Ирина Левина (il_ducess) wrote in bellezza_storia,
Ирина Левина
il_ducess
bellezza_storia

Category:

Фабрика Хлебниковых на Швивой горке

Оригинал взят у il_ducess в Фабрика Хлебниковых на Швивой горке
На углу Рюмина переулка и Яузской улицы стоит старая фабрика эмальера Хлебникова.
Москва
«» на

Корпуса фабрики тянутся по Рюмину переулку


(ценный градоформирующий объект)

Историю этого производства и чудесные работы показал нам в двух постах kykolnik

Оригинал взят у kykolnik в Русские эмали. Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881)
Русский эмальер, занимающий ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы.

Хлебников Иван Петрович
1819 - 1881

Так получается, что сохранились лишь сведения о фирме «Иван Хлебников», и совсем нет сведений о частной жизни Ивана Петровича. Да и о профессиональной деятельности ювелира до возникновения фирмы практически ничего неизвестно.

Предположительно он был продолжателем дела своего отца, Петра Хлебникова, состоящего в купечестве с 1832 года и имевшего торговое или производственное ювелирное заведение.

В «Справочной книге о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства за 1869 год» сказано, что он «торгует бриллиантами, золотыми и серебряными вещами в городской части в Серебряном ряду».

Во всех документах Иван Петрович упоминается как московский 1-ой
гильдии купец или «московский фабрикант», а с 1879 года и как «петербургский купец».

Сохранилось прошение от 1871 года на имя московского генерал-губернатора о «дозволении открыть в Яузской части, в доме Нарышкина, фабрику золотых и серебряных изделий». Прошение было одобрено, и «к 1871 году, занимаясь около сорока лет торговлей серебряными и золотыми изделиями, я открыл фабрику оных…» в собственном доме на Швивой горке, которую в просторечье называли «Вшивой» (происхождение названия от поселения швей).


Фабрика к 1880 году насчитывала около 200 рабочих и годовой оборот до 300 тысяч рублей. «Вырабатывалось до 500 пудов серебра, 10 пудов золота, бриллиантов и камней до 600 тысяч». Это было высокомеханизированное предприятие, работающее во всех видах золотого и серебряного производства. При фабрике были открыты две школы - рисовальная и скульптурная на 35 учеников.


Впервые имя придворного поставщика Хлебникова прозвучало на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где витрина его произведений обратила на себя «серьезное внимание» экспертов и заслужила две медали. Иван Петрович Хлебников демонстрировал удачно подобранную и разнообразную коллекцию изделий в русском стиле. Особо отмечали створы складня, украшенные эмалью, от которых «так и веяло стариной», и за «разработку стиля родной старины».



Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Складень-триптих «Сошествие Святого Духа на апостолов»;
на створках Святая Великомученица Варвара и Святой Петр, митрополит Московский


Растущая слава фабрики доставляла ей самые почетные заказы. Вместе с фирмой «Никольс и Плинке», а также с ювелирами Павлом Акимовичем Овчинниковым (1830 – 1888) и Иваном Екимовичем Морозовым (1825-1885) участвовали в поновлении серебряных дворцовых сервизов.

• для Гатчинского и Аничкова дворцов фабрика Хлебникова изготовила 160 новых предметов «Золоченого сервиза» выполненного мастерами Г.Ф. Экартом и И.Г.Бломом еще в 1759-1784 гг.
• для других сервизов этих же дворцов сделаны недостающие предметы.
• обновлен «Десертный сервиз» с вензелем Екатерины II, подаренный князем Г. Потемкиным;
• «Орловский сервиз», изготовленный в 1772-1776 годах;
• «Четвертый походный сервиз», поступивший в императорский дворец в 1797 г. от дарителя – купца Глазунова;
• для нескольких сервизов «Зимнего дворца» по старым образцам сделаны кофейники, чайники, сахарницы, молочники, чайные ложки и ложки для соли, кроншалы (четырехугольные плоские блюда для жаркого).

С 1872 года фирма уже именовалась «поставщиком двора Великого князя Константина Николаевича». Это являлось почетным отличием, и свидетельством хорошей репутации у заказчиков. Мода на изделия Хлебникова распространялась.



Уже став знаменитым ювелиром, добившись признания, Иван Петрович мечтал о наиболее почетном звании – «Поставщика императорского двора». В 1875 году он писал: «право именоваться поставщиком Двора… послужит для меня и будущих преемников моего дела – моих наследников – самым неоценимым поощрением для честного продолжения труда и драгоценною оценкою трудов, положенных на совершенствования моей фирмы».

Наконец, в 1879 г. пришло долгожданное разрешение именоваться «Поставщиком российского императорского двора» и изображать государственный герб на вывеске.

Одновременно фирма Хлебникова удостоилась звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского.





Иван Петрович скончался в 1881 году, в возрасте 62 лет, и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре. Могила не сохранилась.

Дело унаследовали сыновья: Михаил, Алексей, Николай и Владимир (в деле отца с 1879 года). Уже в 1882 году на их фабрике работало 300 мастеров. Это были серебряники, медники, чеканщики, «золотари», «галантерейщики», эмальеры и филигранщики. Они представляли все отрасли златокузнечества. Имелись специализированные мастерские, число рабочих в которых достигало 1000 человек.

Слава фабрики и ее авторитет после кончины Ивана Петровича не уменьшились. На равне с лучшими московскими ювелирами-фабрикантами фирма участвовала в украшении храма Христа Спасителя. Хлебниковы по своим рисункам изготовили для храма почти 50 культовых предметов: дарохранительницы, потиры, водосвятные чаши, кувшины для святой воды, кадила, блюда, лампады.





Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Лампады»


Однако финансовое благополучие фирмы обеспечивала продукция массового спроса. В большом количестве выпускались более скромные серебряные вещи, посуда, столовые приборы и ювелирные украшения.

В 1888 году они на базе фирмы основали торгово-промышленное акционерное общество под названием «Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий «И.П. Хлебников, сыновья и К°». Вскоре оно, расширяясь, поглотило «известные ювелирные магазины и фабрики господ Сазиковых в Москве и С.- Петербурге, которые перешли в собственность фирмы».




Фирма «И.П. Хлебников, сыновья и К°» выполняла изделия в основном в русском историческом стиле, отдавая дань и новому направлению – стилю модерн. Они сотрудничали с талантливыми художниками, скульпторами и архитекторами для создания эскизов, рисунков и моделей. Вот лишь некоторые имена: Иван Петрович Балашов (1842–1919) , Евгений Александрович Лансере (1848 - 1887), Владимир Александрович Гартман (1934 - 1873), Иван Павлович Ропет (1845 - 1908), Алексей Викторович Щусев (1873 - 1949).

Изделия в стиле «модерн» производства мастерской Ивана Хлебникова





Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Ковши»


Московская дворцовая контора неоднократно приглашала фирму Хлебниковых для участия в реставрационных работах на территории Кремля:
• в 1896 году по рисункам Николая Владимировича Султанова (1850 – 1908) изготовлен шестиярусный бронзовый золоченый, чеканный с эмалью оклад для иконостаса Благовещенского собора.
• в 1913 году по рисункам Ивана Павловича Машкова (1867-1945) выполнен камерный, небольшой оклад для иконостаса Дмитриевского придела Успенского собора. Высокохудожественные, мастерски исполненные, они и сегодня украшают соборы Кремля.

«К 1897 году завод братьев Хлебниковых имел 2 паровые машины и 1 паровой котел. Продукции было выработано на 172 372 рубля» (каталог М.М. Постниковой «Золотое и серебряное дело XV – XX веков»)


Достижения семьи ювелиров Хлебниковых в развитии русского ювелирного дела не остались незамеченными.
Иван Петрович был пожалован бронзовой медалью на Аннинской ленте, пятью золотыми медалями для ношения на шее: двумя – на Станиславской ленте и по одной – на Аннинской, Владимирской и Александровской лентах.
Старший сын – Михаил Иванович – в 1881 году награжден орденом Станислава третей степени, в 1883 году ему присвоено звания почетного гражданина г. Санкт-Петербурга.
Остальные братья вошли в сословие почетных граждан в 1887 году.


24 июня 1917 г. фабрика закрылась. Паи предприятия были пожертвованы одним из Хлебниковых по завещанию Московскому уездному земству. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в «Московский платиновый завод», который в основном выпускал всевозможные изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий, а кроме того, небольшое количество серебряных ювелирных изделий, главным образом предметов столовой сервировки – ложек, вилок, подстаканников, на которых ставилось клеймо «платин-прибор».

От фирмы остались память, ювелирные сокровища, да фасад здания.

В качестве основного источника использовалась книга:
Валентин Скурлов, Татьяна Фаберже, Виктор Илюхин «Фаберже и его продолжатели».
А также каталог М.М. Постниковой «Золотое и серебряное дело XV – XX веков»


Изделия производства мастерской Ивана Хлебникова



Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Обложка альбома для фотографий».




Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Образок-иконка»




Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Портсигар дамский»




Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Портсигар и спичечница»























Изделия в стиле «Витражной эмали» производства мастерской Ивана Хлебникова






Эмали производства Хлебникова отличаются графичностью и даже некоторой сухостью, если сравнивать их с аналогичными, но сочными и красочными изделиями фирмы Овчинникова. В этом сказывается влияние ампира, которым так увлекался Иван Петрович.

В декоре столовой серебряной посуды и сувенирных предметов, которые Товарищество в больших количествах выпускало в 1880-е – 1890-е годы появляются простые геометрические орнаменты: ступенчатые пирамидки, чешуйчатые узоры, композиции из кругов, розеток, и др. Колористическая гамма таких изделий тоже не отличается особенной изощренностью – это насыщенные и открытые цвета: красный, голубой, белый, зеленый. Мастера Хлебникова переняли из русского ювелирного дела XVI-XVII веков принцип ритмического расположения цветовых пятен декора. Такая индивидуальная художественная позиция мастеров предприятия, несколько отличающаяся от ретроспективного направления неорусского стиля, которое представляли Овчинников, Мишуков, Курлюков и др., внесла определенное разнообразие в москвовские ювелирные изделия второй половины XIX – начала XX века.

Столовое серебро производства мастерской Ивана Хлебникова


Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Бочка»
«Бочка изобилует вином, а голова хозяина умом»
Подарок от консорциума русских инженеров-строителей французским коллегам.


Наборы для пунша:




Вазы и ковши:


















Подстаканники, ложки, чарки, и др.




































Хлебников Иван Петрович (Россия, 1819-1881) «Чернильницы»






Tags: 19 век, история ювелирных украшений, красивое, русская традиция, старинное серебро
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913. Х., м. ГРМ. Фото: пресс-служба Русского музея В Михайловском…

  • Выставка клематисов в Аптекарском огороде

    13 и 14 июля в ботсаду на Проспекте Мира - «Аптекарский огород» в Москве проходила выставка клематисов — королей среди лиан. Их основная ценность —…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Фото: фото с сайта ru.wikipedia.org В Эрмитаж приехала жемчужина Лувра. Мадонна Рафаэля прогостит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments