diviola (diviola) wrote in bellezza_storia,
diviola
diviola
bellezza_storia

Category:

Потерянная фреска Леонардо (почти детективная история)

Три года назад, посмотрев по каналу  "Культура" английский документальный фильм "La Da Vinci Detective" ("Тайна шедевров Леонардо. Загадки истории", 2006 г.), я заинтересовалась темой поисков потерянной фрески Леонардо да Винчи. Фильм состоял из 2-х частей, объединенных личностью профессора Калифорнийского университета Маурицио Серачини, реставратора и инженера, который имел "честь" был упомянутым даже в "Коде да Винчи" Дэна Брауна. Довольно смелый, надо сказать, дядечка: доказал, что "Поклонение волхвов" писал не Да Винчи (от него только первоначальный рисунок, обнаруженный в УФ-лучах), а считавшаяся осыпавшейся в результате очередных экспериментов Леонардо с красками "Битва при Ангьяри" висит себе спокойно в Палаццо Веккьо под более поздней фреской Вазари.
Работы по обнаружению этой фрески должны были начаться в феврале 2009 года. Что ж, прошло время и теперь стало интересно узнать, удалось профессору что-то найти или как.


Питер Пауль Рубенс. Рисунок с картона Леонардо да Винчи для фрески "Битва при Ангьяри"

 

А теперь по порядку. Во всех учебниках написано, что с 1503 по 1506 гг. Леонардо работал над фреской "Битва при Ангьяри" для одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Из-за технических трудностей (Леонардо экспериментировал с техникой и красками) работа над фреской продвигалась медленно. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан. Фреска осталась незавершённой, позже появились сведения, что она осыпалась. Зато сохранился рисунок Рубенса с картона Леонардо (см. выше), благодаря чему мы имеем представление о том, как выглядела фреска.
В 1555-1572 гг. семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Джорджо Вазари с помощниками. Серачини предположил, что Вазари, восхищавшийся «Битвой при Ангиари», никогда бы не стал уничтожать работу Леонардо, а спрятал её под своей фреской «Битва при Марчиано», которая благополучно находится в Палаццо Веккьо до сих пор.

 

Свое предположение о том, что фреску не уничтожали, а просто закрыли другой, профессор доказывает неким документом, в котором о фреске Вазари упоминается вот в таком ключе: "Поднимись на вершину лестницы и взгляни на коней перед тобой, и тогда свершится чудо: тебе откроется знание!" На фреске даже есть фрагмент, где изображен зеленый воинский вымпел с надписью: Cerca trova - "Ищите и обрящете".


Серачини истолковал это как подсказку, провел трехмерное исследование Палаццо Веккьо и обнаружил под фреской Вазари полость размером 4х6 м и глубиной около 2 см - точно под "Битву при Ангьяри".

Прямо "Код да Винчи" какой-то. Могу понять Серачини, который так и рвется просветить эту нишу своими термографическими приборами.



Предполагается "обстрелять" стену нейтронами, чтобы отраженные лучи показали, есть ли на предполагаемой скрытой фреске краска, отличающаяся от той, которую использовал Вазари. Для исследования созданы две машины - сканер нейтронных пучков и гамма-лучевая фотокамера, которые смогут «заглянуть» за фреску Вазари. Работы по нейтронному "обстрелу" обошлись спонсору  (Лоэлу Гиннесу, миллионеру-пивовару) в 750 тыс. фунтов, но новостей пока нет.
Меня очень интригует эта тема. Серачини занимается "Битвой при Ангьяри" уже больше 30 лет и мне хочется, чтобы в итоге он был  вознагражден за упорство и веру. Не говоря уже о мировой сенсации с обнаружением потерянной фрески Леонардо, вот шуму-то будет:)

Упорный профессор Серачини


Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments