zalgalina (zalgalina) wrote in bellezza_storia,
zalgalina
zalgalina
bellezza_storia

Несколько шедевров загадочного Мастера.

Основной целью моей недавней поездки во Львов были двое мужчин - один из них жил в 19 веке, а второй - в 18 -ом. И если о первом - Артуре Гроттгере, удалось узнать очень много интересного, то второй мужчина так и остался для меня загадкой. Тем более, что даже в его музей мне не удалось попасть.
Иоганн Георг Пинзель - без даты рождения и без точной даты смерти. Самый загадочный скульптор 18 века, о котором никто не вспоминал все последующие двести лет. А его деревянные скульптуры, которые считаются сейчас шедеврами, распиливали на дрова...
Когда в начале нашего века вдруг заговорили об этой загадочной личности, я сразу же вспомнила Олесский замок (Львовская обл), куда мы давным-давно заглянули проездом, по дороге на Закарпатье. От замка остались смутные воспоминания, а вот несколько скульптур поразили тогда моё воображение. Это было что-то нервно движущееся, с развевающимися складками одежды, с каким-то нескульптурным, а абсолютно живым выражением лица. Увидев эти скульптуры в Интернете, я сразу же их узнала. А узнав имя автора, музей которого находится во Львове, мне стало понятно, что я очень хочу повторить прежние впечатления.
Но буквально за несколько часов до отъезда во Львов,  узнала, что скульпторы Пинзеля из Львовского музея,как шедевры украинского барокко, в настоящее время экспонируются в Лувре. Чувство гордости за то, что меня впечатлили настоящие произведения искусства смешалось с чувством разочарования, - ведь я их не увижу. Но, утешив себя тем, что во Львове есть еще работы Пинзеля, которые никак невозможно вывезти,  отправилась на вокзал.
И вторым моим Львовским походом, после кафе "Купол", было посещение знаменитого собора Святого Юра.
Собор Святого Юра расположен на Святоюрьевской горе.
Как видите, погода явно не способствовала  прогулке. Вдобавок еще накрапывал мелкий дождик.  Но вот уже видно на самом верху портала то, ради чего я взбиралась на эту гору.
Но - немного истории. По мнению большинства исследователей, первая деревянная церковь была построена на  горе еще в 13 веке. И построил ее князь Лев Данилович - сын короля Данилы Романовича , который  считается основателем Львова - тогдашней столицы Галицко-Волынского княжества.
Согласно преданию,вся Святоюрьевская гора была изрыта пещерами, в которых спасались монахи-пещерники. Среди них был и пещерный затворник Василько-Василий (1204-1270 г.г.) - брат короля Данила. Вскоре рядом с церковью вырос монастырь.
Но, конечно,деревянные строения долго продержаться не могли.  Постоянные набеги татар и прочих желающих захватить эти земли, приводили к тому, что деревянные строения горели, как, впрочем, и сам Львов, но духовная жизнь не угасала. На месте сгоревшей церкви и монастыря были построенные каменные, которые также неоднократно перестраивались.
В 1774 году был заложен фундамент новой церкви. Инициатором строительства был Атанасий Шептицкий. Читаем в Википедии: "Представитель одного из старейших боярских родов, грамоту на право земельного владения которому в 1284 году дал сын короля Данилы Галицкого галицко-волынский князь Лев Данилович".
Фамилия Шептицких по сей день глубоко почитаема в лоне греко-католической церкви.
В качестве архитектора был приглашен немец - Бернард Меретини, в то время проживающий во Львове и уже известный своими архитектурными проектами.
Полностью архитектурный ансамбль Собора Святого Юра был закончен в 17 64 году. И как это ни странно, площадь под Святоюрьевской горой стало излюбленным местом проведения ярмарок, о чем и свидетельствует рисунок,заимствованный мной ОТСЮДА
На этом краткий экскурс в историю заканчиваю, так как мы уже подошли к воротам, которые заслуживают нашего внимания.
Монументальные ворота ведут  непосредственно  к Собору. Обратите внимание на скульптурные группы наверху ворот. Они олицетворяют Римскую церковь "Вера"и Греческую церковь "Надежда".
И вот мы стоим  перед храмом, вид которого немного подпортил металлический забор. Перед входом в храм - ажурная лестница, украшенная путти (не ангелы, а такие младенчики, которые сплошь и рядом встречаются в католических храмах, построенных в стиле барокко).
Как вы уже догадались, на фасаде - три скульптуры Иоганна Георга Пинзеля. И если вы скажете, что они похожи на скульптуры, которые вы уже видели на католических храмах,то я с вами не соглашусь.
На самом верху - скульптура Св.Георгия Победоносца, выполненая Иоганном Георгом Пинзелем.
Но почему Собор Святого Юра? "Святой Георгий, он же Егорий, он же Юрий".
Под ним - очень интересный гербовый щит, в центре которого - православный крест. Не буду углубляться в свои  раздумья. Тем более, что Пинзель здесь абсолютно не при чем.
Рассматриваем конную скульптуру Святого Георгия Победоносца.
Несколько слов для общего развития: Георгий поступил на военную службу к императору Диоклетиану (284-305). Юноша отличался умом, храбростью, силой и красотой и вскоре сделался любимцем правителя. Диоклетиан фанатично почитал римских богов и был одним из самых жестоких гонителей христиан. Когда однажды Георгий услышал на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, в его душе родилось чувство сострадания к ним. Будучи влиятельным человеком, юноша отпустил на волю своих рабов, раздал имущество бедным и явился к императору. Святой Георгий обличил Диоклетиана в жестокости и несправедливости и открыто объявил себя христианином.  Юношу многократно пытались уговорить отречься от Христа, а когда тот отказался, подвергли его всевозможным пыткам и наконец отрубили голову. Произошло это в 303 году в Никомидии".
Во Львовском Государственном архиве сохраняется много документов,связаных со строительством Собора Св.Юра. Это удивительно,так как в 1946 году в Польшу были вывезены почти все архивные документы. Но вот эти остались. И среди них сохраняется расписка Пинзеля о получении платы за выполнение скульптуры Змееборца. То есть его авторство абсолютно достоверно.
К сожалению, очень сложно рассмотреть выражение лица Святого и прочие тонкости и мелочи скульптурной группы. Но то,что здесь борьба, победа и торжество правого дела - это несомненно.
В Львовской Национальной галерее сохраняется миниатюрная копия этой скульптуры, выполненная самим автором. Благодаря ней мне удалось разобраться, где же на большой скульптуре находится пасть  побежденного дракона . Страшную когтистую лапу увидела отчетливо, а вот мерзкую голову никак не могла себе представить в этих волнующих завихрениях драконьей плоти.
И вот что еще интересно. Оказывается, нижеследующая фотография этой копии есть в Большой Советской энциклопедии:
Иллюстрация "Пинзель. Модель статуи св. Георгия для фасада собора св. Юры (Львов)" в Большой Советской Энциклопедии была просмотрена 1954 раз
Переведем наш взгляд ниже. Две скульптуры Святых - это тоже работа Пинзеля. Пришлось немного потрудиться, чтобы разобраться - кто есть кто.
Я уже упоминала о том, что инициатором строительства, которое было начато в 1744 году, был Митрополит Атанасий Шептицкий. Закончено строительство в 1764 году при Митрополите Льве Шептицком.
В честь вышеназванных фундаторов и был сделан заказ Иоганну Георгу Пинзелю выполнить скульптурные изображения Святых с этими именами.
Слева - с восьмиконечным крестом "тройным крестом" - символом Папы Римского - Святой Лев,который был патриархом в Риме: "Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу".
Справа - Святой Атана?сий Вели?кий (ок. 298—373) — один из греческих отцов церкви. Вот только не разобралась, что это за символ в его руке. Возможно,это крест "виноградная лоза". "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15:5). "Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, - писал граф А. С. Уваров в своем труде "Христианская символика"; главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения"
То есть мы видим опять символику объединения римской и греческой церквей.
Моя цель была достигнута - я собственными глазами увидела работы Пинзеля.
Мне,конечно,очень хотелось бы вам рассказать все те небольшие сведения, которые я узнала о жизни и творчестве загадочного Мастера. Но показывать его работы, подсмотренные в Интернете совсем не хочется - вы это можете сделать сами. Но если осуществится моя очередная мечта, и мне удастся съездить в Бучач - небольшой городок в Тернопольской области, где Пинзель жил, творил и где, возможно, и умер, то я доложу вам все подробности. В Бучаче, бывшем имении  магната Миколая Потоцкого, который был меценатом Пинзеля, чудом сохранились деревянные скульптуры в алтаре местных церквей.
А так как мы сейчас стоим перед входом в Собор Святого Юра, то не будем упускать такую возможность. Давайте перекрестимся и зайдём в него.
В храме до сих пор сохраняется Рождественское убранство.  Большой алтарь и практически все резные работы в интерьере выполнены в середине- конце 18 века.
Святыня - Икона Матери Божьей Теребовлянской. Она в глубине храма.
Меня очень впечатлила копия Плащаницы.
Обратите внимание на икону Спасителя. Он изменился по сравнению с предыдущей фотографией. Понимаем, что это чудо голографии. Но очень впечатляет.
Вход в крипту.
Вообще-то спускалась я в крипту, затаив дыхание. После посещения крипты Габсбургов в Вене, о которой  так и не решилась рассказать, мне думалось, что  посещение подобные подземелий  больше не для меня. Но любопытство пересилило, хотя и прекрасно понимала, что совершаю, в некотором роде - святотатство. Эта крипта - священное место для многих и многих паломников, которые направляются сюда с искренним желанием и верой получить совет, духовную помощь, исцеление.
В подземельи - шесть ниш-саркофагов с базальтовыми надгробными плитами, под которыми покоятся Митрополиты.
В стенах - также замурованные захоронения,но уже в виде костниц.
В 1991-1992 г.г. здесь производились раскопки археологической комиссией Львовского товарищества. Было найдено много уникальных находок. Так,например, были найдены тленные останки Галицкого князя Ярослава Осмомысла (1187 г.).
В усыпальнице покоятся известные церковные деятели, среди которых наиболее известная личность - Галицкий Митрополит Андрей Шептицкий.
Жизненный путь Андрея Шептицкого чрезвычайно интересен и неоднозначен. При желании вы найдете очень много противоречивого материала, -в  зависимости от того,кто его излагает. Поэтому вдаваться в подробности и ,тем более,делать какие-то выводы я не собираюсь. Отмечу только несколько штрихов в  биографии Галицкого Митрополита.
12 октября 1918 года Митрополит Андрей Шептицкий подписал документ о создании самостоятельного украинского государства в границах Австро-Венгрии. За что и стал официальным врагом Польши. Он был заключен под домашний арест в своих митрополичьих палатах здесь, на Святоюрской горе. В печати его так и называли "Призрак Святого Юра". Но,тем не менее, Андрей Шептицкий приютил в своей резиденции православных архиереев, которые в то смутное время опасались ареста. Впоследствии они ему написали: "Вы увидели нас в первый раз в жизни, а встретили,как родных, руководствуясь заповедями Спасителя".
Во всех дальнейших событиях,которыми так изобиловала и церковная и светская жизнь, Андрей Шептицкий всегда призывал к примирению разных вероисповеданий.
27 августа 1944 года Львов был занят советскими войсками. А 1 ноября 1944 года Митрополит Андрей Шептицкий скончался. Гроб с телом покойного был положен в крипте. Всё утопало в цветах.Среди которых был и венок от Советской власти.
К  саркофагу Андрея Шептицкого, по моим наблюдениям, всегда очень много почитателей.
Еще раз смотрим на красивейший барокковый алтарь. Где-то там находятся резные скульптуры первосвященников Аарона и Мельхиседека.
Смотрим вверх...
и выходим к нашим барокковым путти.
Напротив Собора - палаты Митрополитов. Здание построено в 1760-1762 г.г. .Пишут, что это стиль Людовика 14-го с элеменами классицизма.
По центру - геральдический щит Шептицких.
Спускаемся вниз,
Еще раз разглядываем  архитектурную композицию, где, как мне кажется,  множество разнообразных декоративных элементов создают единое и гармоничное целое.
И так хочется, чтобы этот символ единства тысячелетней культуры и духовного христианского наследия между Востоком и Западом был свидетелем только мирных событий. Потому что все мы - люди,созданные по единому образу и подобию, и все мы вернемся ТУДА, где нет никаких конфессий, парафий, догматов и символов.
А есть только ЛЮБОВЬ и ДОБРО.
Но так как моё выступление всё-таки посвящено не Собору Святого Юра,а Иоганну Георгу Пинзелю, то в заключение покажу вам фотографию реставрации одной из его скульптур.
Думаю, что теперь вам станет понятно,почему я так хочу поехать в Бучач.
Разве обычный человек может создать  ТАКОЕ...
Tags: 18век, история архитектуры, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments