z_laya (z_laya) wrote in bellezza_storia,
z_laya
z_laya
bellezza_storia

Categories:

Музей города Лальска.

Городок Лальск находится в Лузском районе Кировской области. До 1917 года входил в состав Вологодской губернии в качестве заштатного города. Заштатным в те времена назывался город, не имевший своего уезда, или, как сейчас говорят - город районного подчинения. Кроме живописной природы в городе находится прекрасный краеведческий музей с обширной и богатой экспозицией.
Я впервые попала в этот городок летом 2010 года во время очередного путешествия автостопом.

В музей я тогда не попала. В это лето я снова отправилась автостопом и опять через эти места. На сей раз мне повезло больше.



Кроме музея в городе находятся две удивительные по красоте церкви - одна XVII, а другая XVIII века. Церкви закрывались ненадолго - в период с 1937 по 1944 год. А потом уже оставались действующими. В церкви я не попала - там шла реставрация. Но, думаю, я ещё не раз навещу Лальск.

Здание музея - бывший дом Пряничникова, директора местной бумажной фабрики и брата известного художника-передвижника Пряничникова, который часто гостил в Лальске у брата, у него даже была своя студия в его доме, где художник написал несколько картин.



Дата основания городка и его герб. Верхняя часть говорит о том, что город входил в Вологодскую губернию, а нижнее поле, в котором помещены куничьи шкурки, знак того, что жители города, расположенного на перекрёстке торговых путей из Европы в Азию и с Севера на Юг, осуществляли торг "мягкой рухлядью" - так тогда называли меха.
Итак, сам музей. Вход стоил 50 рублей, да ещё столько же за фотосъёмку.

Внизу была небольшая выставка самоваров.

Вообще - чай из самовара - это вещь! Я пила в деревне. В русской печи для самовара делалось специальное отверстие в трубе - самоварник. Самоварную трубу присоединяли к нему. Для углей была специальная тара - тушилка. И раздували самовар действительно сапогом!

Трактирный самовар, вмещает 5 вёдер. Вот чаю на Руси всегда пили много. Без чая у купцов даже сделки не заключались.

Чашка с блюдцем называлась чайной парой. К самовару полагались ещё поднос и специальная посуда - полоскальница, или капЕльница её подставляли под носик самовара. Туда же сливали чайные опивки.
В богатых семьях было 2-3 самовара. Один на каждый день, один праздничный и иногда ещё один - для гостей. В некоторых губерниях, если в приданом девушки не было самовара, то её не сватали. Во время сватовства сватов обязательно угощали чаем, а те смотрели, как девушка разливает чай. Если чашку она подносила близко к носику самовара, то аккуратная хозяйка будет, а если нет, то сватовство могло и расстроиться.

Экспозиция на первом этаже посвящена крестьянскому быту.

Печной угол, он же "бабий кут". Внизу - тушилка для углей.

Рукомойник. У меня в деревне был такой. Цветы поливать удобно.

Женская шуба. Крытая сукном. То-есть сверху покрыта тканью. На Руси испокон веку шубы шили мехом внутрь, а мездрой наружу. Чтобы выглядело понаряднее мездру сверху покрывали тканью. Шубы, не покрытые назывались нагольными. Выворачивать мех наружу стали в 1930-е годы, когда и появился ставший неизбежным спутником социализма дефицит. Лишней ткани не было вот и решили скорняки, что пусть уж мех наружу, а на подкладку - что придётся.

Буфет. Он же "шкап", как называли его у нас в деревне.

Северные прялки были либо украшены резьбой, либо росписью.

Похожий узор встречался на прялках моего Сямженского района Вологодской области.

Интерьеры этого дома были использованы в оформлении экспозиции.

Женские крестьянские костюмы, собранные в окрестных деревнях. Сотрудница музея посетовала мне, что места под хранение и экспозицию костюмов у них не хватает, а новых помещений не предвидится. В коллекции, между тем, есть уникальные экземпляры, которых нет больше нигде. Даже в знаменитом музее в Сергиевом Посаде и в Российском Этнографическом музее.




Часть облачения священника, сшитая из китайского шёлка. Видимо, какой-то из купцов пожертвовал. Расцвет города пришёлся на рубеж XVII-XVIII веков и большинство жителей занималось либо торговлей, либо ямским извозом, либо работали на бумажной фабрике. Фабрика работает и поныне - выпускает писчую бумагу. В старые времена её делали из тряпок, для чего покупали ветошь в окрестных деревнях, теперь - из целлюлозы. Собственно, в XIX веке фабрик было уже две и работало на них почти 500 человек. Женщины занимались подготовкой ветоши, а мужчины были заняты непосредственно на производстве.

Мини-сейф. Купцы в таких деньги перевозили. Ну что поделаешь - банковских карт не было ещё.

Экспозиция, посвящённая трактирному промыслу. Вопреки представлениям, водку подавали далеко не во всех трактирах. Существовала государственная монополия на продажу спиртного и если в заведении наливали, то делал это не сам трактирщик, а специальный человек - сиделец, или целовальник. Целовальником его называли потому, что он давал особую присягу и целовал крест. И, опять же, вопреки сложившемуся мнению, пили на Руси мало. Куда меньше, чем в Европе.

Поддужные колокольчики. Самыми лучшими считались Валдайские и вятские.
На втором этаже сохранились подлинные интерьеры, которые были в комнатах при жизни хозяев.

Пряничников был директором фабрики, он был женат на дочери владельца. Дом он построил на собственные средства.


Дом Пряничниковых был одним из центров культурной жизни того времени.


Как вы думаете, что это?

Вблизи.


Узор скатерти на столе. Скатерть, правда, более поздняя - около 1940-х годов. Как сказала служительница музея, проводившая со мной экскурсию:
- Связана из украденных ниток.
- Несуны - помню, было такое слово в советские времена. - вспомнила я.
В ответ, она поведала мне, что нашла в городском архиве множество уголовных дел тех лет. В основном - именно несунов и опоздунов. Тогда, во времена Сталина, за опоздание больше, чем на 20 минут давали срок. В основном - фигурантами этих дел были женщины. Так вот. Все эти осуждённые за опоздания тётки ни в какие лагеря не отправлялись, а оставались дома и продолжали работать, где работали. Это к вопросу о том, что "пол-страны сидело". Сидело. Кто где. Кто-то на нарах, кто-то по домам. А я, прикупив на память магнитиков, вышла из музея и отправилась себе дальше.
Tags: музеи, русская традиция
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Recent Posts from This Community