Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote in bellezza_storia,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara
bellezza_storia

Category:

И.А.Тюрин. Портрет неизвестного.

Эту статью-пост я размещаю в нашем сообществе по просьбе историка искусства Вардуи Халпахчьян. Надеюсь, вам, как и мне, понравится этот интересный и профессиональный рассказ о замечательном художнике XIX века и о судьбе одного его портрета.

Хочу рассказать об одном замечательном русском портрете, который находится в Италии и который и по сей день известен только узкому кругу европейских коллекционеров. Я опубликовала его несколько лет назад, но с тех пор так и не нашлось мецената, готового подарить его одному из ведущих музеев России, увы! Портрет уже несколько раз менял владельца, неуклонно возрастая в цене, и я опасаюсь, что в скором времени он станет украшением одного из многих частных собраний, хранимых за семью печатями - недоступен и непоказуем. Пока можно, хочу показать его, в сопровождении своего текста.
Вардуи Халпахчьян





Неизвестный портрет 1894 года работы И.А.Тюрина из частного собрания в Италии
(опубликовано в научном журнале историков искусства «Собранiе» в 2009 г., № 4)


В Северной Италии, в Падуе, в собрании маститого коллекционера, увлеченного европейской портретной живописью XIX века, хранится ценный русский портрет кисти петербургского живописца Ивана Алексеевича Тюрина (1824 - 1904), подписанный и датированный 1894 годом.
Иван Алексеевич Тюрин был весьма известным художником в своем отрезке истории и географии. Необычайно востребованный портретист, он постоянно выставлял свои работы на академических выставках, а также писал иконы по официальным государственным и церковным заказам. Его имя упомянуто во всех, посвященных художникам, русских справочных изданиях, выпускавшихся, с самыми разнообразными целями, во 2 половине XIX – начале ХХ века.
Согласно словарю 1890 года «Наши художники», составленному Ф.И.Булгаковым, И.А.Тюрин родился в с. Галядкино Нижегородской губернии, учился в гимназии в Москве, а затем отправился в Петербург, где с 1845 по 1850 год посещал Академию Художеств вольноприходящим учеником. Начинал он с пейзажей и жанровых картин, но особенно ему удавалось и потому быстро полюбилось портретирование.
Уже в 1859 году Тюрин получил звание «академика портретной живописи» за «Портрет г-жи Княжевич» и «Портрет архимандрита Григория» .
Заказные портреты государственных деятелей, чиновников высокого ранга, представителей духовенства, военных, профессоров, инженеров, судейских, купцов и промышленников работы И.А.Тюрина, счет которым шел на сотни, висели на стенах присутственных мест разного назначения и административного уровня. Большинство же тюринских портретов оседало в приватных интерьерах – не во дворцах, но во вполне стабильных семейных гнездах, со своей традицией или с намерением таковую иметь. В эпоху, когда воспроизведение облика и фиксация ускользающего мгновения времени личной жизни еще не были монополизованы фотографией, семейные портреты подтверждали незыблемость домашних стен, на которых висели. Их количество, размер и выделка многообразно варьировались, но традиция принадлежала всем образованным слоям общества и была интернациональной.




Портрет неизвестной



На рубеже XIX-ХХ веков с «семейными» портретами, главным назначением которых была максимально правдивая передача облика изображенного человека, начали соседствовать, зачастую на одной стене, портреты другого типа, в которых, кроме изображенного персонажа, ощущалось и присутствие личности художника вместе с его собственным мнением об этой модели.
Из всего многообразия, приведем в качестве примера, среди русских портретов - портреты Михаила Врубеля, в которых предвещалась трансформация модели во времени и даже ее судьба, или Валентина Серова, столь популярного у представителей аристократии, несмотря на невыигрышную, а часто и просто нелестную композицию, в которой они пребывали в его картинах: например, Великий князь Павел Александрович (на портрете 1897 года), изображенный рядом со своей лошадью, представлен «вписанным» в корпус благородного животного, и соседство на полотне лошадиной морды с человеческим лицом – явно не в пользу последнего.

Количественно обильная живопись Тюрина, насколько я могу судить по виденным ее образцам, не была ровной по художественному уровню: некоторые его портреты суть не более чем профессиональные поделки от художества, в то время как некоторые другие являются образцами настоящей портретной живописи. Несомненно, Тюрин был отличным академическим рисовальщиком, свободно владевшим также навыком передавать на полотне объем человеческого тела и окружающую его воздушную среду, фактуру живой и рукотворной материи. Он умело размещал модель в картинном пространстве - и как-то сразу понятно, что все его портреты, без всякого сомнения, точно передают черты лица изображенных на них людей. Живописная поверхность картин Тюрина удивительно ровная, мазок неуловим, один цвет сменяет другой незаметно для глаза.


Может быть, именно в ответ на упреки за «слишком» прочную анатомию и «слишком» ясную композицию своих картин, Тюрин всегда называл себя художником преимущественно церковной живописи: так он фигурирует в основных справочных изданиях эпохи, данные о себе для которых предоставляли сами художники. Конечно, есть все основания считать его религиозным живописцем: он регулярно писал иконы, и в 1850-е – 1890-е гг. создал более 200 образов для храмов как Санкт-Петербурга (например - наружный образ Казанской Божией Матери на апсиде Казанского собора, образа для иконостаса Собора Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, иконы для Церкви Апостолов Петра и Павла при Детской больнице принца П. Г. Ольденбургского, большой образ Скорбящей для Церкви Божией Матери „Всех Скорбящих Радости“ и многие другие), так и провинции (например, образа для всего Благовещенского собора Воронежа).




Портрет Алексия (Ржаницына), архиепископа Рязанского и Зарайского. 1867 год (?). И.А. Тюрин. Холст, масло. 89х71 см. http://www.mpda.ru/cak/collections/88425.html


Поговаривали, что Тюрин – владелец одного из первых петербургских светописных заведений – пишет портреты не с натуры, а просто перерисовывает с фотографий. Эти слухи материализовал в печатной форме (под псевдонимом «Кистин») хранитель эрмитажных коллекций, а также искусствовед и известный художественный критик А.И.Сомов, поместивший в 1869 году заметку об этом в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» (№ 278). В ответ Тюрин продемонстрировал сеанс написания портрета с натуры на публике, и Сомов охотно признал свою неправоту и сам же написал опровержение на свою предыдущую публикацию («Поправка», в той же газете, в № 285). Этот инцидент приведен в книге Татьяны Львовны Карповой «Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века» (Спб., «Алетейя», 2000).




Портрет цесаревны Марии Федоровны. 1869 г.


Сегодня, когда соотношение фотографических и портретных изображений человека имеет совсем иные, нежели в конце XIX века, пропорции и взаимоотношения, лучшие тюринские портреты действительно напоминают фотографии: так искренне и единодушно и модель, и художник «делают позу» и «соблюдают приличия». Модель декларирует, что она вся тут, а художник – что ему этого достаточно, и никакого подтекста от себя вносить он не намерен.
Скорее всего, интерес Тюрина к фотографии исходил именно от практикуемого им принципа портретирования: фотография могла воплотить зримый облик гораздо точнее, чем живопись как ее понимал и умел создавать Тюрин. Но за художником оставались все же такие преимущества, как качество «ручной работы» и цветное изображение.





Портрет пожилой женщины


Художник Иван Алексеевич Тюрин умер в последний день 1904 года, 80-ти лет от роду, успев, конечно, заметить появление новых тенденций в мире отечественной живописи, но цифры тюринского наследия (уже в 1890-е годы было известно более 800-а портретов его авторства) не оставляют сомнения в том, что в России рубежа XIX-ХХ веков еще считался ценностью портрет, который честно воспроизводит реальность, общую для художника и его модели.
«Портрет неизвестного», хранящийся сегодня в Падуе – как раз один из таких портретов. Он написан маслом на холсте, имеет 80 см в ширину и 105 в высоту. На нем представлен русоволосый господин средних лет, тщательно одетый и причесанный, с благородными чертами лица.

В XIX веке семейное прошлое человека было и детерминантой его будущего, принадлежность к определенной социальной среде была явлена во внешнем облике - в одежде, прическе и осанке, в речи и в манерах.





Персонаж нашего портрета без сомнения - образованный человек. Судя по одежде, это не аристократ, к тому же в позе аристократа присутствовал бы и эффект непринужденности. Это и не военный: тот ни за что не стал бы портретироваться без мундира, даже для «приватного» портрета.
Возможно, это инженер, или администратор, или судейский: они также носили мундир – но только «при исполнении» - не жили в нем, как военные. Если это купец – то из тех негоциантов, что получали с младых ногтей все блага и хорошее образование. Это может быть и врач, и профессор, и промышленник, и даже – художник, такой же приверженец традиции и честного профессионализма, как сам Иван Алексеевич Тюрин.
В портретах Тюрина отсутствует, как правило, даже намек на интерьер (не случайно любимым его форматом был овал) – модель явлена в условиях максимальной объективности: вне всякой временной и пространственной конкретности.
В данном же портрете не все совсем «по-тюрински»: и поза не совсем надежно-стандартная, и ракурс необычный, и добавлена такая деталь, как спинка стула, и передано настроение, что ограничивает временной момент, выводит модель из безвременного пребывания паспортной фотографии.
На пальце левой руки - на первом плане, хоть и не в центре композиции - обручальное кольцо. Значимая ли эта деталь? Возможно, изображенный – католик? Если же он православный, тогда это – вдовец.
Незамысловатая (то есть прямая) психологическая характеристика, важным компонентом которой является темноватый и почти монохромный общий колорит с жемчужным отливом, передает то ли намек на секрет, то ли просто состояние грусти.
Изображенный человек не просто являет свой облик – он смотрит, причем во внешнее (по отношению к картинному) пространство, но не на зрителя, а подчеркнуто мимо него. Разворот фигуры направо наводит на мысль о том, что этот портрет – часть парной группы супружеских портретов (мужской половине диптиха полагалось висеть справа).
«Чтение» содержания и зрительские предположения на основе сообщенного в художественном произведении (в нашем случае – на картине) – составная часть художественного замысла русского реалистического искусства.
Сегодня не так просто встретиться с портретами Тюрина, они незаметны: в наших главных художественных музеях их единицы, к тому же они никогда не присутствовали в постоянной экспозиции. Например, в каталоге петербургского Русского Музея (Государственный Русский Музей. Живопись XVIII – начала ХХ вв. Л., «Аврора» - «Искусство», 1980, стр.324) числится всего 5 портретов Тюрина и 2 его больших образа из иконостасов. Один портрет (А.А.Суворова-Рымникского) хранится в московском Музее А.С.Пушкина, некоторые другие наверняка можно встретить в фондах музеев российской провинции (но до их идентификации и учета дело пока нигде не дошло).





Тюрин И.А. Портрет гр. А.А.Суворова-Рымникского.1882. Холст, масло http://www.pushkinmuseum.ru/


Портреты авторства Тюрина появляются иногда и в паутине Интернета.




Екатерина Владимировна Родзянко, ур. Квашнина-Самарина (1794-1877), жена М.П.Родзянко, фрейлина, начальница Училища ордена св. Екатерины в С.-Петербурге.


Представленный здесь «итальянский Тюрин» - это не только лучший из неполного десятка известных мне «Тюриных», доживших до наших дней. На мой взгляд - это вообще один из лучших портретов этого художника.
Возможно, что это также единственный «Тюрин», находящийся вне России (в первую эмиграцию фамильные ценности такого рода не увозили – габариты не те и польза от них не того типа; советское правительство такого не предлагала в обмен на валюту – слишком «домашний», просто русский товар, но не икона, и не поделка из драгоценного материала).
О происхождении этого портрета известно следующее. Он был куплен у итальянских наследников исчезнувшей семьи русского происхождения, жившей в Италии еще до 1917 года. По их неуверенным воспоминаниям, имя персонажа, нигде не записанное, звучало как «Makhotin» (Махотин?). Бывает, что имя человека переживает его облик, а здесь вышло по-другому: облик человека пережил его самого, его имя, и весь его мир.
Первая (и единственная до сего дня) публикация этого портрета имела место в 2000 году: я написала о нем в итальянском журнале «Padova e il suo territorio» («Падуя и ее территория». N° 85). В России он до сих пор не известен, но я рассказала о нем сотрудникам Государственной Третьяковской Галереи, которые также высказались в пользу того, что это – одно из лучших произведений Тюрина.

Сейчас нынешний владелец предполагает выставить его на продажу, поскольку намерен ограничить тематику своей разросшейся коллекции портретами XIX века школ Северной Италии.
Пополнит ли этот портрет - «Портрет неизвестного» - собрание Третьяковской галереи или Русского Музея, где ему было бы самое место? Найдется ли в России меценат, готовый пожертвовать на картину, которая вряд ли попадет, снабженная табличкой «Дар Имярек», в постоянную экспозицию, где не хватает места для традиционных шедевров?
Какой-то будет новая страница биографии этого портрета, единственного Тюрина, известного за пределами России?
Поживем – и (есть надежда!) увидим...

Tags: 19 век, живопись, известные личности
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Иллюстрация Дарьи Рычковой Контурная карта искусства: 20 главных частных культурных объектов Москвы…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Лувр оцифровал свою коллекцию и опубликовал в свободном доступе Французский музей Лувр оцифровал свою…

  • Фестиваль орхидей в Аптекарском - до 4 апр.

    На фестивале орхидей в Пальмовой оранжерее ботсада на Проспекте Мира в Москве как всегда больше всего фаленопсисов. Но много и других видов…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments