Ирина (ezhovaya2010) wrote in bellezza_storia,
Ирина
ezhovaya2010
bellezza_storia

Categories:

Текстиль из Перуджиа

Совершенно удивительные по своей красоте и разнообразию (как техник исполнения, так и узоров) обрядовые полотенца встречаются на всей территории нашей страны и большинства ближайших соседей. Полотенца эти могли быть как домоткаными-домовышитыми, так и мануфактурными.
А как же дела обстоят в Западной Европе. Западная Европа, увлекшись искусством изящным, такого разнообразия искусства народного либо не знает, либо тщательно скрывает. Однако, среди известных европейских промыслов встречаются очень близкие по духу родственники нашего народного искусства. И очень ярким примером этого родства является текстиль из г. Перуджиа.
Я, к сожалению, итальянским языком не владею, поэтому полноценной информации собрать об этом промысле не могу. Буду рада любым вашим дополнениям и замечаниям.
Самое раннее документальное свидетельство о текстиле из Умбрии (а Перуджа - это столица итальянского региона Умбрии) датируется между 11-м и 13-м веком.
Считается, что перуджанский текстиль ведет свое начало от арабских тканей тираз - с вытканными надписями на арабском. Как и другие роскошные ткани с Востока, импортные египетские полотенца были скопированы итальянскими ткачами.
В 14 веке так называемые перуджанские скатерти/полотенца (tovaglie perugine) распространились по все Италии. Ряд художников использовали эти ткани в своих композициях, благодаря которым мы можем увидеть, как это было. К концу 16-го века лишь в нескольких монастырях продолжали сохранять эту традицию.

Перужданский текстиль в своей основе обладает характерным рисунком под названием "птичий глаз". Выглядит вот так:


Узоры расположены в горизонтальных полосах вдоль коротких сторон, выполнены хлопковыми нитями, окрашенными индиго или вайдой, синего или красно-коричневого цвета соответсвенно.  Сначала украшения были только в виде линий разной толщины, а на протяжении веков они усложнялись и развивались. На месте арабских, а затем латинских надписей появляются различные геометрические орнаменты и фито-зоо-антропоморфные симоволы аллегорического или геральдическиго характера.

По назначению эти ткани носили, по всей видимости, обрядовый характер. Их использовали в храмах как наалтарники, а также в ризницах в качестве полотенец. Но также они использовались и в быту как скатерти, головные покрывала, ими накрывали пищу, прежде всего, хлеб,  их использовали при родах. То есть ими накрывали то, что требовало духовной защиты, ограждения от злых сил. Использовали их и для утирания рук, лица, но именно потому, что когда-то это тоже был наделенный смыслом обряд.
Таким образом, именно по назначению (и, как позже увидим, по набору используемых символов) перуджанский текстиль очень перекликается с нашими крестьянскими обрядовыми полотенцами, хотя использовали его  высшие слои итальянского общества. Что для этих целей использовали итальянские крестьяне и небогатые горожане - нам неизвестно.

Перуджанское полотенце из музея Виктории и Альберта:


Ну а теперь предлагаю погрузиться в мир живописи и полюбваться этими полотенцами на фресках и полотнах мастеров:

Пьетро Лоренцетти, Рождество Боговородицы, Duomo di Siena, 1335-1342, Museo dell'Opera del Duomo, Siena:


Паоло ди Джованни Феи. "Рождество Марии", 1381г., Сиена, Пинакотека:


Фрагмент:


Паоло Уччелло, Рождество Богородицы, Базилика св.Стефана, Прато, 1435-1436:


Джованни ди Паоло ди Грациа, Palazzo Doria-Pamphilj, Рим, Рождество Богородицы, 1440:


Сано ди Пьетро, Возвращение Марии, 1448-1452:


Сано ди Пьетро, Проповедь Св.Бернардина в Кампо, 1445:

Использованные материалы:
https://chnm.gmu.edu/cyh/primary-sources/246

Продолжение следует.
Tags: живопись, история текстиля
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments