trianda (trianda) wrote in bellezza_storia,
trianda
trianda
bellezza_storia

Categories:

Помпеи. Вилла Мистерий.


      Выйдя на залитую солнцем улочку перед железнодорожной станцией Pompei Scavi, неленивый турист может рискнуть и свернуть не направо, к главным билетным кассам, а налево. Тихая улочка с говорящим названием Viale alla Villa dei Misteri минут через 15-20 выводит к одному из самых загадочных памятников античного Рима - Вилле Мистерий.
      Рядом есть небольшая билетная касса (в которой, однако, можно приобрести только обычный входной билет, за абонементами или льготными билетами придется тащиться к главному входу) и сувенирные магазинчики со скучающими продавцами.
      А в 79 г. н.э. совсем недалеко отсюда плескались морские волны и рыбачьи лодки сохли на прибрежных камнях.




источник: http://www.mummytombs.com/pompeii/cast.mysteries.htm

      Вилла Мистерий - это роскошное загородное имение, находившееся за Геркуланскими воротами Помпей. На реконструкции  прекрасно видна главная особенность комплекса: вилла построена на высоких субструкциях, имеющих форму квадрата. Широкие крыши аркад были заняты висячими садами. Побродим по этому чудесному дому.



источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st032.shtml

       На плане видно исключительно удачное расположение виллы (красный квадратик в верхнем левом углу) - вдали от городского шума и суеты, однако достаточно близко, чтобы обеспечить максимальный комфорт и быть в курсе всех помпейских новостей. Как и другие известные археологические сайты, Вилла Мистерий часто закрыта для посещения без объяснения причин, поэтому рекомендую уточнить информацию в туристическом офисе или в кассах.


       Давным-давно, рассматривая глянцевые страницы первого тома "Истории искусств", я почему-то представляла себе Виллу Мистерий огромным зданием, гигантским дворцом с многометровыми потолками, пустыми гулкими дворами. Она оказалась совсем другой - изящная, уютная, совсем небольшая, хотя внутри насчитывается более 60 помещений различного назначения.
      Входим через левое крыло по подвесному мостику. Здесь всегда многолюдно и в кадр обязательно попадает кто-нибудь.
      Полукруглая решетка огораживает экседру, расположенную в центре обращенного к морю фасада.


      Здесь было приятно отдыхать в летний зной. Помпеи - богатый курортный город, где все подчинено отдыху, неге и обретению гармонии с окружающим миром. в Помпеях спасались от удушающей римской жары. С высокой террасы, должно быть, просматривался весь Неаполитанский залив и в хорошую погоду прямо впереди в солнечном мареве синел двугорбый остров Капри. Наверняка везде были натянуты полотняные тенты, журчали, освежая воздух, фонтанчики.
      Как и многие античные жилые комплексы, вилла поменяла множество хозяев. Первые строения здесь возникли еще во 2 веке до н.э., так что Виллу Мистерий смело можно назвать одним из древнейших домов Кампаньи. Сменяющиеся владельцы перестраивали и расширяли виллу, наибольшее количество улучшений пришлось на краткий период, когда этот загородный дом находился в собственности императора Августа. Последние хозяева, Истацидии, после землетрясения 62 года решили превратить виллу в экономически более выгодную ферму. Парадоксальным образом землетрясение, погубившее Помпеи, остановило эту малокультурную деятельность, законсервировав уникальный ансамбль.

      Но посещают Виллу Мистерий в первую очередь ради прекрасно сохранившихся уникальных фресок, на которых, предположительно, изображен обряд инициации давно забытого Дионисийского культа. Фрески находятся в триклинии - в правом крыле, вот за теми синими ставнями.


       В триклинии чертовски темно.
       Когда глаза привыкают к полумраку, обнаруживаешь себя в небольшой квадратной комнате, стены которой богато украшены фресками, выполненными в традиционном "помпейском красном" цвете. Снимать трудно, встать ближе нельзя - вход перегорожен. Поэтому, если захотите рассмотреть фрески во всех деталях - можно обратиться к качественным снимкам в сети, увы, моей вспышки оказалось недостаточно.
       В соответствии с наиболее популярной версией, на фресках изображена процедура посвящения, проводившаяся в рамках запрещенного Сенатом культа Диониса.
       Действо последовательно разворачивается на семнадцатиметровом фризе, фигуры участников изображены в натуральную величину. В небольшой сумрачной комнате это создает эффект присутствия.


      Ритуал начинается у входной двери: нагой отрок читает свиток, за чтением внимательно следит сидящая матрона и подбоченившаяся женщина в покрывале. Далее следует сцена приготовления жертвоприношений: девушка в венке из мирта, с блюдом, полным фруктов, направляется к жрице, которая с помощью служанок совершает некую церемонию (очищения?).
      Третья сцена вводит нас уже в мир потусторонний, божественный - появляются спутники Диониса, в том числе играющий на лире Силен.
      Рядом пасторальная сценка - юноша-пан сидит с флейтой-сирингой на скале. Девушка-пан (с заостренными ушками, такими же, как у ее спутника) кормит грудью козленка.
      Силен и два сатира пьют вино, в руках у одного из них - театральная маска.


          В спокойную композицию неожиданно вторгается тревожный аккорд - бегущая женщина с развевающимся покрывалом, на лице которой застыл страх. В некоторых источниках женщину персонифицировали как богиню ветра и воздуха Ауру, но откуда тогда неподдельный ужас на ее лице?
          Центральную часть фриза занимает изображение свадьбы Диониса и Ариадны. Рядом крылатое существо стегает бичом стоящую на коленях обнаженную девушку, спрятавшую лицо в коленях у зрелой женщины. Рядом весело пляшет вакханка

           Роспись выполнена потрясающе реалистично, кажется, что фигуры участников непонятного действа движутся в красной глубине стен.


         Другие помещения виллы также расписаны во втором помпейском стиле. Во многих комнатах сохранились мозаичные полы тонкой работы.


         Предположительно, хозяйская спальня с окнами, выходившими на море.


         Сохранился незадвинутый до конца в суматохе бегства деревянный ставень.


         Терраса. Туристам предлагается пройти коротким маршрутом, включающим часть висячего сада, экседру, триклиний и коридор перед ним, два-три внутренних помещения. Все остальное закрыто на вялотекущую реконструкцию и смахивает на недостроенный коттедж.


         Элегантный и модный черный цвет, как в Геркуланумских богатых покоях. Хозяева внимательно следили за последними тенденциями в оформлении интерьеров.


        Атриум - просторный, приятно прохладный, - украшен геометрическим орнаментом. Через широкие дверные проемы можно выйти в перистиль, куда хозяйственные Истацидии успели притащить винный пресс. В атриуме сохранились створы деревянной двери (в углу прямо).


       Туристический маршрут с безапелляционными указателями.




         Полуденное солнце ломится в окна, но внутри прохладно и царит приятный полумрак.


       Еще один маленький внутренний дворик с бассейном для сбора дождевой воды. Пока в отверстие крыши вливается только беспощадный зной, медовые пятна которого согревают красный кирпич стен.


           Левая боковая терраса. Да, город подступил почти вплотную.


         Хозяйственные помещения - подальше от жилых комнат.        


          Вид на виллу от входа, выходившего когда-то на улицу, ведущую от Геркуланских ворот и сейчас называющуюся Дорогой Гробниц. До того, как уровень почвы повысился, Вилла эффектно возвышалась на украшенной аркадами платформе. Кстати, мне нигде не удалось найти информации - если ли на вилле подвальные помещения? Возможно, именно там скрыта тайна ее обитателей?


         По склону виноградника поднимаемся вверх.


         И выходим на Дорогу Гробниц. Впереди - Помпеи!

Tags: античность, история архитектуры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments