Маша (my_france) wrote in bellezza_storia,
Маша
my_france
bellezza_storia

Categories:

le Roi des ciels....Король Небес....

Оригинал взят у my_france в le Roi des ciels....Король Небес....
"Je dois tout a Boudin" Claude Monet
"Я всем обязан Будану" Клод Моне


В прошлое воскресенье мы, согласно обычаю и несмотря на отвратительную погоду в лучших традициях "не ждали", длиннющую очередь, да и кафе закрыли прямо перед носом, посетили выставку Эжена Будана в музее Жакмар-Андре  (Musee Jacquemart-Andre -  http://my-france.livejournal.com/6689.html)  ...мне было безумно интересно, т.к., несмотря на мою любовь к импрессионизму и "около того", я, оказывается, много чего упустила...

С 1899 года (т.е. спустя год после смерти художника) ни в одном из музеев Парижа не проводились ретроспективные выставки Эжена Будана (Eugene Boudin 1824 - 1898). В этом году Музей Жакмар-Андре представил выставку, включающую 65 шедевров Мастера, из которых 36 никогда не выставлялись во Франции.

Прежде всего, Эжен Будан известен своими морскими и пляжными пейзажами - он был первым, кто вышел на пленэр и отразил в своих работах ускользающие мгновения изменчивого морского пейзажа. Работая на натуре, он запечатлевал сиюминутные капризы атмосферных явлений, что придает его творениями ощущение проживаемого сейчас момента жизни, и отображал движение природы в изысканной гармонии оттенков и полутонов. Истинный "Король Небес", Эжен Будан мог передать совершенство гармонии атмосферы моря, света, облаков и волн.

Несмотря на сомнения, непостоянство признания и слабое здоровье, Эжен Будан всегда оставался верен себе и выбранному пути и умел передать волшебство момента, которое он переживал, в своих работах, в которых он находится в постоянном поиске света, который он начал в своем родном Онфлере, и продолжал всю свою жизнь, включая включая свое последнее путешествие в Венецию.
"жизнь есть не более чем страстное созерцание морского горизонта, заполненного наползающими облаками".

Он родился в небольшом городке Онфлер, что в Нормандии (Honfler, Normandy), вскоре семья переехала в Гавр (Le Havre), где он повстречал Констан Тройона (Constant Troyon) и Жан-Франсуа Милле (Jean-Francois Millet), и, впечатленный их работами, Эжен Будан начинает рисовать.


Вначале он копирует работы выдающихся мастеров, но любовь к родному краю, заставляет его выйти на природу, и, вдохновленный Камилем Коро (Camille Corot) и Барбизонской Школой (l'Ecole de Barbizon), он интересуется "простой красотой природы".

"Коровы, как сюжет, отражающий современность"
Вдохновленный Констан Тройоном, Художник в течение всей своей жизни создал многочисленные пейзажи с коровами. Играя с этим, практически анекдотическим сюжетом, он ищет способы самовыражения и свободы в этом самом самовыражении.

В своих картинах он находит технику и виденье, которые вдохновили импрессионистов, в целом, и его друга Клода Монэ, в частности. С молодым Клодом Моне (Claude Monet), а также, с Густавом Курбе (Gustave Courbet), Будан знакомится на ферме Сант-Симеон (Saint-Simeon), где проводили время многие начинающие художники.

"Довилль"
Герцог де Морни (Le Duc de Morny), сводный брат Наполеона III, влюбляется в простор песчаных пляжей Нормандии, во время своего визита в Трувилль (Trouville). Вместе с архитектором Бреней (Breney) и банкиром Донон (Donon), он трансформирует близлежащие болота Довилля (Deauville) в бальнеологический курорт, окруженный роскошными виллами, и украшенный, в придачу, ипподромом и казино. Вкупе с подведенной железной дорогой, это "королевство элегантности" привлекает всю аристократию и крупную буржуазию Второй Империи.

Эжен Будан становится художником элегантности в роскошных платьях и многоцветных зонтиках. Как и большинство зевак, собирающихся в воскресенье, чтобы поглядеть на высшее парижское общество на курорте, художник наблюдает за разворачивающейся перед ним картиной, но наблюдает внимательно. И взгляд его отличается от его предшественников "парадного портрета", он не воспевает и не приукрашивает свою эпоху, а отражает ее реальность, не стесняясь добавлять в свои произведения такие тривиальные детали, как кабинки для переодевания, уличные фонари и т.д.


Будучи, по природе своей, человеком оригинальным и смелым, он создавал свои произведения зачастую без определенного сюжетного уточнения, оставляя их слегка незаконченными, как бы в состоянии эскиза, рискуя тем самым ввести в заблуждение, как критиков, так и публику. Но именно это передает нам тот самый "погодный эффект", ту самую "эфемерность эмоции". А Эжен Будан становится тем самым, глашатаем "современности", как ее определил французский поэт и критик Шарль Бодлер (Charles Baudelaire): "современность - это переходный период, ускользающий момент, часть которого отражается в искусстве, а другая часть остается неизменной в вечности".

Современники Будана не оценили его "пляжных сцен", и, в течение всей своей жизни, Художник оставался для современников "морским пейзажистом", и, лишь после его смерти, эти "сцены" увековечили его имя.

Между небом и морем, "метеорологические красоты"
После Салона 1859 года, где выставлялся Эжен Будан, французский поэт Шарль Бодлер с энтузиазмом констатировал, что талант Будана позволил тому точно передать эфемерную красоту изменчивости погоды, особенно в его пастельных работах, которые он назвал "метеорологические красоты".
Эти "метеорологические красоты" сам Бодлер открыл для себя недалеко от Онфлера, где и работал Будан, и написал о его поисках в полотнах, следующее: "нырнуть в полноту синевы неба. почувствовать изысканность облаков. отвести эти стихии вдаль, подернув их дымкой, и оттенить лазурь моря".

Этот поиск красоты, мимолетность момента и ее увековечивание в художественном образе, нашло отражение в образе поэтическом, что вдохновило Бодлера на следующие строки: "все эти облака фантастических форм и света, уходящие в хаотический сумрак, вся эта необъятность оттенков зеленого и розового, перемешанных или оттеняющих друг друга, все эти небесные иссиня-черные своды, измятые, свернутые или изорванные, все горизонты, одетые в траур или сверкающие подобно расплавленному металлу, вся эта глубина и все это сияние, проникают в меня воздействием, схожим с воздействием хмельного напитка или красноречием опиума."

В своих пастельных работах Эжен Будан следовал четкой схеме указания даты, времени и направления ветра. Правда, в окончательных вариантах, в результате работы в студии, художник оставлял лишь цвета, переносимые с пастели, но как писал Бодлер: "если Вам вдруг захочется ознакомиться с красотой природных явлений, то вы с легкостью сможете увидеть с какой точностью Мсье Будан передал свои наблюдения в своих работах. И, не прибегая к дополнительной информации, Вы сможете угадать сезон, время суток и направление ветра."

Увлекшись в 1860х "пляжными сценами", Эжен Будан никогда не оставлял и морские пейзажи. И, в этом жанре, у него было много поклонников, в том числе и русский писатель Тургенев. Его полотна попадают в поле зрения и интереса крупных коллекционеров, таких, как Ошеде (Hoschede - известный предприниматель и коллекционер, чья жена, после его смерти, вышла замуж за Клода Моне, а ее дочь от брака с Ошеде вышла замуж за сына Моне от первого брака....такой вот Франковуд).

Но и в морских пейзажах, именно небо занимает основную часть картины, оставаясь ее лейтмотивом, передающим все нюансы, всю неуловимую палитру красок и ускользающие моменты. И, как про него напишет Дюма-сын "непревзойденный мастер небес". Этот его талант был признан и теми мастерами, которыми он, в свою очередь, восхищался, такими, как Коро. И, именно Коро первым назвал Эжена Будана "королем небес", и, которой подхватил Моне продолжая так называть Мастера и после.



Для того, чтобы создавать свои "морские пейзажи" с невероятными небесами, Эжен Будан работал на пленере, при постоянно меняющейся погоде и, нередко, в тяжелых погодных условиях. И, как он писал своему другу Фердинанду Мартину (Ferdinand Martin) : "Это всегда было моей мечтой - рисовать небеса..но художник предполагает, а небеса располагают. Да, а люди думают, что быть художником просто." Несмотря на все трудности, ничто не могло заставить его отказаться отсюжета, заставляющего "бежать за проплывающими лодками...преследовать убегающие облака с кисточкой в руках".

Конечно, он работал и с другими пейзажами, отправляясь в путешествия по Бретани (родине его супруги) или в Бордо - по приглашению друзей, и на юг Франции - по рекомендации врачей.


И он перебирается в Париж, где проводит зимнее время в работе в своей студии, но каждое лето он возвращался на родной берег Нормандии, где находился вплоть до осени, передавая в своих работах все нюансы меняющегося неба.


В 1895 году он отправился в свое последнее путешествие в Венецию, по следам Гварди (http://my-france.livejournal.com/7296.html), которого он обожествлял. Многие его современники отправлялись в Венецию, но Будан был уверен, что теплые оттенки их картин не передают характер города. И, прибыв в Венецию, он нашел то, что искал - "горизонт, окрашенный перламутром", именно то, что дает неповторимую вибрацию его портретам Венеции. Позже Будан писал: "моя поездка в Венецию была моей лебединой песней".

Он умер в Довиле, под тем самым небом, которое он воспевал всю свою жизнь.

p.s. получилось немного патетично...но "это был МОМЕНТ"....
Tags: 19 век, выставки, живопись, известные личности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments