anna_bpguide (anna_bpguide) wrote in bellezza_storia,
anna_bpguide
anna_bpguide
bellezza_storia

Categories:

Эклектика, ругательное слово



Когда я училась, слово «эклектика» было ругательным. «Ампир» было словом солидным, а в компании с прилагательным «русский» превращалось в аттестат художественного качества: белое, округлое, добротное, с золотом. «Русский ампир» назывались книги и статьи, там был честный мастер Захаров, легкомысленный проныра Томон, удачливый Воронихин и Карло Росси, о котором говорили почти в тех же выражениях, как за сто лет до того о Рафаэле.

Их строения, правда, стояли в городе, по большей части застроенном совсем другими зданиями. Но те, другие, как бы не замечались. Они создавали городскую среду, выстраиваясь сплошными фасадами вдоль тротуаров, и все спешили по этим тротуарам мимо, к главным сооружениям, к шедеврам. Важны были точки: Адмиралтейство, Зимний дворец. Пространство города казалось фоном. Ну и что, что атланты, колонны, мраморные лестницы и мозаики на полу. «Что вы, это же эклектика…»

И Андрей Львович Пунин, специалист именно по архитектуре этого времени, с удовольствием пересказывал старую шутку про заказчиков той поры:
«Что, барин, в каком стиле строить будем? – Строй во всех, за все уплочено!».


Когда «во всех» – это и есть эклектика.



Вот из этой-то эклектики и состоит Будапешт. И здесь видно, насколько этот стиль – к месту и ко времени. Он естественен в Будапеште равно и настолько так же, как естественна высокая классика дорики и ионики в Афинах Перикла и деревянные избы в северных русских селах.

Людям второй половины XIX века он подходит как хорошо сшитый костюм, как сюртук: и прилично, и движений не стесняет, и в обществе показаться можно. Его еще называют романтизмом, боз-аром (фр. beaux-arts, «изящные искусства») или историзмом. Суть-то за всеми названиями скрывается одна: заглянуть в историю искусства и выбрать то, что подойдет.

Дело даже не в том, что надоел классицизм (а он надоел). Как раз к середине XIX века повсюду открылись музеи и библиотеки. Публике стала доступна информация о сооружениях древности, Средневековья или Возрождения. Общая образованность тоже повысилась, газеты читали все, за новостями науки старались следить.

Заказчики изменили пожелания. Говорили теперь не «как у соседа, но лучше», а «как у Людовика XIV, только вместительнее», «как у Строцци во Флоренции, только удобнее». Образцы-то – вот они, на расстоянии трех трамвайных остановок, в библиотеке, в музее.




Надо представить, насколько как раз тогда расширился кругозор таких частных заказчиков. Их отцы видели из архитектуры то, что вокруг. Ну, кто-то в Вену съездит, кто-то в Париж – и нет принципиальных различий, из Будапешта или из Петербурга. Все равно это разовые поездки, без возможности зафиксировать увиденное, без возможности проанализировать и понять.

И вдруг – вот оно. На этой странице Египет, на той Ассирия, тут Людовик тот, там этот. И я не представляю себе, что могло бы удержать заказчика от формулировки техзадания в духе «сделайте, как на этой картинке».

Тем более, что и архитектор на те же картинки смотрит, и они ему тоже очень нравятся.




Впрочем, как раз мы-то и можем представить этот внезапный вал архитектурной информации – примерно то же самое пережили, получив интернет. «А как выглядит Зеркальный зал Версаля?» А вот так! А что там на крыше у того дворца в Париже, на углу? А вот что!



Дело не в том, что у архитектора стало больше книг. Важно, что они стали доступны заказчикам. Тем, кто строит себе дома в городе; жить в них или в аренду жильцам сдавать – не важно. Важно, что круг образов, которые крутятся в голове у заказчика, его собственным жизненным опытом уже не ограничивается. Перед ним вся история архитектуры, с античностью, с готикой, с ренессансом и далее со всеми остановками.



В России архитектор Гавриил Васильевич Барановский издал труд в семи томах под названием «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века». Издал поздно, уже в начале века ХХ, и его книгой воспользоваться мало кто уже успел, но другого примера нет под рукой.



Выглядит его свод данных так:
Т. 1. Архитектура исповеданий.
Т. 2. Общественные здания.
Т. 3. Выставки, зрелища, спорт и т. п.
Т. 4. Жилища и службы.
Т. 5. Улицы, площади, парки.
Т. 6. Части сооружений.
Т. 7. Детали.

И все – с картинками, с картинками, с картинками.




Такие бывают лестницы.


Такие – кирпичные карнизы и пояски.


Дымовыми трубами интересуетесь? Пожалуйста.

Фронтоны – на любой вкус.


И когда греческий храм соседствует с ренессансным дворцом в одной книге, на соседних страницах, рано или поздно они будут соседствовать и в одном городе, на соседних улицах.

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…».

Это Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», причем год написания – еще 1831-й, Карл Росси еще Сенат с Синодом достраивает. Еще строится каменный манифест того самого русского ампира, фактически программа прямо противоположной позиции, не приемлющей ни готического, ни восточного, ни тем паче смешенного – Театральная улица, улица зодчего Росси.




(Выразительная фотография, кстати. Идеальные линии, строгие пропорции, совершенный ритм – вот только люди такой улице противопоказаны).

Так что если писать книгу про архитектуру эклектики, слова Гоголя будут в ней прологом, а «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Барановского – эпилогом.

Посередине как раз поместится пол-Петербурга.




И весь Будапешт.


......
Продолжение (еще 4 поста) про эклектику и Будапешт - в журнале.
Tags: 19 век, история архитектуры
Subscribe

  • Закат на пруду

    Закаты вообще бесподобны, а у воды это каждый раз шедевр. В летний зной многие специально вечером выбираются в лес (комаров кормить) В…

  • Лето на пруду

    На пруду все так же прекрасно, особенно в будни - когда малолюдно. В камышах рогозе утиное царство. Кряква выгуливает птенцов под…

  • Золото заката

    Накануне на пруду был потрясный закат, хотя ничего не предвещало. Вечер, тучи, комары. И вот из под туч слегка показалось солнце и картинка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments