Наполеон I на Бородинских высотах. 1897
Продолжаем путешествие по творческой вселенной Василия Верещагина.
Предыдущие материалы:
1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882 — 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883 — 1884). Так возникает “Палестинская серия”, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Значительна работа художника над созданием “Трилогии казней”: “Распятие на кресте во время владычества римлян”, “Казнь заговорщиков в России” (1884 — 1885) и “Подавление индийского восстания англичанами” (около 1884). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.
"Распятие на кресте во время владычества римлян"
"Казнь заговорщиков в России"
Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880 — 1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей.
Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1888
1. Резной столб в трапезной Петропавловско церкви в селе Пучуги Вологодской губернии. 1894
2. Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888
1. Старуха-нищенка девяноста шести лет. 1891г.
2. Отставной дворецкий. 1888

Перед исповедью на паперти сельской церкви. 1888

Троицын день. Село Коломенское


Перед исповедью на паперти сельской церкви. 1888
Троицын день. Село Коломенское
1. Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. 1894
2. Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888

Осада Троице-Cергиевой лавры. 1891
Осада Троице-Cергиевой лавры. 1891
С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы — “показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом”.
Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его “пьедестала героя, на который он вознесен”.
Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его “пьедестала героя, на который он вознесен”.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: “Наполеон на Бородинских высотах” (1897) и “Конец Бородинского боя” (1899 — 1900). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: “В Успенском соборе” (1887 — 1895), “Пожар” (1896 — 1897), “Сквозь пожар” (1899 — 1900), “Расстрел в Кремле” (1897 — 1898) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: “В Гродно — пробиваться или отступать”, “На этапе — дурные вести из Франции” (1887 — 1895), “Ночной привал великой армии” (1896 — 1897).
Наполеон на Бородинских высотах.1897
Конец Бородинского боя. 1899-1900
В Успенском соборе. 1887-1895
Пожар. 1896 — 1897
В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле). 1897-1898
На большой дороге. Отступление, бегство... 1887-1895
В штыки Ура Ура (Атака). 1887-1895
Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения.
...Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. “Не замай, дай подойти”, — словно говорит он. Эти слова являются названием картины (1887 — 1895). Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. В картине “С оружием в руках — расстрелять” (1887 — 1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений “Ночной привал великой армии” изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска.
С оружием в руках - расстрелять. 1887-1895
Не замай Дай подойти. 1887-1895
Ночной привал великой армии. 1896-1897
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
Продолэение в следующем посте.
Источник материала: http://www.artcyclopedia.ru/