anna_bpguide (anna_bpguide) wrote in bellezza_storia,
anna_bpguide
anna_bpguide
bellezza_storia

Categories:

Секешфехервар, бывший королевский город



Если начать с серьезного, фактологического и пафосного, то Секешфехервар – это  ни много, ни мало, «Престольный белый град», в Средневековье – «Альба Регия». Здесь, а не в Буде, короновались венгерские короли, здесь же многие из них были похоронены.

Понятно, что на средневековые следы рассчитывать не приходится (турки!), но ожидалось барокко – чтобы дубовые двери в резьбе, бронзовые завитушки по поводу и без повода и прочие ангелы. Всё это нашлось, конечно.



Но встретил город чистой геометрией.




Если совсем по-честному, то встретил живописью, которую я уж и не чаяла увидеть. Добротный такой официальный полуклассицистический почти социалистический не вполне реализм.  Тематический. Как в «Родной речи»: на станции – картинка про станцию.




Полусфера, цилиндр, круг, треугольник.
«Да не войдёт сюда тот, кто не знает геометрии!» – нет такого девиза у Секешфехервара?





Имя ротонды  – Prohászka templom.




Полушарие купола опирается на круглую стену. Никаких колонн.




Никакого декора (ну, почти). Дверная решетка – и без завитушек; для венгерского города аскетизм невероятный.




Геометрии хватило еще на два квартала.




А потом началось оно, барокко.




Кармелитская церковь оказалась образцом, чистейшим – методически внятным – выражением барочного духа. Кажется, я начинаю завидовать людям XVIII столетия, коль скоро картина мира для них устроена была так. Сложно, запутано, противоречиво, трагично – и при этом так согласованно и удивительным образом упорядоченно.




Как полагается барочному городу, Секешфехервар полон восхитительными деталями. С работами больших масштабов, требовавших гениальности от создателей и щедрости от заказчиков, здесь как раз не очень. Точнее, они очень добротны, все эти соборы с двойными башнями, да и схема архитектурная к середине XVIII века оказалась разработана так тщательно и универсально, испортить ее не получается. И распространяется она – аж до Петербурга, а Секешфехервар (запомнили уже название?) все-таки к Риму-то поближе будет.




Но детали хороши…




Дата: 1781




В аптеке-музее «Черный орел» изгибаются дугой (барокко!) шкафы для лекарственных средств.




Песня, а не шкафы.




Всяческой городской скульптуры и пластики – и не сосчитать. Стоят на площадях, сидят на конях, выглядывают из-за деревьев, свешиваются со стен бронзовые и каменные фигуры всех мастей.




Один такой сидит над перекрестком, в объектив помещаться отказывается – Канатоходец местный. Другой предупреждает о бренности мира: сфотографировать его с фонарями за спиной – это единственная возможность сфотографировать его без вывесок банка наг головой или под руками.




Скульптуры наглядно различаются и стилем, и манерой, превращая прогулку по городу в игру «Угадай время создания по стилю».




«Угадай, кто изображен» – не получится. Статуи тут ставятся людям местным, не известным за пределами Венгрии (а, может, и за пределами Секешфехервара). Это, например, Дьюла Корниш  – философ, университетский преподаватель и kultúrpolitikus.




Барочные вензеля, завитушки-розочки еще раз расцветают на фасадах во времена модерна. Будапештский диалог «А что это? Дворец?» – «Это? Бани…» вполне воспроизводим и здесь.




Мне заснять это здание толком не удалось, так что поверьте на слово, Árpád fürdő выглядит сейчас точно так же, как на этой фотографии 1910 года.
Вот еще, подразню:





А потом раз – и снова строгие параллельные линии,
прямые углы,




прямые углы и ровные прямоугольники,




которые теперь начинаешь видеть и в зданиях самых что ни на есть мария-терезиевских времен,




и вообще везде.




Исторический центр невелик, но очарователен. При всей исторической значимости город, похоже, вполне живой, во всяком случае, праздная воскресная публика выглядела так, как выглядят люди у себя дома, а что в этом доме сплошной антиквариат, статуи и каменная держава, Országalmа, Государственное яблоко на площади – так ведь Престольный белый град. Этого уже не отнимешь.
Tags: 18век, история архитектуры
Subscribe

  • Рай небесный на земле

    Вам не хватает ярких цветов в это время года или, может быть, после продолжительной изоляции? Значит, надо посмотреть на "Рай небесный на…

  • Анна Павлова - неумирающий лебедь русского балета

    12 февраля 1881 родилась Анна Павлова - одна из величайших балерин XX века. Она появилась на свет в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В…

  • Лес зимой. Исаак Левитан

    Исаак Левитан. Лес зимой, 1880-е. Картон, масло. Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого Среди многочисленных пейзажей русской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments