Евгения (zajcev_ushastyj) wrote in bellezza_storia,
Евгения
zajcev_ushastyj
bellezza_storia

Categories:

Перекуем мечи...

...История, которую хочу рассказать, будет заведомо неполной, фактически пара эпизодов. Но уж очень она, этa история, греет мою романтическую сущность.



Все вы знаете, что в Японии в стародавние времена водились в избытке отважные самураи и изящные гейши. От самураев в наше время остались только воспоминания и названия спортивных команд (типа "Самурай Джапан" по бейсболу и "Самурай Блю" по футболу). Гейши пока еще постукивают своими гэта по мостовым старых городов, но без самураев они уже не кажутся такими таинственными и недоступными, хотя красотки, конечно, никто не спорит.

Понятно, в первую очередь профессиональные артистки должны были развлекать своими песнями и танцами состоятельных купцов, которые оплачивали их наряды и драгоценности. Но согласитесь, это же так тоскливо!

Что интересного в этом толстом купчине, который только и знает, что нудно бубнить про цены на будущий урожай риса и напиваться саке?

А вон тот тонкий юноша-самурай, ах, какой красавчик! И два меча грозно блестят гардами из-под полы хаори! И разве имеет значение, что оплетка на рукоятях давно протерлась, а штаны-хакама местами просвечивают насквозь, а местами покрыты непонятными пятнами. Ах, это же наверняка кровь убитых им врагов! Вот он точно может порассказать много интересных историй! Какая жалость, что у него совершенно нечем заплатить за вечер в чайном домике... Но как он смотрит на меня! Надеюсь, прическа, сделанная третьего дня, еще не сильно растрепалась и оби не сбился на сторону...

Впрочем, молодой самурай все-таки пришел вечером в чайный домик послушать пение прекрасной гейши. И в оплату ее трудов оставил то немногое, что имело хоть какую-то ценность из всего его имущества: украшение, снятое с собственного меча - мэнуки.

Вот это мэнуки (目貫):



Парное украшение для рукояти меча, как катаны, так и вакизаши. Очень часто изготовлялись с использованием драгоценных металлов и были настоящим произведением искусства.

А так они располагались на рукояти (может, есть еще такие же неграмотные, как я):



Под оплеткой, с двух сторон.

Вот этими мелкими бирюльками и можно было расплатиться за еду, например, или еще чего, если финансы, как обычно, спели свои романсы и растворились в голубой дали.

Понятно, что и гейше за ее услуги можно было подарить этот же наборчик блестящих цацок.

Конечно, гейша могла сдать это в ломбард и на полученную сумму купить, например, новые гэта. Но если эти маленькие штучки украшали рукоять меча любимого человека и он каждый день касался их рукой, разве можно продавать такую несомненную ценность?! Лучше оставить их себе как память. А вдруг их можно как-то приспособить и к своему платью?



Примерно в самом начале 19го века в обиход вошли тонкие обвязки для пояса-оби, обиджимэ. Шнурок из шелковых нитей, сплетенных сложным и замысловатым образом для получения красивого рисунка, обвязывался поверх оби, закрепляя всю конструкцию, которая к тому времени стала довольно сложной.

И маленькие фигушки с самурайского меча стали украшением для женского пояса. А уж если самурай вместе с мэнуки отдавал прекрасной гейше и шелковый шнурок, которым мечи подвязывались к поясу, - это считалось самым верным доказательством любви.

Поясок-обиджимэ с застежкой, переделанной из украшений для самурайского меча, вошел в моду с рекордной скоростью.

Романтика!



Застежка-обидомэ, переделанная из мэнуки. Слева - лицевая сторона, справа - изнанка.

Сам поясок-обиджимэ крепился к петелькам по бокам.

Модный обычай дарить любимой женщине (не только гейше!) украшение на пояс, снятое с собственного меча, расползся как эпидемия.

И даже великие люди того времени не избежали модной заразы.

Сакамото Рёма подарил своей возлюбленной О-Рё Нарасаки такую же фиговину, сделанную из мэнуки его меча и шнурка от его же пояса.



Кто не в курсе, краткая история любви Рёмы и О-Рё была у меня тут.

На пряжке - изображение свернувшегося клубком дракона. Иероглиф 龍 "рё" (дракон) имеется в именах и Рёмы, и О-Рё. 



Когда в 1876 году правительство Мэйджи отменило самураев (вместе с остальными сословиями) и запретило открытое ношение мечей, мастера, изготовлявшие украшения для мечей (в том числе и мэнуки), оказались не у дел, спрос на их изделия среди мужского населения Японии резко упал. И тут ситуацию спасли женщины: украшения на пояса, оби-домэ 帯留, были на пике популярности не только у гейш, но и у дам всех сословий. Каждый мог выбрать украшение по своему вкусу и кошельку.



Токийская гейша Тамагику 玉菊, 1890 год. Оби-домэ видите?





Антикварное оби-домэ на основе мэнуки.





Еще одно.



К концу 19го века - началу 20го века среди знати и богатеев в моду вошли ювелирные изделия с драгоценными камнями, как наглядый показатель достатка.



Токугава Миэко 徳川實枝子, жена Токугавы Йошихиса 德川 慶久 (внука последнего правившего шёгуна из рода Токугав) и мать принцессы Такаматсу.

Обратите внимание, на даме и европейские кольца с камнями, и оби-домэ украшен жемчугом. В тот период времени оби-домэ носили практически со всеми кимоно, подбирая только украшения "по смыслу" ансамбля.

Последние оби-домэ, переделанные из мэнуки, вышли из моды где-то в 30е годы. Сейчас такие украшения можно встретить только в антикварных лавках. Или новодел, оформленный в винтажном стиле.

При этом сами оби-домэ в моде остаются практически постоянно, только меняя стиль в соответствии с текущими запросами.

Самыми крупными оби-домэ традиционно украшают себя майко (ученицы гейш). Майко - юный прелестный цветок, ее красота и нежность подчеркивается "оправой" из нарядного кимоно и большого количества украшений.



Это чтоб вы представляли себе размер оби-домэ, который носят майко. Чуть меньше ладони.

Обычно оби-домэ для майко (в Киото эти украшения носят специальное название - "поччири" ぽっちり) делают из серебра и/или золота, обильно украшают драгоценными и полудрагоценными камнями, которые в свою очередь тоже украшены резьбой. Каждое оби-домэ имеет свой "сюжет" (обычно традиционно-японский), растительные и прочие природные мотивы и представляют собой настоящие произведения ювелирного искусства.

Некоторое количество оби-домэ для майко:

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.



Майко в полном костюме на сцене.



Обычные женщины, конечно, тоже носят оби-домэ на кимоно. Только не такие огромные. За сто лет сложились свои правила ношения украшения. С какими кимоно и в каких ситуациях это допустимо, а в каких - нет.

Практически никогда сейчас не носят оби-домэ на парадных кимоно куро-томэсодэ и иро-томэсодэ с пятью гербами.



Такой наряд обычен для свадебных торжеств. Черное носят мамы невесты и жениха, другие старшие родственницы. Цветное носят старшие дамы, не состоящие в родстве с женихом и невестой.



Не носят оби-домэ и с парадным фурисодэ.



В этом случае пояс обычно украшается сложным узлом шнура оби-джимэ, который может дополняться вплетенными бусинами, кистями и подвесками. Но вот именно оби-домэ - не носят.



Оби-домэ носят с монотонными кимоно иромуджи в полуформальной обстановке.



Понятно, аккуратно подбирая цвет и форму украшения под общую идею ансамбля.



Вольготнее всего с неформальными кимоно типа комон или тсумуги. Тут уже все зависит только от вкуса и возможностей владелицы наряда.









Видов оби-домэ в настоящее время существует совершенно безумное количество, из любых материалов.



Это дерево, украшенное инкрустациями. Правый - еще и птичкой, вырезанной из кости.





Слева - дерево с инкрустациями, справа - янтарь с инкрустацией.





Резной камень.





Черепаховый панцирь с жемчугом.





Металл (серебро с позолотой).





Металл, эмаль.




Эмаль и цветное стекло.





Цветное стекло.





Жемчуг в серебре.



Резная кость.



Стекло с инкрустацией.



Керамика.




Вышивка.


Бижутерия.


Бисер.


Эмаль на стекле.

Как несложно догадаться, на сегодняшний момент создание оби-домэ является и популярным хобби.

Tags: Япония, история ювелирных украшений
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913. Х., м. ГРМ. Фото: пресс-служба Русского музея В Михайловском…

  • Выставка клематисов в Аптекарском огороде

    13 и 14 июля в ботсаду на Проспекте Мира - «Аптекарский огород» в Москве проходила выставка клематисов — королей среди лиан. Их основная ценность —…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Фото: фото с сайта ru.wikipedia.org В Эрмитаж приехала жемчужина Лувра. Мадонна Рафаэля прогостит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913. Х., м. ГРМ. Фото: пресс-служба Русского музея В Михайловском…

  • Выставка клематисов в Аптекарском огороде

    13 и 14 июля в ботсаду на Проспекте Мира - «Аптекарский огород» в Москве проходила выставка клематисов — королей среди лиан. Их основная ценность —…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Фото: фото с сайта ru.wikipedia.org В Эрмитаж приехала жемчужина Лувра. Мадонна Рафаэля прогостит…