкие обломки. Возможно, бусами был вышит нагрудник.

Наличие нагрудника косвенно подтверждает расположение крупных бирюзовых и янтарных бусин каплевидной формы, а также золотых округлых подвесок, группирующихся в районе пояса и перед грудью погребенной. Они могли быть нашиты на нижний край нагрудника.

Здесь же, в группах по три экземпляра, найдены биконические золотые подвески. Либо они украшали нагрудник, либо были вплетены в косы.

К личным украшениям женщины относится браслет в виде витой золотой цепочки, найденный на ее левом запястье. Он был обнаружен после удаления правого крыла таза мужчины, которое упало в процессе разложения тел».

Нагрудник, аналогичный тому, о котором говорит Чугунов, был найден в Пятом Пазырыкском кургане (Горный Алтай) в 1949 году.

Пазырыкский нагрудник представлял собой весьма яркое и пестрое дополнение к женскому наряду: разноцветные меха, узоры из крашеной кожи, золотые бараньи головки.

Если костюм аржаанской царицы украшал подобный предмет, да еще расшитый бусинами из бирюзы, янтаря, пирита и цветного стекла, то общий вид этого костюма был куда пестроцветнее, чем это изображено на реконструкциях, сделанных в Эрмитаже.

Янтарь, украшавший некогда перси царицы, был подвергнут специальному лабораторному анализу.

По составу присутствующих в нем кислот удалось определить, что это янтарь балтийский. Это значит, что уже в VII веке до н.э. между Центральной Азией и Северной Европой – а это расстояние в пять-шесть тысяч километров – существовали торговые связи, функционировали пути сообщения.

Что касается стеклянных бусин, то они в те давние времена производились только в одном уголке вселенной: в Восточном Средиземноморье, в Финикии. Тоже не ближний свет.

Заметьте: еще не существует классическая Эллада, Рим – крохотный городишко, затерянный в волчьих дебрях Лация. Еще не родился Сиддхарта Гаутама, которому суждено стать Буддой; и человечество не знает ни алфавитного письма, ни монеты.

И в это время неведомые нам люди совершают путешествия через горные хребты и великие реки, буквально – «за тридевять морей», доставляют царям и царицам центрально-азиатской Скифии ценные товары с балтийских и средиземноморских берегов.


Продолжение следует...

Источники:
К. В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер.- Золотые звери из долины царей.- Издательство Государственного Эрмитажа.
Цикл статей Анджея Иконникова-Галицкого для еженедельника "Центр Азии"-
http://www.centerasia.ru/issue/2008/45/2333-skifi-v-zolotom-siyanii.html
Фото- Виталия Шайфулина
Ежеквартальный журнал " Культура и искусство Тувы"

Tags: выставки, история ювелирных украшений, музеи, этническое
Subscribe

  • Рай небесный на земле

    Вам не хватает ярких цветов в это время года или, может быть, после продолжительной изоляции? Значит, надо посмотреть на "Рай небесный на…

  • Анна Павлова - неумирающий лебедь русского балета

    12 февраля 1881 родилась Анна Павлова - одна из величайших балерин XX века. Она появилась на свет в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В…

  • Лес зимой. Исаак Левитан

    Исаак Левитан. Лес зимой, 1880-е. Картон, масло. Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого Среди многочисленных пейзажей русской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Рай небесный на земле

    Вам не хватает ярких цветов в это время года или, может быть, после продолжительной изоляции? Значит, надо посмотреть на "Рай небесный на…

  • Анна Павлова - неумирающий лебедь русского балета

    12 февраля 1881 родилась Анна Павлова - одна из величайших балерин XX века. Она появилась на свет в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В…

  • Лес зимой. Исаак Левитан

    Исаак Левитан. Лес зимой, 1880-е. Картон, масло. Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого Среди многочисленных пейзажей русской…