Марина Аграновская (marinagra) wrote in bellezza_storia,
Марина Аграновская
marinagra
bellezza_storia

Categories:

Мануэлино – морской стиль в архитектуре Португалии

Оригинал взят у marinagra в Мануэлино – морской стиль в архитектуре Португалии
IMG_6507
Символ Лиссабона  - башня Торре де Белен в устье реки Тежу, 1515-1520, архитектор Франсишко де Арруда.

Задала Португалия задачу историкам искусства: большие архитектурные стили приходили в эту страну с опозданием на столетия, смешивались в причудливый коктейль, впитывали экзотические заморские влияния, обогащались непривычными для архитектуры мотивами. Таков мануэлино – морской стиль в архитектуре Португалии, внезапно появившийся  в конце 15 столетия. По сей день искусствоведы сорят о том, что же такое мануэлино – модификация поздней готики или национальный вариант ренессанса? Совершенно оригинальный стиль или вторичное художественное явление, основанное на заимствованиях?

IMG_6512
Башню Торре де Белен украшают кресты ордена Христа  на зубцах и опоясывают резные "морские канаты".

IMG_6508
В строительстве башни-крепости архитектор Франсишко де Арруда использовал опыт
фортификационных работ в Марокко. На дозорных башенках -  мавританские ребристые купола,
повторяющие формы  купола минарета мечети Кутубия в  Мараккеше. 


Татьяна Каптерева  в книге "Искусство Португалии" так определяет  стиль мануэлино: "Тенденция оценивать искусство мануэлино как вариант поздней готики, испытавшей в условиях Португалии влияние восточных и ренессансных форм, замыкает его истолкование в узких рамках стилевого этапа. Между тем это искусство, которое зародилось на гребне коренного перелома национальной истории, представляет собой более сложное подвижное единство уходящего старого и того. что формировалось в жизни и культуре народа. Врастая из поздней готики, оно одновременно утверждало нечто качественно новое, принадлежащее уже к явлениям ренессансной эпохи.  Взаимодействие различных художественных тенденций, то в противоборстве, то в смешении и слиянии, придало этому искусству при его ярко выраженной стилевой цельности, возможность несхожих и оригинальных творческих решений".

IMG_6513
Морские узлы на дозорных башенках

Собственно название "мануэлино" появилось лишь в 19 веке. Стиль был назван в честь короля Португалии Мануэла Первого, прозванного Счастливым, который правил страной в звездный час ее истории, с 1495 по 1521 годы. Вслед за временем первых морских экспедиций, организованных в 15 столетии ИНФАНТОМ ЭНРИКЕ МОРЕПЛАВАТЕЛЕМ , наступила эпоха Великих географических открытий. От Бразилии до Индии простерлись португальские владения, колониальное золото и пряности обогатили страну, повсюду, с невероятным размахом и в невиданном для того времени темпе, развернулось строительство. Дух океанских странствий питал португальское искусство. Мануэлино - стиль триумфаторов,  стиль дерзких первооткрывателей, покоривших водную стихию и достигших неведомых доселе берегов.. Новые континенты, - их экзотическая культура,  незнакомые прежде растения, -  привнесли  в  архитектуру удивительные мотивы.

IMG_6530
Монастырь Жеронимуш  в  Лиссабоне, 1501-1521, архитекторы Диого Бойтак и Жоан де Каштильо.
Вид с площадки памятника первооткрывателям.

IMG_6495

IMG_6461

IMG_6450

IMG_6467
Монастырь Жеронимуш, фрагменты

Мне довелось увидеть (да и то лишь снаружи) всего два памятника 16 века в стиле мануэлино, которые чудом уцелели после ВЕЛИКОГО ЛИССАБОНСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ 1755 года в предместье Лиссабона Белене: башню-маяк Торре де Белен в устье Тежу и монастырь Жеронимуш (иеронимитов). Однако этот стиль настолько характерен, ярок, своеобразен, что два лучших его образца позволяют судить о том, что же такое мануэлино.

IMG_6466

IMG_6485

IMG_6489
Монастырь Жеронимуш, фрагменты

От построек в стиле  мануэлино исходит ощущение  монументальности. С мощными  цельными объемами зданий  контрастируют мавританские башенки, витые колонны, богато украшенные сложнейшей сочной резьбой порталы и окна. Т. Каптерева отмечает "типичный для мануэлино контраст статичных, строго уравновешенных масс здания и его прихотливого силуэта".  Своей неевропейской избыточностью и вязкой орнаментикой декор мануэлино напоминает порой  об искусстве Индии, куда португальцы проложили путь в 1498 году .

IMG_6455
Мавританские башенки

IMG_6459
Характерный орнамент из крестов орден Христа (сверху) и коробочек мака (снизу)

IMG_6456

IMG_6465
Окно -"ажимеш" в виде двухчастной арки с колонкой в центре.
В декоре окна используется мотив морских раковин.


IMG_6454
Декор окна:  арку венчает  армиллярная сфера,
по бокам - характерные для мануэлино витые колонны
.

IMG_6472

Об идейных вдохновителях и спонсорах  географических открытий напоминает эмблема с начальными буквами имени короля Мануэла  Счастливого "МА" и гербы с крестом военного ордена Христа (наследника ордена тамплиеров), который финансировал плавания и со времен ЭНРИКЕ МОРЕПЛАВАТЕЛЯ играл заметную роль в экспансии Португалии.

IMG_6488

IMG_6453

IMG_6479
Растительные орнаменты

IMG_6458
Растения и жемчужины

Свои мотивы подарили архитектуре  португальские каравеллы, принесшие моряков к новым землям: высеченные из мягкого светлого известняка канаты, морские узлы, якорные цепи, якоря, тросы, корабельные снасти, и даже... навигационный прибор, браслетчатая армиллярная сфера, изображенная на гербе короля Мануэла (армиллярная сфера украшает и современный герб Португалии).

IMG_6487
Жоан де Каштильо, совместно с группой мастеров из Испании.
Позднеготический
южный портал монастыря Жеронимуш с элементами платереско
(
стиля испанского ренессанса)
.   Ок. 1515 г.


IMG_6468

IMG_6477

IMG_6474

IMG_6475

Раковины, морские водоросли, кораллы, жемчужины, наутилусы поддерживают тему моря, запечатленного в камне. Декоративные мотивы мануэлино пополняет богатый растительный орнамент – виноградные гроздья,  листья дуба, лавра,  плюща, чертополоха, желуди, початки маиса, коробочки семян мака, артишоки, гранаты, цветы лотоса, сучковатые древесные ветви.

IMG_6481
IMG_6482
IMG_6476
IMG_6484
Южный портал монастыря Жеронимуш. Поздняя готика в сочетании с декором мануэлино.

Времена процветания и могущества Португалии закончилось довольно быстро, но стиль мануэлино продолжал существовать . Когда на месте разрушенных ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ 1755 года дворцов и храмов начали возводить новые, что, как не декор с мотивами мануэлино, мог напомнить разоренной стихийным бедствием стране о ее былой славе? Тем более что мануэлино - очень пластичный стиль, он  прекрасно сочетается  не только с готикой, но и с запоздалым португальским  барокко. Скромные церкви в небольших городках и деревнях гордятся порталами в стиле мануэлино, украшенными армиллярными сферами,  эмблемами короля Мануэла  с буквами "МА", орнаментом с канатами, коробочками мака и кукурузными початками, а  мотив раковины часто встречается в декоре барочных фасадов.
Так же как изразцы АЗУЛЕЖУШ  и золотая резьба ТАЛЬЯ ДОРАДА , уникальный стиль мануэлино –
одно из чудес Португалии, вклад этой страны в мировое искусство.

IMG_6490
Никола Шантерен. фрагмент западного портала церкви Санта Мария монастыря Жеронимуш. 1517 г.
Французский скульптор обильно украсил портал скульптурой, что не типично для мануэлино.

IMG_6491
Никола Шантерен. Фрагмент западного портала церкви Санта Мария монастыря Жеронимуш. 1517 г.
Иоанн Креститель и супруга короля  Мануэла  Мария Кастильская. 



IMG_6705
Растительные мотивы португальские зодчие любили и до эпохи мануэлино.
Фрагмент готического портала Церкви Св. Клемента в Луле, провинция Алгарве.


IMG_5984
Растительные мотивы в португальской готике.
Портал собора в Силвеше,  провинция Алгарве. 1470


IMG_6226

IMG_6231
Силвеш, окно в стиле мануэлино.

IMG_6958
Церковь Богоматери (Igreja Matriz) в деревне Алте, провинция Алгарве, восходит к 16 веку
и славится подлинным  порталом в стиле мануэлино.


IMG_6806

IMG_6807
Фасад церкви в горной деревне Куэренца, построенной в 1520-30 гг., восстановлен в стиле мануэлино:
корабельные канаты, эмблема короля Мануэла, растения и ... индейские маски?


IMG_6577
Церковь Марии Магдалины в Лиссабоне существует с 12 века. Она три раза разрушалась -
пожаром, циклоном ,землетрясением. Нынешнее здание построено в 1763 году.

Портал в стиле мануэлино  украшен двумя армиллярными сферами.


IMG_6377
Церковь Св. Антония в Лагуше, провинция Алгарве, 1707.
Барочный фасад щедро декорирован раковинами и наутилусами.



IMG_5648
Фасад церкви в Албуфейре тоже не остался без украшения в виде раковины.

IMG_6379
Португальское барокко. Склад я колониальных товаров в Лагуше, 1655

Tags: история архитектуры, орнамент
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Recent Posts from This Community