galik_123 (galik_123) wrote in bellezza_storia,
galik_123
galik_123
bellezza_storia

Categories:

Нидерландские мастера в Будапештском музее изящных искусств

DSCF9511.jpg

Нидерландских художников, побывавших в Италии и находившихся под влиянием художественных идеалов итальянского Возрождения (Ренессанса), называли "романистами", так как в обновлении нидерландского искусства решающая роль принадлежала искусству Рима. Творчество Питера Брейгеля Старшего среди современных ему художников-романистов по своей гениальности и индивидуальному характеру производит впечатление обособленного явления.


1. Достоверно неизвестны ни год, ни место рождения Питера Брейгеля Старшего (Брейгеля Мужицкого). В 1551 году он вступил в антверпенский цех художников. Учился он у Питера Кукке, ездил в Италию, потом работал в Антверпене, а с 1563 года в Брюсселе. Художник часто посещал деревенские свадьбы и праздники, смешавшись с толпой. Там он делал зарисовки, которые потом использовал в сюжетах из Нового завета. Для него скорее всего религиозный сюжет был поводом, чтобы показать повседневную жизнь современной Фландрии.
В экспозиции будапештского музея есть только одна картина Питера Брейгеля  "Проповедь Иоанна Крестителя". А на ней, хоть это и религиозный сюжет, изображена обычная сельская проповедь. Такие проповеди проводились в период Реформации на религиозных сходках. Фигура Иоанна Крестителя почти не видна в глубине картины. Главным действующим лицом является толпа, сборище людей верующих, любопытствующих и скучающих. Характерные приметы картин Брейгеля (множество деталей и единство человека и пейзажа) - и в этом шедевре художника. Картина получена из собрания эрцгерцогини Изабеллы, наместницы Нидерландов.


Питер Брейгель Старший, 1525-1560. Проповедь Иоанна Крестителя

2. А эта картина представлена в экспозиции музея как произведение Иеронима Босха, о чём говорит и табличка рядом с ней. И ведь на самом деле, сюжет, тема картины и карикатурное изображение крестьян относят нас к Босху. У нас не зародилось ни капли сомнений. Но не тут-то было. Оказывается, венгерский искусствовед Пиглер установил, что сидящая вокруг стола кутящая компания по сюжету тесно связана с одной из сатирических композиций Босха, которая дошла до нашего времени в виде гравюры на меди Питера ван дер Гейдена. Различие между этой гравюрой и будапештской картиной только в том, что на гравюре с картины Босха изображены монахи, монашки и горожане, во время еды поющие по нотам, а на картине в музее за столом сидят крестьяне и рассматривают книгу с изображением кушаний и бокалов. Жанровое изображение сатирической темы соответствовало сложившемуся к середине XVI века конкретному характеру нидерландского искусства.


Иероним Босх, 1450-1516. Кутящая компания, 1480

3. В книге Терези Герси  "Брейгель и нидерландская живопись его века"  венгерского издательства "Корвина", 1970 года, эта же работа представлена как произведение Мартина ван Клеве. По-видимому, точно установить, кем была написана картина, уже невозможно. Картина предположительно находилась в венском дворцовом музее, затем из будайской квартиры управляющего королевским имуществом попала в Венгерский национальный музей, а затем в 1896 году - в Музей изящных искусств.


Мартин ван Клеве, 1523-1581. Кутящая компания

4. В одном из анфилады залов, где экспонируется коллекция старых мастеров будапештского музея, висит картина Йоса ван Клеве, которая привлекла внимание гармоничным сочетанием средневековой иконографии и свободного ренессансного изображения, а также тонким живописным мастерством. О жизни и творчестве Йоса ван Клеве сохранилось очень мало сведений. Он известен, прежде всего, как автор большого произведения "Успение мадонны", находящегося в Кёльне. Художник родился в Брюгге, а с 1511 года работал в Антверпене. Он был самым старшим и самым значительным из большой семьи художников. Алтарные образы и портреты, выполненные им, высоко ценились даже за пределами Нидерландов. Благодаря искусству портретиста он получил приглашение от французского короля Франциска I. Клеве ездил и в Италию, где знакомился с достижениями итальянской живописи Возрождения. Но в своих произведениях на религиозную тему, предназначенных для церквей, он следовал за своими нидерландскими предшественниками - братьями ван Эйками и ван дер Вейденом.




5. На картине художника Йоса ван Клеве видим позднеготический тип изображения богоматери. Романтичный пейзажный фон перед пилоном выполнен очень эмоционально. Мадонна протягивает младенцу стакан с красным вином. Красное вино в средневековой символике отождествлялось с кровью и указывало на призвание младенца, его роль искупителя.


Йос ван Клеве Старший, 1480-1540. Мария с младенцем

6. Портреты Карла Габсбурга и его сестры Марии Венгерской висят в зале нидерландской живописи рядом. Брат и сестра Габсбурги, как будто смотрящие друг на друга, на будапештских портретах очень похожи. Сын Филиппа I Красивого и Хуаны Безумной, племянник наместницы Нидерландов Маргариты, Карл Габсбург стал в 1519 году императором Священной Римской империи. Будапештский портрет был написан незадолго до этого и безусловно является достойным памятником правителю, создавшему самую большую империю в Европе XVI века. Острый взгляд, гордая осанка и решительная посадка головы молодого мужчины на портрете говорят о непреклонной воле и исключительной энергии будущего правителя. Мария Австрийская - вторая дочь Филиппа Красивого и Хуаны Безумной, известна также под именами Мария Габсбургская, Мария Венгерская, Мария Бургундская, Мария Кастильская, родилась в Брюсселе в 1505 году. Когда ей было семнадцать, брат, император Карл V, устроил ее брак с Людовиком, по-венгерски - Лайошем - Ягеллоном, королем Венгрии. Одновременно брата Фердинанда он женил на сестре Лайоша.

DSCF9602.jpg


7. Будапештский портрет Карла V написан, предположительно, в конце 1510-х годов нидерландским мастером Барендом ван Орлей. Сначала художник работал в мастерской своего отца - брюссельского художника Валентейна. Потом ездил в Италию, где познакомился с работами великих художников Возрождения. В своём творчестве нидерландский мастер ориентировался на итальянские образцы и фламандские традиции. В Брюсселе он был придворным художником наместниц Нидерландов. Также ему приходилось выполнять церковные и светские заказы, декоративные полотна.

01023.jpg
Баренд ван Орлей, 1487/8-1542. Портрет императора Карла V, 1515/6

8. Есть в музее ещё один портрет Карла V, где он изображён уже в старшем возрасте. Карл V - последний император, официально коронованный римским папой и отпраздновавший в Риме триумф. Это был последний случай коронации императоров папами. Титул императора стал впоследствии неразрывно связан с выборным титулом короля Германии. Вообще, никто из европейских монархов не имел так много титулов: только королевских корон у Карла было более десятка. В 20 лет Карл V унаследовал земли, оказавшиеся в разных странах, населенных разными народами. В своей политике он руководствовался желанием поднять христианскую Европу против общего врага Османской империи. Эта идея Карла V не увенчалась успехом. В 1555 году он был вынужден подписать Аугсбургский религиозный мир между католиками и протестантами. Лютеранство было признано официальной религией. Карл решил отойти от управления империей и передал своему сыну Филиппу II Нидерланды, а затем и Испанию. В 1558 году, сняв с себя корону, он удалился в монастырь, где и провёл остаток жизни. Императором Священной Римской империи стал его младший брат, Фердинанд. Карл V был похоронен в королевской усыпальнице Эскориала.

IMG_5302.jpg
Толедская школа, XVI век. Портрет императора Карла V, 1534

9. Когда Мария вышла замуж за Лайоша, ему было пятнадцать лет, ей - семнадцать. В январе 1522 года Лайош был объявлен совершеннолетним и коронован в Секешфехерваре. Венгрия была ослаблена междоусобицами. Несмотря на помощь своей умной жены, Лайошу не удалось организовать отпор Сулейману Великолепному. Король Венгрии погиб в битве при Мохаче, а его останки были найдены только через два месяца. Больше выходить замуж Мария не захотела. После того как Маргарита Австрийская умерла, Карл V сделал сестру Марию регентом Нидерландов. Марии Венгерской пришлось снова вернуться в Брюссель, где она активно действовала как наместница императора в Нидерландах. Став вдовой и регентшей Нидерландов, Мария полностью отказалась от радостей светской жизни. На портрете анонимного брюссельского художника Мария Венгерская изображена уже будучи вдовой в возрасте 26 лет.

IMG_4024.jpg
Анонимный художник, работавший в конце XV-начале XVI веков в Брюсселе. Портрет Марии Венгерской (Марии Австрийской, королевы Венгрии), 1531

10. Другой портрет Марии (середины 1500-х годов) - тоже нидерландской школы. На нём она уже старше - черты лица заострились, и она стала ещё больше похожа на брата.

IMG_1613.jpg
Портрет королевы Марии Венгерской,1540. Нидерландский художник, середина XVI века

11. Золотой век голландской живописи представлен многими произведениями различных жанров, в том числе портретами. Перед входом в один из залов видим два симметрично висящих портрета: справа - "Женский портрет" (1650) голландского художника, родившегося в Англии, Корнелиса Янсенса ван Кёлена (1593-1661), слева "Портрет мужчины" (1648), Бартоломеуса ван дер Гельста или Хелста, нидерландского живописца и гравёра (1613-1670). А в зале внимание привлекают два других портрета. О них - подробнее.

DSCF9573.jpg


12. В коллекции музея представлен выдающийся голландский художник XVII века Франс Хальс, один из самых замечательных портретистов своего времени. С самого начала художник специализировался на портретной и жанровой живописи, и в портрете он достиг самых высоких результатов. Его художественная школа стала одной из ведущих, а портреты - главным жанром живописи в Голландии. Голландские бюргеры, торговцы, моряки, капитаны, учёные и церковные деятели заказывали для семьи или корпорации свои портреты, на которых люди изображались в одиночку, парами или группами. Франс Хальс был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Наверное, это способствовало тому, что позирующий человек чувствовал себя свободно и раскованно. По-видимому, это отражалось и на портретах изображаемых им людей. Художник разрушил сложившиеся до него каноны портрета. Его интересовал человек со своими чувствами, интеллектом, эмоциями. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.

DSCF9563.jpg


13. Благодаря офорту Рембранта удалось установить, что мужчина с весёлым взглядом на будапештском портрете - голландский художник Ян Асселейн. Немного об этом художнике: Ян Асселейн, прозванный Крабье, (1610- 1652) - голландский живописец Золотого века. Он много путешествовал по Франции и Италии. Особенно отличился в ландшафтной живописи и живописи животного мира, хотя его историческими трудами и батальными сценами также восхищались.

IMG_5527.jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669. Портрет Яна Асселейна

14. Будапештский портрет Яна Асселейна происходит из собрания Эстерхази.

00750.jpg
Франс Хальс, 1580/81-1666. Портрет художника Яна Асселейна

15. Одна из картин Яна Асселейна, на которой изображен защищающий свое гнездо лебедь, "Лебединая угроза ", стала символом национального голландского сопротивления, хотя и истинный замысел художника в этой работе неизвестен. Она считается самой известной работой Асселейна.

IMG_5942.jpg
Ян Асселейн, 1610-1652. Фрагмент картины "Лебединая угроза".

16. Художник Антонис Ван Дейк, сын зажиточного торговца шелками, в девятнадцатилетнем возрасте был уже мастером. И не просто мастером, а самым выдающимся и талантливым помощником Рубенса. Когда ему было чуть более 20 лет, он побывал в Италии. Вернувшись в свой родной город Антверпен, он стал одним из самых популярных художников в среде зажиточных бюргеров. Он писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, но всё-таки его умение изображать человека наиболее полно выразилось в жанре портрета. Именно портреты создали славу его искусству. В творчестве Ван Дейка можно найти все виды портретного жанра: парадные портреты, семейные, групповые, в полный рост, погрудные, этюды голов. "Евангелист Иоанн" - замечательный образец портретов Ван Дейка. Изображенного на портрете молодого мужчину в красном плаще и с кубком в руке художник писал несколько раз.

DSCF9577.jpg


17. На будапештском портрете он выступает как евангелист Иоанн. По-видимому, эта работа, датируемая началом двадцатых годов XVII века, входила в серию изображений апостолов из венской и ганноверской картинных галерей. В картине чувствуется несомненное влияние его наставника - Рубенса. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Он принадлежал к числу трёх ближайших учеников Христа.


IMG_2910.jpg
Антонис ван Дейк, 1599-1641. Евангелист Иоанн


Tags: Ренессанс, живопись, музеи
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Три утраченные картины Густава Климта «воскресил» искусственный интеллект В конце Второй…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Полотно «Муж скорбей» выставят на январских торгах. Фото: Sotheby's Sotheby’s…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. 1799 год. ©…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Три утраченные картины Густава Климта «воскресил» искусственный интеллект В конце Второй…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Полотно «Муж скорбей» выставят на январских торгах. Фото: Sotheby's Sotheby’s…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. 1799 год. ©…