IrenaHappydress (irenahappydress) wrote in bellezza_storia,
IrenaHappydress
irenahappydress
bellezza_storia

Category:

Выставка в ЦВЗ Манеж «Преображение кимоно: искусство Итику Куботы» с 2 по 23 января 2014

Со 2 по 23 января 2014 года в центральном выставочном зале «Манеж» проходит выставка кимоно работы выдающегося японского мастера Итику Куботы. Эта выставка предоставила российской публике возможность поближе познакомиться с японским искусством и культурой. В рамках мирового турне представлена коллекция из 80 уникальных кимоно, созданных Куботой. Продолжатель японских традиций начал свою работу в конце 40-х. Он воссоздал технику росписи шелкового полотна, которая существовала в XIV-XVI веках.


1272_2

Кимоно "Призрачные цветы в отдаленных горах" 1988
В буйстве красок этого кимоно пышные фантастические цветы заполняют пространство отдаленных гор. Крошечная «гирлянда» своей россыпью едва касается ткани с обработкой шибори, оставляя остальные участки неокрашенными.

1301_1

Кимоно "Затишье перед бурей" 1997 г
Оттененные углем тучи, отражающие снежный покров горы Фудзи, предвещают приближающийся шторм, однако композиция изображает предшествующий ему момент затишья перед бурей. Это кимоно использовалось в постановке пьесы в театре Но в 1999 году, придав особенную эффектность представлению.

1303_1

Кимоно "Гора Фудзи на фоне золотистых облаков" 2000
Уникальная техника многооттеночного крашения представляет нашим глазам завесу облаков в небе над горой. Сверкающие красные облака, окружившие гору, возможно, напоминают о вулканическом происхождении Фудзи.Это самая большая из одиннадцати работ, входящих в состав серии, посвященной горе Фудзи.

Обжигающее солнце
Кимоно "Обжигающее солнце"
В 1944 году Кубота был призван в армию и направлен на военные действия на Дальний Восток. Он был захвачен в плен и на три года помещен в лагерь для военнопленных, где находился вплоть до завершения Второй мировой войны. Непродолжительное время Итику ставил пьесы для заключенных, изготавливая костюмы по собственному дизайну из обрывков бумаги, однако вскоре театральные постановки были запрещены. Единственной отдушиной для Итику стало созерцание великолепных закатов, которое поддерживало его после завершения тяжелого трудового дня. Он писал, что мог «длительное время смотреть на великие сибирские равнины и думать о своей семье и друзьях, наблюдая за закатом солнца. Его длинные лучи были единственной надеждой, которая у меня была во время тех безотрадных дней, красота солнца наполняла меня невыразимыми словами, чувством, соединявшим горе, скорбь, торжественность, любовь и многое другое».
Эти переживания были настолько сильны, что заходящее солнце стало одним из лейтмотивов многих работ Куботы. Лучшим проявлением этих чувств является ошеломительно прекрасное кимоно «Обжигающее солнце», которое удивительным образом сочетает в себе восхищение и сменяющую его тоску, возрастающую по мере того, как солнце медленно скрывается за горизонтом.

Первый румянец зимы 1986
Кимоно "Первый румянец зимы" 1986

Изображение ранней зимы воспевает красоту снега, мягко падающего на деревья и поверхность озера. Процесс многооттеночного крашения называется каноко шибори, или «оленевидное пятнышко» шибори (поскольку напоминает изображение молодого оленя), и используется в данном случае в создании крошечных белых точек-снежинок.

Кимоно демонстрируются не под стеклом, можно не только сфотографировать, но и очень близко рассмотреть.Все работы словно светятся изнутри.

Itchiku Kubota (1917- 2003) по праву считается великим Мастером живописи и текстиля 20 века. Он увлёкся техникой изготовления кимоно, когда ему было всего 20 лет. Изучение старинных секретов Итику пришлось прервать – судьба отправила его сначала на войну, а потом в сибирский плен. Именно таёжные закаты стали впоследствии лейтмотивом многих его картин. С 1951 года Мастер уже не прерывал своей работы до последних дней. Первая выставка кимоно Итику Кубота прошла в 1977 году и он сразу стал знаменит.
В 1994 году открылся музей кимоно работы Мастера на берегу озера Кавагучи, откуда открывался великолепный вид на священную гору Фудзияма…

Вся коллекция, которая демонстрируется сейчас на выставке в Манеже, ещё недавно была под угрозой исчезновения. Музей, хранивший все кимоно, разорился, и стоял вопрос о продаже произведений Итику Кубота по частям. При этом был бы полностью потерян весь смысл многолетней работы Мастера, создававшего сюжетные композиции, где все кимоно были связаны единством замысла.
Выставка кимоно стала возможной благодаря деятельности фонда Фаттаха Шодиева, который спас ее от распродажи и сохранил для Японии.

Казахстанский бизнесмен приобрел всю коллекцию музея за 270 млн. иен и 31 октября 2011 года в Токио состоялся прием по случаю презентации коллекции «Фантазии крашения», спасенной Шодиевым.
«Япония создала собственную цивилизацию, систему ценностей. Мне близка исповедуемая в Японии философия жизни, которая пронизывает все сферы деятельности японцев: культ семьи, уважительное отношение к старшим, к обществу, которое важнее семьи (Твоя цель - служить обществу, быть полезным ему, без какой-либо идеологии.), бережное отношение к окружающей среде, честность, добросовестность, обстоятельность, вежливость. В такой гармонии японцы живут до сих пор. Она приносит плоды в области воспитания последующих поколений. Я много почерпнул из японской культуры, прежде всего, перенял их отношение к работе. «Каждое рисовое зерно тяжким трудом дается», – говорят в Японии. Японцы отличные бизнесмены, но они не ставят бизнес выше нравственной культуры. Хотя я не японец, смею надеяться, что мне удалось в какой-то степени познать своеобразие японской души, приблизиться к пониманию того, что составляет основу японского восприятия мира».
В заключение Ф.Шодиев подчеркнул, что коллекция музея Кубота Итику хоть и перешла в частное владение, она останется достоянием Японии, и он готов впоследствии передать музей тому японцу, который сможет обеспечить сохранность коллекции.

После выставки кимоно, которая проходит в Центральном манеже до 23 января, коллекцию ожидают в Санкт-Петербурге, затем выставка пройдёт в США, ОАЭ и Франции.
Tags: Япония, выставки
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Наконец то она пришла - весна в Москве

    Вчера в столице было днем аж плюс 23, что не мешало во дворах встречать остатки сугробов, да и в лесу снег еще встречается, на прудах пока лед. Но…

  • Цветущие комнатные

    В начале апреля дома, как и прежде, зацвели большинство фиалок. На подоконниках привычная картина, радует и удивляет каждый день. Бутоны…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Надя Леже. Брошь Lune. 1970. Фото: Музеи Московского Кремля Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Community

  • Наконец то она пришла - весна в Москве

    Вчера в столице было днем аж плюс 23, что не мешало во дворах встречать остатки сугробов, да и в лесу снег еще встречается, на прудах пока лед. Но…

  • Цветущие комнатные

    В начале апреля дома, как и прежде, зацвели большинство фиалок. На подоконниках привычная картина, радует и удивляет каждый день. Бутоны…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Надя Леже. Брошь Lune. 1970. Фото: Музеи Московского Кремля Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях…