Евгения (zajcev_ushastyj) wrote in bellezza_storia,
Евгения
zajcev_ushastyj
bellezza_storia

Categories:

Веер, плывущий по реке

Из истории одного традиционного узора.





...Давным-давно - где-то в середине 14го века - жил в Японии славный вояка, Ашикага Такауджи.

Вот такой:



По словам близко знавшего его великого учителя Мусо Сосэки, Ашикага Такауджи обладал тремя качествами, которые привлекали к нему друзей и страшили врагов.

Во-первых, он всегда хранил хладнокровие в бою и не боялся смерти.

Во-вторых, он был милосерден и терпим.

В-третьих, он был щедр к тем, кто ниже его.

Одним словом, истинный самурай. Каким и положено быть основателю шёгуната.

Про его похождения и подвиги как великого воина мне рассказывать лениво, да и не любитель я воинственных баек. Я вам про другое расскажу.



Великий воин был и великим строителем. Пусть и не своими собственными руками, но Ашикага Такауджи воздвиг в Киото храм Тэнрю-джи, до сих пор почитающийся как один из великолепнейших и крупнейших храмов Старой Столицы.

Великий воин и великий строитель был и поэтом. Однажды Такауджи со свитой направлялся в новопостроенный храм Тэнрю-джи. И на мосту через реку Оои-гава мальчик-паж Ашикаги уронил в воду раскрытый веер.

Фрагмент ширмы 16го века. Художник неизвестен.



Ашикага Такауджи остановился на мосту, пораженный красотой плывущего по волнам веера. Вероятно, как было принято у великих воинов и поэтов, шёгун сочинил и соответствующую случаю поэму. Но время не сохранило ее.

Зато сохранило обычай запускать в реку веера, как красивое подношение богам.



Ширма начала 17го века. Художник неизвестен.



Пара фрагментов этой ширмы покрупнее:



Девушки с моста бросают в воду веера.







А эти красавицы любуются плывущими по реке веерами.



Веера, плывущие по реке, стали символом течения жизни, красоты и удачи (видимо, не каждый день кое-кому удавалось выловить из реки аристократический веер, покрытый золотой фольгой и тонким рисунком).



Еще одна многостворчатая ширма времен Эдо с дизайном плывущих вееров.







Ширма авторства Сузуки Киитсу, начало 19го века.



Покрупнее:



Левая половина.







Правая половина.



Рисунком плывущих вееров украшали и украшают по сию пору не только ширмы.



Фурисодэ (парадное платье незамужней девушки) с рисунком плывущих вееров.







Еще одно. Справа - пояс-оби с аналогичным мотивом.







Джюбан (нижнее кимоно) с рисунком плывущих вееров по подолу и рукавам.







Гейша с поясом, украшенным плывущими веерами.







Куро-томэсодэ (парадное кимоно замужней женщины).



Фрагмент поближе:





Впрочем, не надо думать, что украшались плывущими веерами только японские дамы. Японским мужчинам также свойственна любовь к романтичным образам, Ашикага Такауджи им в том примером.





Это козука, декоративная накладка на рукоять ножа, входящего в полный комплект катаны, верхняя сторона и тыльная.





Тсуба (гарда) катаны с разных сторон, украшенная плывущими веерами.





Фамильный герб с рисунком веера в волнах.





Современная рубашка из ткани с рисунком плывущих вееров.



И более нейтральные предметы общего употребления.



Например, чайная чашка.







И еще одна.







Мизусаши, посудина для холодной воды, используемая во время чайной церемонии.







Инсталляция дизайнера Элли Кишимото (2009 год) по мотивам показанной выше ширмы Сузуки Киитсу.



В 1928 году в Киото восстановили фестиваль Трех Лодок (Мифунэ Матсури), который с тех пор проводится на Арашияме ежегодно в третье воскресенье мая. Атмосфера фестиваля воспроизводит красивости и парадности жизни позднего Хэйана. Но значительную зрелищную часть праздника составляет "ооги-нагаши" - сплавление вееров по реке в том же месте, где когда-то уронил в воду свой веер мальчик-паж Ашикаги Такауджи.



Участники фестиваля опускают в воду веера.







Веера плывут по течению, сверкая красками на солнце.

Tags: Япония, история дизайна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments