galik_123 (galik_123) wrote in bellezza_storia,
galik_123
galik_123
bellezza_storia

Category:

Итальянцы в Будапештском музее изящных искусств



Экспозиция коллекции старых мастеров Будапештского музея изящных искусств начинается с Италии, ведь она стала очагом культуры Возрождения. Первые признаки искусства Возрождения в Италии были заметны ещё в XIV веке, а твёрдо оно установилось только с 20-х годов XV века. Возрождение делят на 4 этапа: Проторенессанс (2-я половина XIII века-XIV век), Раннее Возрождение (начало XV-конец XV века), Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI века), Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI века).
При словах "искусство Возрождения" перед глазами возникают лица с портретов гениальных художников - лица крупным планом. Эти лица иногда прекрасны, иногда с неправильными чертами лица, но всегда очень значительны, индивидуальны, немного таинственны. Посмотрим на прославленные шедевры будапештского музея.

1. В скромном месте на стене висит одна небольшая работа флорентийского художника Джотто - фрагмент фрески (начало XIV века). Конечно, составить представление о живописи Джотто по маленькому фрагменту (27 на 15,5 см) нельзя. Однако маленький шедевр флорентийской живописи всё-таки как магнит притягивает взгляд своей выразительностью. Джотто - знаменитый архитектор и скульптор, остроумный собеседник и поэт - фактически являлся родоначальником флорентийской школы живописи. А Павел Муратов в "Образах Италии" пишет ещё более определённо: "Итальянская живопись родилась от Джотто". Именно Джотто первым из итальянских живописцев стал показывать объемы, изображать фигуру трехмерной. Он перестал вносить в свои произведения византийскую символику, многочисленные сложные узоры, меньше внимания уделял деталям. Произведения Джотто просты, спокойны и величественны.




2. На стене эта работа висит в раме, а в каталоге музея представлена немного в другом виде.


Джотто, 1266/67-1337 (Флоренция). Голова женщины (фрагмент фрески), 1315-1320

3. Доменико Гирландайо - флорентийский живописец XV века. Он владел приёмами реалистического изображения человеческой фигуры, передачи движения и пространства. И с помощью этих приёмов запечатлевал жизнь своего родного города в фресках, украшавших церкви, и в станковой живописи. Капелла в церкви Санта Мария Новелла по заказу родственника Медичи, банкира Джованни Торнабуони, была расписана Гирландайо. По свидетельству Вазари, алтарные образы были написаны в мастерской художника и некоторые из них были закончены после его смерти. В начале XIX века, когда алтарь был расчленён, боковые створки, изображающие святого Стефана и святого Петра, оказались в собрании Люсьена Бонапарта, второго из братьев Наполеона Бонапарта. "Святой Стефан" затем был в нескольких французских собраниях, а в 1914 году был подарен Ф. Клейнбергером будапештскому Музею изящных искусств.

DSCF9551.jpg


4. Святой Стефан - первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев. Он был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 годов.


Доменико Гирландайо, 1449-1494. Святой Стефан Мученик

5. Три, такие разные по сюжету, картины висят в будапештском музее рядом. Их объединяет то, что написаны они были, предположительно в одно и то же время (1500 год) и представляют венецианскую живопись Высокого Возрождения (конец XV - первая треть XVI веков). Может быть, общее ещё то, что все три мастера, написавшие эти работы, происходили из семей художников и учились живописи у отцов и братьев. "Золотой век" итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия. Но именно в это время были созданы замечательные творения.




6. Венецианская портретная живопись, особенно на первом этапе развития, была тесно связана с общественной жизнью. На исторических картинах, прославляющих Венецианскую республику, на картинах, посвящённых различным событиям, и даже в композициях церковного содержания обычно изображались современники художника. Мастер этого жанра Джентили Беллини, сын художника Якопо Беллини и брат Джованни Беллини, получил признание ещё при жизни. Он был летописцем Венеции, и ему был даже пожалован рыцарский титул. В качестве посланника Венеции Джентиле был в 1479-1481 годах в Стамбуле, где написал портрет султана Мехмеда II.
Портрет Катерины Корнаро относится к числу его самых значительных произведений. Эта венецианка была женой кипрского короля Жака II, Лузиньяна. Овдовев, она отреклась от престола в пользу Венецианской республики и в 1489 году вернулась в Венецию. Она поселилась в тихом уединённом месте недалеко от Венеции, и её двор стал центром процветания искусства и науки.
Портрет полной пожилой женщины написан без прикрас, его главное достоинство - беспристрастность. Тщательно выписаны лицо, все подробности одежды и головного убора, узор и материал вуали. Эта картина, по всей вероятности, является тем самым портретом, который наследники Карнаро упоминали (до 1836 года) как "портрет Катарины Корнаро с латинской надписью". Картина поступила  в музей в 1836 году из коллекции эгерского архиепископа Пиркера, бывшего до этого венецианским патриархом. Очень интересно и подробно о королеве Кипра http://alloiziusbam.livejournal.com/372252.html.


Джентиле Беллини (1428-1507), венецианская школа. Портрет Катарины Корнаро, королевы Кипра, 1500

7. Пьетро де Салиба относится к числу тех мастеров, которые, воодушевленные успехами, достигнутыми в Венеции одним из самых гениальных художников кватроченто (итальянского искусства XV века) Антонелло да Мессиной, отправились из Южной Италии в столицу северной республики - Венецию. Эти художники (Якобелло ди Антонелло, Антонелло де Салиба и сам Пьетро де Салиба) повторяли композиции великого Антонелло, подражая ему в стиле, но больших успехов они не достигли.
Известно очень мало картин, которые с полной уверенностью можно отнести к кисти Пьетро (который, кстати, был в родстве со своим знаменитым предшественником), поэтому будапештская картина особенно ценна. Как и другие работы этого автора, картина является копией с произведения Антонелло да Мессины. Сам оригинал утерян, однако четыре копии свидетельствуют о том, что Пьетро верно следовал оригиналу. То одну, то другую из этих копий долгое время пытались отождествить с оригиналом. Однако в 1965 году была обнаружена картина, изображающая тело Христа с ангелом (Мадрид, Прадо), которая признана собственноручной работой Антонелло да Мессины. Голову Христа в той композиции можно считать вариантом изображения Христа с закрытыми глазами будапештской картины.


Пьетро де Салиба, между 1497-1530. Христос, привязанный к столбу, 1500

8. О жизни и творчестве Марко Базаити известно очень мало. Он происходил из большой семьи художников греческого происхождения, которая со второй половины XV века работала в Венеции. В его картинах значительную роль играет пейзаж. Небольшая картина будапештского музея поступила из собрания Эстерхази, а до этого принадлежала герцогам Орлеанским. Изящные пропорции фигуры, мастерски написанная одежда, подробный пейзаж указывают на то, что она могла быть написана, когда Базаити искал свой собственный стиль. На картине изображена святая Екатерина, которая приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Атрибутами святой Екатерины на этой картине являются колесо и книга. Подробно о святой Екатерине Александрийской можно почитать здесь.


Марко Базаити, между 1503-1530. Святая Екатерина Александрийская, 1500

9. Два портрета, написанные кистью гениальных художников, висят в музее рядом. Что их объединяет? Прославленный шедевр Рафаэля Санти, побывавший на многих выставках мира, и портрет Джорджоне, до 70-х годов прошлого века не выставлявшийся... Оба мастера создали гениальные произведения эпохи Высокого Возрождения, прославившие Италию на все времена. Оба прожили очень короткие жизни. Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. По мнению современных исследователей, причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Джорджоне скончался в возрасте 33-34 лет во время эпидемии чумы, заразившись от своей возлюбленной, которую отказался покинуть.




10. Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино. Учился в мастерской отца, а затем у известного художника Перуджино. Потом он переселился во Флоренцию, где учился у тосканских мастеров Возрождения, и прежде всего у Леонардо да Винчи. Если верить литературным свидельствам, Рафаэль не был вундеркиндом. учение давалось ему трудно и его художественный талант развивался очень медленно. Но он отличался чрезвычайной восприимчивостью. Никто из мастеров итальянского ренессанса не учился так много и так упорно. Портрет из будапештского музея относится к его ранним работам и демонстрирует его стиль начала 1500-х годов. Установить, кто изображён на портрете, удалось только в XX веке. До того некоторые исследователи считали, что это автопортрет, другие полагали, что это портрет неизвестного молодого кардинала. Но всё-таки углублённое изучение источников того времени позволило установить, что на портрете - известный итальянский поэт и гуманист эпохи Возрождения, а позднее - кардинал Пьетро Бембо. Портрет сначала хранился  в Падуе в собрании Пьетро Бембо и, согласно описанию XVI века, был сделан в то время, когда Пьетро Бембо и Рафаэль были при умбрийском дворе.
Рафаэль похоронен в римском Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть". Рафаэля следует считать создателем римской школы искусства.


Рафаэль Санти, 1483-1520. Портрет Пьетро Бембо

11. Джорджоне - одна из самых таинственных и самых притягательных личностей итальянского искусства. Родился в 1476 или 1477 году в небольшом городке Кастельфранко венецианской провинции. Происхождение его не установлено. В конце восьмидесятых или в начале девяностых годов Джорджоне переехал в Венецию и поступил в мастерскую крупнейшего художника Венеции того времени – Джованни Беллини, у которого многому научился. Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания, отмечал в полотнах Джорджоне влияние творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века. После окончания обучения долгое время Джорджоне оставался почти неизвестен на родине.  В это время он зарабатывал себе на жизнь, расписывая щиты и свадебные сундуки. Только в начале нового века Джорджоне начал завоевывать в Венеции известность и получать первые большие заказы.
Будапештский "Автопортрет" долгое время хранился в запасниках и до 1968 года на международных выставках не экспонировался. Изображенный на портрете мужчина одет в обыкновенную будничную блузу; выражение лица живое, непосредственное. По всей вероятности, это эскиз для автопортрета Джорджоне в облике Давида для утраченной композиции. Считается, что будапештский "Автопортрет" первоначально был больше по размеру. Когда в начале XVIII века он оказался в венском Шталльбурге, его поместили в овальную раму, обрезав по краям на 5 сантиметров. Во время многочисленных перемещений портрет был истрепан и попорчен и сильно потемнел. Тщательное исследование показало, что он написан удивительно легко и свежо.


Джорджоне, 1478-1510. Автопортрет, 1508. Бумага, натянутая на дерево, масло, 31,5 х 21,5 см

12. О жизни и творчестве Джорджоне до сих пор высказываются самые противоречивые предположения. К его работам, вызывающим много споров, относится и будапештский "Мужской портрет". Картина дошла до нас в очень плохом состоянии - пейзаж на заднем плане и проём окна слева очень сильно потемнели и едва различимы. И это мешает окончательной атрибуции. Согласно наиболее распространённому мнению, на портрете - поэт или, возможно, юрист Антонио Броккардо.Вазари называл Джорджоне зачинателем венецианского "золотого века" в искусстве. В апреле 1820 года Байрон писал: "Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне".


Джорджоне. Мужской портрет (Антонио Броккардо)

13. Как и многие мастера Возрождения, Рафаэль был разносторонним художником. Он писал фрески и станковые картины, портреты и религиозные сюжеты, занимался архитектурой и принимал участие в раскопках античного Рима. Среди всех его бессмертных произведений особенно выделяются работы, посвящённые изображению мадонны. Он запечатлел мадонну в бесчисленных вариантах: на фоне пейзажа или в интерьере, на троне или среди облаков, с младенцем или в окружении святых. Будапештская "Мадонна Эстерхази" также принадлежит к всемирно известным произведениям Рафаэля. С XVIII века она находилась в коллекции герцогов Эстерхази. Эта картина небольшого размера сохранилась в своей родной раме. Картина интересна ещё и тем, что осталась незавершённой. На фигурах младенца Иисуса и маленького Иоанна Крестителя отсутствуют завершающие мазки, ясно виден подмалёвок, нанесённый на грунтовку. Это позволяет видеть, как работал Рафаэль. Судя по руинам римского здания на заднем плане, можно предполагать. что картина написана в 1508 году, когда Рафаэль переселился из Флоренции в Рим по приглашению папы Юлия II.




14. Существуют разные трактовки сюжета картины. Согласно наиболее широко распространённому толкованию, основное настроение этой картины - нежное и игривое. Красивая сцена семейной идиллии изображена на фоне пейзажа, под безмятежно чистым небом. Другая трактовка предлагает рассматривать этот сюжет как предчувствие матери трагической судьбы сына. Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. Младенец Христос, сидящий на плаще матери, справа, на высоком камне, настойчиво тянется к ленте, указывая на нее пальцем. Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага. Это движение может быть понято и как подготовление к тому, чтобы подхватить младенца и перенести его к Иоанну. Но такому истолкованию решительно мешает печальное выражение на лице матери.


Рафаэль Санти, 1483-1520. Мадонна Эстерхази (Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем), около 1508 года

15. В коллекции итальянской живописи будапештского музея есть два портрета, которые невольно складываются в пару. Это "Погрудный портрет девушки" и "Погрудный портрет юноши" Пальма Веккио. Оба эти полотна до 1636 года хранились в венецианской коллекции Бартоломмео делла Наве, а затем в английской герцогской коллекции Гамильтон, в брюссельской и венской галереях эрцгерцога Леопольда-Вильгельма, в венской императорской коллекции, в Будайской крепости. Снова объединились оба портрета только в 1907 году в будапештском музее, когда сюда поступил портрет юноши уже из частного собрания. Портрет же девушки поступил в 1848 году в Национальный музей из будайской квартиры императорского казначея, а потом перешёл в Музей изящных искусств. Оба портрета в каталоге коллекции 1636 года фигурировали как работы Джорджоне, изображавшие римского консула и его жену. О влиянии Джорджоне говорит лиричность выражения лиц, тихая задумчивость и душевная ясность портретов. В XVII веке в коллекции Леопольда-Вильгельма эти портреты значились уже как работы Пальма Веккио. Обе картины экспонировались на выставке "Венецианская живопись" в Варшаве, Дрездене, Праге и Будапеште.




16. Пальма Веккио из Серинальти близ Бергамо юношей приехал в Венецию. Он был учеником Джованни Беллини, но на его искусство сильно повлияло и творчество Джорджоне. О раннем периоде его творчества, вообще, известно очень мало. К его ранним работам относят и два маленьких (теперь будапештских) портрета - это жанр так называемого идеального портрета.




17. На мужском портрете изображён молодой человек с венком на голове и алым покрывалом поверх доспехов.


Пальма Веккио, около 1480-1528. Портрет юноши

18. Девушка изображена в венке с распущенными волосами и обнажённым плечом. Венок из плюща на голове юноши и венок из листьев дикого винограда на голове девушки, согласно античным образцам, являются символами славы, и одновременно обручения. Поэтому часто два будапештских портрета называют портретами обручённых. По всей вероятности, художник запечатлел на полотне своих современников в образе какой-нибудь супружеской четы из античной истории.


Пальма Веккио. Портрет девушки

19. В зале итальянской живописи XVI века концентрация шедевров зашкаливает! Кроме Рафаэля и Джорджоне, здесь висят картины таких мастеров Возрождения, как Больтраффио и Бернандино Луини, а в центре, кажется, Джампетрино.




20. Не один из учеников Леонардо да Винчи не приблизился так близко к стилю мастера, как Джованни Антонио Больтрафио. Этот художник некоторое время работал в мастерской Леонардо и часто использовал эскизи, наброски и композиционные решения учителя. Многие его работы долгие годы считались творениями Леонардо да Винчи. Эта будапештская картина в XVIII веке так же приписывалась гениальному Леонардо да Винчи. И сейчас многие исследователи считают, что эта картина была написана при участии мастера. Это подтверждается большей выразительностью и мягкостью рисунка по сравнению с другой картиной Больтраффио, в которой изображена мадонна - алтарным образом для лодийского собора.


Джанни Больтраффио,1467-1516. Мадонна с младенцем

21. Бернардино Луини, родом с Лаго Маджоре, был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Он работал в Милане и других городах Ломбардии. Этот художник часто использовал популярные композиции Леонардо и его типажи, но стремился к статической гармонии. И в этой картине видно сильное влияние Леонардо да Винчи. Картина поступила из собрания Эстерхази, в которой считалась работой Леонардо.


Бернардино Луини, 1480-1531/32. Мадонна с младенцем и святыми

22. Между этими шедеврами висит картина, которую мы приняли за работу Джампетрино "Христос, несущий свой крест". Однако в каталоге на сайте будапештского музея не нашли эту работу. Джампетрино (Giampietrino) - итальянский живописец ломбардской школы, ученик и последователь Леонардо да Винчи, работавший в 1495–1549 годах. Джампетрино настолько искусно перенял и скопировал стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо. Картина "Христос, несущий свой крест" есть в лондонской национальной галерее. Слева на фото - картина из национальной галереи Лондона, справа - та, что висит в музее Будапешта. При внимательном рассмотрении оказывается, что в деталях картины отличаются друг от друга. Может быть, это копия?


Джампетрино. Христос, несущий крест

23. До сих пор не удалось установить, кто этот молодой человек с таким благородным лицом и задумчивым взглядом. Портрет, висящий в центре зала итальянской живописи эпохи Возрождения, долгое время приписывался кисти Рафаэля. Все считали, что на портрете изображён поэт Тебальдео. До середины XVII века портрет находился в коллекции герцога д'Эсте. Одежда молодого человека (чёрный плащ с меховым воротником, открытый присборенный ворот рубашки), берет, прикрывающий длинные волосы с прямым пробором, - всё это воспроизводит моду 1515-1520 годов, которая предписывала мужчинам ходить в чёрной или тёмной одежде. По ней нельзя достоверно определить ни личность изображенного человека, ни его происхождение, ни откуда он родом. На свёрнутом листе бумаги в руке мужчины ничего не написано, не дают никаких сведений и архитектурные элементы фона слева.


Себастьяно дель Пьомбо, 1485-1547. Мужской портрет

24. Трудно было определить и автора портрета. С конца XIX века предположение о том, что автором является Рафаэль, было единодушно отвергнуто. Почти все специалисты отнесли его к творчеству Себастьяно дель Пьомбо, венецианского художника, чему способствовал и венецианский характер пейзажа справа. В Венеции он учился у Джованни Беллини, а затем у Джорджоне. После учёбы переселился в 1511 году в Рим, где, естественно, на него оказали влияние работавшие в Риме Рафаэль и Микеланджело. Будапештский портрет относится к произведениям Себастьяно дель Пьомбо первых римских лет. Портрет был куплен на аукционе коллекции Скарпа в Милане в 1895 году.




25. Картину Корреджо "Мадонна с младенцем и ангелом" в XVIII веке в Неаполе увидел Гёте и написал о ней:"Я видел сегодня картину Корреджо, которая продаётся. Хотя она не в наилучшем состоянии, но неизгладимо несёт на себе самые счастливые признаки красоты. Она изображает мадонну и младенца в тот момент, когда он прижимается к матери и ангелок протягивает ему груши. Следовательно, это отнятие от груди маленького Иисуса. Мысль представляется мне особенно тонкой, композиция динамичной, непринуждённой и очень удачной, восхитительно выполненной. Несомненно, это произведение Корреджо". Картину, которая так понравилась Гёте, купил герцог Эстерхази у герцога Кривелли. Один из предков Кривелли получил её в подарок от римского папы. Из коллекции Эстерхази этот шедевр попал в Музей изящных искусств.




26. Корреджо (1489/94-1534) жил и работал вдали от больших художественных центров, в тихой Парме. Он был учеником местного мастера Франческо Бьянки Феррари, но на его творчество повлияли и другие мастера, прежде всего Мантенья и Леонардо да Винчи.
Картина Корреджо "Мадонна дель Латте" была широко известна на протяжении столетий. Сохранилось несколько вариантов этой композиции, гравюры с неё, копии и подделки. Специалисты считают, что будапештская картина является оригиналом, который запечатлён на гравюре XVII века, где задним планом является пейзаж. Картина со временем потемнела и пейзаж уже не просматривается.


Корреджо. Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна дель Латте)

27. До сих пор зал итальянской живописи в будапештском музее украшает и притягивает все взгляды "Спящая девушка". Картина была передана в коллекцию музея из собрания семьи венгерских землевладельцев Эстерхази. Ещё до конца XX века считалось, что это полотно неизвестного художника, работавшего в Риме в начале XVII века, и написано оно около 1620 года. Предположительно автором данной картины назывался итальянский художник Доменико Фетти - ведущий мастер североитальянского барокко.
Художник прожил короткую жизнь (около 1588-1623) и очень редко датировал свои работы. Его первые картины связаны с Римом - городом, в котором он родился. В Риме Фетти покровительствовал кардинал Фердинандо Гонзага, который, став герцогом Мантуанским, пригласил художника на должность придворного живописца, вместо оставившего этот пост Рубенса, и смотрителя дворцовой галереи. В 1621 году Фетти по поручению герцога поехал в Венецию для закупки картин и последние два года жил там. Прославился он работами на библейские темы "Притчи", картинами "Товий, исцеляющий отца", "Портрет актёра", "Задумавшийся Архимед". Все его творения отличаются мягким колоритом, лиричностью пейзажа, характерностью персонажей. И хотя в период барокко считалось, что жанровые картины, изображающие сцены из повседневной жизни, второстепенны по отношению к картинам на библейские или мифологические сюжеты, это дало основание специалистам предполагать, что он является автором и этой замечательной картины. Наверное, и не только это...



28. А примерно в то же время нидерландские художники умели преобразить прозу жизни в поэзию и будничность в мечту. Пожалуй, и правильно, что теперь картина представлена как работа неизвестного нидерландского художника, жившего примерно в тот же период. Судя по улыбке на лице девушки, можно предположить, что это сон о любви. Неизвестному художнику удалось очень живо изобразить не только лицо спящей девушки, но такие детали, как жемчужные украшения в её волосах, кружевные манжеты блузы, платок в руках и золотые узоры на красном бархатном покрывале. Очень красивая и романтичная картина...


Спящая девушка, 1630. Теодор ван Лун (Брюссель 1581/1582 - 1667 Лёвен)


Tags: Италия, Ренессанс, живопись, музеи
Subscribe

  • Одна картина из коллекции Пушкинского музея

    Амеде Озанфан (1886-1966), Франция. Графика на чёрном фоне, 1928. Холст, масло. 97х130 В Галерее искусства стран Европы и Америки Пушкинского…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Фонтаны, усадьбы и «семь сестер»: 24 бесплатные автобусные экскурсии Где должна была…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Иллюстрация Дарьи Рычковой Контурная карта искусства: 20 главных частных культурных объектов Москвы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Одна картина из коллекции Пушкинского музея

    Амеде Озанфан (1886-1966), Франция. Графика на чёрном фоне, 1928. Холст, масло. 97х130 В Галерее искусства стран Европы и Америки Пушкинского…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Фонтаны, усадьбы и «семь сестер»: 24 бесплатные автобусные экскурсии Где должна была…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Иллюстрация Дарьи Рычковой Контурная карта искусства: 20 главных частных культурных объектов Москвы…