Лада Пескова (choco_lada) wrote in bellezza_storia,
Лада Пескова
choco_lada
bellezza_storia

Categories:

ЗОЛОТО ДОЛИНЫ ЦАРЕЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Продолжаю рассказ о золоте Долины царей, которое мне посчастливилось увидеть в Национальном музее Тувы. Начало рассказа- http://bellezza-storia.livejournal.com/184826.html

ПЕКТОРАЛЬ ЦАРИЦЫ

Рассматривая наряд царицы, невозможно не вспомнить о еще одном предмете, который, правда, был найден лежащим отдельно.

Это шейное украшение в виде полумесяца – пектораль, вырезанная из толстого золотого листа и украшенная необычными изображениями. Сейчас она красуется в отдельной витрине в центре зала специального хранения тувинского Национального музея.

Пектораль удивительно современна по дизайну. Выстави ее сейчас на самой престижной ювелирной экспозиции мира – и она будет иметь несомненный успех. Многие, многие светские модницы будут мечтать украсить свою шею золотым полумесяцем из сокровищницы аржанской царицы.

Пектораль почему-то не была надета на шею усопшей, а повешена в западном, «женском» углу погребального сруба на вертикальную жердь, вставленную в пол.

Истлели кожаные ремешки, на которых пектораль висела, обломилась и упала жердь, и золотой полумесяц оказался на полу. На нем мы снова видим образы зверей, только они не лежат и не идут плавно, а мчатся в сумасшедшем галопе. Их образы подчинены экспрессии стремительного бега: задние ноги отброшены назад и удлинены по сравнению с передними, поджатыми.

Головы копытных высоко подняты, их черты упрощены и сильно стилизованы. Летящая стремительность их поз подчеркнута тем, что фигуры не примыкаюдруг к другу плотно, как на шпильках и гривне. Разделяющее их пространство заполнено резным вихревым орнаментом.

1238783068_1

154488721
Бегущие звери на нагрудном украшении супруги царя

Следующие две витрины, в которых выставлены самые массовые изделия мастеров Аржаана-2.

Это фигурки пантер, которыми были расшиты верхние одежды царя и царицы. Всего на мужском наряде их насчитывалось более трех тысяч, на женском – около двух с половиной тысяч. Каждая – размером в сантиметр. На одежду они были нашиты в виде сложных пламевидных узоров. Триста таких пантер остались на постоянном хранении в Эрмитаже. Благодаря кропотливой, подвижнической работе археологов и экспедиционного художника Владимира Ефимова, которые миллиметр за миллиметром снимая с золотых украшений вязкий перегнойный слой, точно фиксировали положение каждой из бляшек, удалось полностью восстановить эти узоры. Их можно увидеть на фотографиях мужского и женского манекенов, выполненных специалистами из Эрмитажа.



s84549118

А рядом с пантерами мужского убора – небольшой квадратик, напоминающий по виду золотую парчу. Но это не парча, а мельчайший золотой бисер, которыми были расшиты штаны царя.

Каждая бисеринка – диаметром менее миллиметра, и в каждой – отверстие, через которое была продета нить. На восстановление только этого небольшого фрагмента в ходе реставрационных работ ушло полтора месяца. Как древние мастера умудрились сделать это, не зная увеличительных стекол и современных технологий? Загадка.

Слово Константину Чугунову:

«Погребенный мужчина был одет в штаны, сплошь вышитые мелким золотым бисером кольцевидной формы. Колечки, имеющие диаметр около одного миллиметра, фиксировались на костях и под ними, начиная от тазовых и заканчиваясь у стоп.

На костях стоп зафиксировано скопление бисера несколько иной формы – в виде расплющенных золотых трубочек. Им, вероятно, была расшита обувь погребенного.

К обуви – очевидно, это были сапоги – относятся также широкие пластины из листового золота, опоясывающие берцовые кости ниже коленных суставов. С внутренней стороны одной из этих пластин сохранился фрагмент светлого войлока, позволяющий судить о материале и цвете обуви.

Здесь же зафиксированы не потревоженные участки бисерного шитья. Судя по ним, колечки бисера нашивались прямыми параллельными низками сверху вниз».

Обилие золотого бисера на штанах свидетельствует в пользу того предположения, что одежды эти изготавливались специально для погребения. Носить их при жизни было бы затруднительно, да и бисер бы наверняка осыпался.



1332150541_p1020542

Совершенно ровный и круглый золотой бисер, в котором не понятно как делалось отверстие...



Этот бисер принес археологам новую неожиданную мороку. Расчистить его, сохранив in situ было попросту невозможно. Более того, даже отделить бисеринки от вязкого грунта составляло трудноразрешимую задачу.

Перед археологами лежал слой невиданного состава: смесь земли, продуктов разложения органики и мельчайших золотых зернышек, создававших ощущение нематериального сияния, идущего изнутри. К тому же беспокойная ситуация, складывавшаяся вокруг золотого кургана, заставляла поторапливаться с завершением работ.

Пришлось снимать бисер вместе с грунтом, складывать в банки и везти в Эрмитаж. Только там бисер удалось очистить.

Глядя на маленький фрагмент ткани с бисером, выставленный в витрине Национального музея, задаешься вопросом: как такое возможно? Представьте себе: сколько золотых бисеринок нужно было изготовить, чтобы сплошь расшить ими погребальные штаны? И каждая бисеринка диаметром не более миллиметра, и внутри каждой проделано отверстие, через которое она нашивалась на материю.

Этот реконструированный в Эрмитаже кусочек золотой ткани – результат работы младшей дочери Константина Владимировича Ольги. Полтора месяца она, напрягая глаза над увеличительным стеклом, нанизывала крохотные бисеринки на шелковые нити, концы которых обрабатывала лаком для придания им твердости, а затем нашивала бисер на матерчатую основу. За полтора месяца ей удалось таким манером вышить кусочек ткани примерно 10 на 10 сантиметров.

Как справлялись с этой работой древние мастера или мастерицы – между прочим, без помощи какой-либо оптики? Насколько острым должно было быть их зрение, твердой рука! Казалось бы, такое просто невозможно. И, тем не менее, такое было сделано.

Технология изготовления золотого бисера не менее загадочна, чем способ его нашивки на материю. Размеры бисерин такие же, как и у зерни, которой покрыты серьги и некоторые другие украшения царских одежд.

Но если еще можно представить себе способы отливки мельчайших сплошных золотых шариков диаметром менее миллиметра, то каким образом в них удалось проделать отверстия для тончайшей нити – понять совсем уж трудно.

И ведь это все сделано не сегодня, а в VII веке до нашей эры. И не где-нибудь в Египте, Финикии или Китае, а среди таежных гор и степных долин Центральной Азии, вдали от общеизвестных центров цивилизации.


НОЖИ И КИНЖАЛЫ

Важная деталь обоих костюмов – пояса, портупеи и ножны с кинжалами и наборами ножей.

Скифы были прежде всего воинами, причем, не только мужчины, но и женщины. Во всяком случае, оружие нередко находят в погребениях знатных скифских дам.

То, что осталось от царского оружия из Аржаана-2, собрано в отдельной витрине. Это два кинжала (специалисты называют их акинаками), четыре ножа, золотые украшения ремней и ножен.

1226698620_5


Акинак аржаанского царя массивнее, крупнее, чем у царицы, и украшен он богаче. Этот кинжал – один из самых удивительных экспонатов аржаанской коллекции. Собственно, это, скорее, не кинжал а короткий меч: его длина 38 см, а вместе с ножнами – около 45 см.

1238783028_4

Акинак после реставрации


Он сделан из железа, что уже само по себе необычно: до сих пор считалось, что скифы стали использовать железо лишь на исходе своей истории, на три-четыре столетия позже аржаанской эпохи.

Напомним читателю, что курган Аржаан-2 датируется серединой VII века до н.э. В те времена железо было редкостью, и ценилось, пожалуй, дороже золота. Середина клинка и вся поверхность рукояти, навершия и гарды покрыты изображениями, среди которых можно вновь различить знакомых нам животных.

Два страшных тигра терзают косулю. Их симметрично изогнутые тела образуют гарду и навершие рукояти. Вдоль оси рукояти и клинка ползут друг за другом копытные и хищники. По краям их образы переходят в вихревой орнамент.

Эти изображения выполнены из тончайшей золотой нити и золотой фольги, закрепленной на железной поверхности каким-то загадочным способом. Во всяком случае, специалистам Эрмитажа так и не удалось до конца раскрыть секрет их изготовления. А ведь технология эта настолько совершенна, что позволила золотым зверям пережить двадцать семь столетий, на протяжении которых гладкая железная поверхность превратилась в бугристое поле ржавчины.

Акинак, да и все остальные выполненные из железа и инкрустированные золотом предметы из аржаанской коллекции – не только шедевры древнескифского искусства, но еще и памятник эрмитажным реставраторам.

Там, где в погребении находилось железо (на поясах царя и царицы и в северном углу сруба, где лежали стрелы и чекан), перед археологами предстали спекшиеся комки бурой ржавчины, готовой рассыпаться в труху при первом же прикосновении.

Извлечь эти бесформенные конгломераты из погребения удалось с большим трудом, а обнаружить золотой рисунок и восстановить его стало возможно только в реставрационных лабораториях Эрмитажа.


1238783032_6

Женский кинжал после реставрации



Реставрация одного только царского акинака продолжалась больше года. Повозиться пришлось и с маленьким изящным женским кинжалом, и с ножами, рукояти которых тоже покрыты золотым орнаментом.

В отдельной витрине собраны наконечники стрел, украшения лука, детали горита – футляра, в котором хранились лук со стрелами.



  s47005547
 
Золотые детали горита – футляра для лука и стрел.

 
1239404825_1

 Фигурки кабанов с горит


1239404812_4

Пряжка портупейного ремня


Самое примечательное украшение лука – голова оленя с высокими рогами. Собственно, голова здесь только намечена: общий контур морды, прорезь – пасть, прорезь – глаз
  Полет волшебной стрелы

  











Еще одна интересная деталь. При стрельбе рука хозяина поднимала лук вверх, и изображение головы с древовидными рогами оказывалось как раз на уровне лба скифского владыки. Огненный царь-олень взлетает в небо, ввергая в неведомую даль свою светоносную посланницу – стрелу.



Вот что рассказывает Чугунов о найденных стрелах:

«Наконечники стрел, подавляющее большинство которых изготовлено из железа, сильно корродировали. 25 экземпляров имели трехгранную головку и зажимное устройство насада в виде двух плоских «лапок», длина которых у наиболее сохранившихся наконечников достигает 4,5 см.

На поверхность граней зажимных наконечников стрел нанесен криволинейный узор, выполненный из золота и серебра. Один экземпляр выделяется из общей массы. Величина его трехгранной в сечении головки почти вдвое превышает размеры других наконечников. Абрис граней – листовидный. На каждой грани этой стрелы – ажурная аппликация из золота, изображающая фигуру хищной птицы с повернутой назад головой и голову антилопы перед ней».

1239404768_5


Но особое место в этом железно-золотом зверинце занимает та самая двадцать пятая стрела.

Она вдвое крупнее и массивнее остальных и ее форма отличается большей округлостью, внушительностью, если угодно – монументальностью. Мотивы, разбросанные в виде орнаментальных деталей по граням остальных стрел, здесь как бы сведены воедино – и образуют вполне сюжетную композицию. Несомненно, великая стрела в колчанном наборе погребенного царя была наделена особой функцией, особой ролью, особым смысловым значением.

Рискнем высказать предположение: она являлась его сакральным «Альтер эго», одним из воплощений его души. А в практическом плане – его личным знаком, подтверждающим царскую волю: чем-то вроде государственной печати.




  1224279269_i

Деревянный ковш с ручкой из золотой фольги

Вопросы технологии составляют одну из самых малопонятных сторон всего комплекса Аржаана-2.

Прежде всего, поражает качество золотого литья (как, впрочем, и бронзового). «Пантеры» с мужского костюма и прочие многочисленные литые украшения сделаны настолько совершенно, настолько точно, без помарок, что невозможно сомневаться в существовании у создателей аржаанского комплекса превосходной школы художественного литья.

А между тем, многим вещам из Аржаана-2 нет аналогий с точки зрения техники их исполнения, а если и находятся таковые, то они происходят из мест, весьма от Уюкской долины отдаленных.

Конечно, золото было главной целью грабителей курганов во все времена, поэтому литых золотых изделий в древних погребениях сохранилось очень мало. Но все-таки странно это практически полное отсутствие следов деятельности аржаанской золотолитейной школы в пределах Саяно-Алтайского региона.

Возникает ощущение, что мир аржаанских ювелиров возник из небытия мгновенно, как по мановению волшебной палочки, и притом сразу же в совершенном виде. Но ведь так не бывает! Где его истоки и корни? Пока непонятно.

В заключении хочу сказать, что по мнению Константина Чугунова и ведущих археологов Германии, находкам в кургане Аржаан-2 нет аналогий в археологии.Все образцы компонентов скифской триадынастолько высокоразвиты, то изначально мы даже не могли представить себе, что они созданы раньше, чем  в VI веке до нашей эры. тщательный анализ и царских захоронений, и могильников,не принадлежавшихпредставителям скифской знати, показал6 они созданы позже VII века до нашей эры.
Это переворачивает представление об азиацкой кочевой культуре: о происхождении и развитии скифского искусства, превосходящнго по уровню развития даже современное ему искусство Архаичной Греции, можно говорить совсем в ином ключе. Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии.



Источники:
К. В. Чугунов, Г. Парцингер, А. Наглер.- Золотые звери из долины царей.- Издательство Государственного Эрмитажа.
Цикл статей Анджея Иконникова-Галицкого для еженедельника "Центр Азии"- http://www.centerasia.ru/issue/2008/45/2333-skifi-v-zolotom-siyanii.html
Фото- Виталия Шайфулина
Ежеквартальный журнал " Культура и искусство Тувы"

Tags: выставки, история ювелирных украшений, музеи, этническое
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Осень в Подмосковье

    В парке музея-усадьбы Архангельское можно шататься бесконечно. А т.к.на дворе была дивная осенняя пора и солнечная погода, вообще не хотелось…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Король парфюма Эрнест Бо: в его московском саду благоухали розы Вот уже целое столетие духи…

  • Осень на прудах

    С утра в лесу на прудах никого, тишь да благодать. Много нырковых уток: черноголовая нехлять, гоголь Гоголь Ветра нет, в воде отражения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Recent Posts from This Community

  • Осень в Подмосковье

    В парке музея-усадьбы Архангельское можно шататься бесконечно. А т.к.на дворе была дивная осенняя пора и солнечная погода, вообще не хотелось…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Король парфюма Эрнест Бо: в его московском саду благоухали розы Вот уже целое столетие духи…

  • Осень на прудах

    С утра в лесу на прудах никого, тишь да благодать. Много нырковых уток: черноголовая нехлять, гоголь Гоголь Ветра нет, в воде отражения…