galik_123 (galik_123) wrote in bellezza_storia,
galik_123
galik_123
bellezza_storia

Category:

Испанцы в Будапештском музее изящных искусств

DSCF9588.jpg
Бартоломе Гонсалес-и-Серрано, 1564-1627.  Иоанн Креститель, 1621

Перед входом в зал, где представлены работы Эль Греко, висит картина испанского живописца Бартоломе Гонсалес-и-Серрано. В основном он писал портреты королевской семьи, но среди его картин есть и несколько религиозных сюжетов, в том числе "Иоанн Креститель" из собрания Эстерхази. Вообще же, главной характеристикой испанской живописи этого периода было всё-таки преобладание религиозной тематики. Связи с итальянскими королевствами, установленные Фернандо II Арагонским, способствовали притоку в Арагон художников с Апеннинского полуострова. А господствовавшие в Кастилии фламандские культурные традиции, смешавшись с итальянскими, привели к образованию в Испании совершенно нового направления живописного искусства, отличного от художественных тенденций Италии, Франции и остальных стран Старого света. Наиболее ярким выразителем испанской живописи XVI века и одновременно совершенно оригинальным стал Эль Греко.

О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Доменико Теотокопулос, которого позже стали называть Эль Греко, что значит грек, родился на острове Крите, принадлежащим в то время Венеции. Подобно многим своим соотечественникам он искал счастья в Италии, учился в Венеции у Тициана. В 1572 году он вступил в римскую академию Сан Лука, а в 1576 году перебрался в Испанию. При королевском дворце в Мадриде Эль Греко не добился признания и поселился в Толедо - религиозном центре страны. До конца жизни он работал в основном на церковь. Его узнаваемая манера письма сложилась в Толедо, где он писал алтарные образы, святых, евангельские и легендарные сцены, повторяя по нескольку раз свои композиции для разных заказчиков. В своём творчестве он отошёл от традиций Возрождения и искал новые выразительные средства. Для передачи благоговения, экстаза, страсти он искажал и удлинял формы, использовал сверкающие краски.
Творчество этого мастера было в забвении в течение трех столетий. Объясняется это тем, что слишком отличались его произведения от основного направления, по которому начиная с XVI века развивалась западноевропейская живопись.

1. Будапештский музей обладает беспримерно богатым собранием произведений Эль Греко благодаря венгерскому коллекционеру Марцелу Немешу, который в начале XX века купил в Испании в то время мало ценимые произведения. Картина "Кающаяся Магдалина", по-видимому, относится к ранним работам художника. Эту картину Немеш подарил музею ещё в 1921 году.

DSCF9594.jpg
Справа - Эль Греко. Апостол Андрей

2. Магдалина на картине Эль Греко своим удивлённым взглядом и рыжеватыми волосами, падающими на плечи, близка женским образам Тициана. Натюрморт с книгой и черепом, мерцающий пейзаж на заднем плане демонстрируют использование художником приёмов венецианской живописи. Но по композиции и колориту картина уже стилистически отличается от венецианских работ.

IMG_4632.png
Эль Греко, 1541-1614. Кающаяся Магдалина, 1578

3. Действие картины "Моление о чаше" происходит ночью, при луне. Христос освещен ярким светом, исходящим с небес. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. Холм символизирует высоту духа, а зелень холма - бессмертие и рост Святого Духа в человеке. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Оно подчёркивает духовный сон учеников. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. В христианском искусстве мирт символизирует обращение язычников в христианскую веру, указывает на будущую апостольскую деятельность спящих учеников. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. Слева на него смотрит ангел, несущий чашу - символ страстей Христовых. В отдалении справа мы видим Иуду и солдат, которые идут арестовать Иисуса.
"Моление о чаше" попала в музей из коллекции Марцела Немеша.

DSCF9592.jpg
Эль Греко. Моление о чаше, 1605-1610

4. К популярным темам Эль Греко относится и  "Благовещение". Сцену, в которой молящейся Марии является архангел Гавриил и сообщает о предстоящем рождении Спасителя, он писал в нескольких вариантах. Будапештская картина выделяется среди них по красоте. В картине есть изображение и мистики, и действительности. Видим вполне конкретные скамеечку для молитвы, корзинку для рукоделия, цветочную вазу, а предчувствие таинственных событий передано движением спускающегося облака, мерцающим желтовато-голубым светом. Взгляды Марии и ангела обращены друг к другу, положения рук повторяют эту целеустремлённость. Ритм линий и цветовых пятен подчёркивает необычность происходящего.

IMG_0146.jpg
Эль Греко. Благовещение, 1600

5. Хотя Эль Греко писал больше всего картины на религиозные темы, портрет занимал в его творчестве тоже значительное место. В свои религиозные композиции он часто вводил портретные изображения. Но он писал и самостоятельные портреты, делал эскизы с натуры. В будапештском этюде головы на фоне сиреневой драпировки, только эскизно намеченной, и неба с полосками облаков выделяется худое лицо мужчины среднего возраста. Вероятно, картина написана с неизвестной толедской модели как этюд к серии поясных изображений апостолов.

IMG_4410.jpg
Эль Греко. Этюд головы, 1595

6. Кроме показанных работ, музей располагает ещё тремя картинами Эль Греко: "Святое семейство со святой Елизаветой", "Апостол Андрей" и "Снятие одежды с Христа (Эсполио)". Все картины - из собрания Марцелла Немеша.

DSCF9591k.jpg
Слева от этюда мужской головы - Эль Греко. Святое семейство со святой Елизаветой

7. Эль Греко трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.

DSCF9595.jpg


8. В творчестве Эль Греко существует пять-шесть полотен, которые можно назвать великими. К числу шедевров первым по времени принадлежит "Эсполио". Цвет хитона Христа, густой и яркий, символизирует цвет самой жизни. Никогда больше Эль Греко не использовал этот цвет в своих картинах. Согласно Евангелию, на картине изображён момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова "espoliar" - грабить.

DSCF9593.jpg
Эль Греко. Снятие одежд с Христа (Эсполио), 1577-1579

9. В том же зале видим работы других испанских художников, в том числе картину Висенте Хуана Масипа. И ещё раз удивляемся тому, насколько искусство Эль Греко необычно и своеобразно и как сильно манера его письма отличается от испанской живописи того времени.

IMG_5854.jpg
Висенте Хуан Масип, Хуан Хуанес. Христос с Евхаристией, 1578-1680

10. В XVII веке в Испании появился целый жанр живописи, изображающий бытовые сцены. Испанские художники писали вполне земные трапезы, встречи в тавернах. Вино было неотъемлемым атрибутом этих полотен. Наиболее характерные испанские жанровые картины из народной жизни, так называемые бодегонес, были созданы в Севилье. Одним из самых известных художников, работавших в этом жанре, считается Диего Веласкес.
Диего Веласкес сначала работал в своём родном городе Севилье, но затем переселился в Мадрид и в 1623 году стал придворным художником испанского короля Филиппа IV. Среди его работ больше всего портретов, но он писал и работы на религиозные и мифологические сюжеты, а в молодые годы и жанровые сцены.

DSCF9586.jpg


11. Первым из жанровых произведений Веласкеса, известным в истории искусства, считается полотно "Завтрак", находящееся в Эрмитаже и представляющее собой ранний вариант будапештской картины.

IMG_4847.jpg
Диего Веласкес. Завтрак, 1617. Эрмитаж

12. Будапештская картина Веласкеса "Обедающие крестьяне" является одним из лучших ранних произведений жанровой живописи. Простая ясная композиция - группа из трёх человек сидит за накрытым столом. Молодая женщина наливает вино в стакан, который протягивает ей старик. Обратите внимание, как женщина держит бокал. Справа сидит темноволосый юноша и что-то говорит своим товарищам. На столе - скромный обед: хлеб, апельсин, лимон и рыба. В жестах крестьян, в выражении их лиц, одежде отражён характерный облик людей из народа. Полотно в будапештском музее напомнило мне картину из Эрмитажа, однако фигура девушки в центре сделало картину значительно более выразительной и живописной. Эта картина послужила основой для многих известных в истории искусств копий и вариантов.

IMG_5649.jpg
Диего Веласкес, 1599-1660. Обедающие крестьяне

13. Этюд головы юноши для этой картины находится в Эрмитаже.

IMG_5036.jpg
Диего Веласкес. Мужская голова в профиль, 1616

14.В богатой испанской коллекции Будапештского музея есть картина "Непорочная дева" художника Франсиско Сурбарана (1598-1664). Полотно написано на одну из излюбленных тем испанской живописи XVII века. Марию-ребёнка или юную Марию обычно изображали в полный рост. Её взгляд всегда был обращён к небу, что символизировало чистое благоговения. Она парила в вышине, в небесном сиянии среди облаков и головок херувимов. Это довольно большое полотно висит перед входом в зал с картинами Гойи.

DSCF9608k.jpg


15. Франсиско Сурбаран не так известен, как знаменитые Эль Греко или Гойя. Этого художника за пределами Испании до середины прошлого века плохо знала европейская художественная общественность. И в европейских музеях его картин не так уж много. Сурбаран родился в маленькой эстремадурской деревушке Фуенте де Кантос, учился в Севилье у местного мастера Педро Диаса да Валлануовы и большую часть жизни работал в Севилье. Он писал картины главным образом на религиозные сюжеты, выполняя заказы монастырей и церквей. Для его картин характерна строгая композиция, крупные формы, большие чистые цветовые пятна. В поздний период своей жизни он переселился в Мадрид. На художника, попавшего из севильских монастырей с их строгими взглядами в придворное окружение, оказали сильное влияние модные течения того времени. Его стиль значительно изменился - стал мягче, колорит светлее.
Будапештская картина "Непорочная дева" написана в 1661 году в Мадриде за несколько лет до смерти художника. На будапештской картине Мария похожа на девочку - нежный овал лица, белокурые волосы. Её фигурка как бы парит на фоне золотистого неба. В нижней части картины художник изобразил город мечты, фантастическую Севилью. Эту же композицию Сурбаран повторил в другом варианте для сельской церкви Лангон возле Бордо.

IMG_26112014_15.jpg
Франсиско Сурбаран. Непорочная дева (Пуриссима)

16. Франсиско де Гойя (1746-1828) в начале своего пути ничем не отличался от других художников своего времени. Он учился в Мадриде у классического живописца Франсиско Байсу, затем женился на его дочери и, как все художники, совершил путешествие в Италию. Его первые работы по заказу были выполнены для ковровой фабрики в стиле рококо. На них изображены весёлые сценки на природе. И вообще, его всегда интересовали сцены повседневной жизни. С ухудшением обстановки в Испании его картины стали серьёзней, драматичней, выразительней.
В атмосфере Испании конца XVIII-начала XIX века его занимали идеи борьбы народа за свободу, борьбы против инквизиции и мракобесия. В картинах Гойи, в его сериях офортов отразились все уродства испанской жизни: ужасы войны, тайные судилища инквизиции, казнь повстанцев. В 1824 году художник, опасаясь политических гонений, бежал во Францию и до самой смерти работал в Бордо.

DSCF9613.jpg


17. Некоторые картины и офорты посвящены изображению быта народа, народных праздников, корриды. Две будапештские картины "Девушка с кувшином" и парная "Точильщик" относятся к всемирно известным произведениям позднего периода творчества. На этих картинах изображены с помощью новых выразительных средств - свободного скользящего мазка в сочетании с сочными цветовыми пятнами - испанские народные типы. Для обеих работ использован холст одной ранней работы - натюрморта с цветами, что ясно видно на рентгеновском снимке. Обе картины поступили в музей из собрания Эстерхази.

IMG_26112014_19.jpg
Франсиско де Гойя. Девушка с кувшином (Агуадора)

18.

IMG_26112014_18.jpg
Франсиско де Гойя. Точильщик

19. Гойя - выдающийся портретист, мастер глубокого раскрытия человеческого характера. В музее представлен замечательный психологический портрет молодой испанской дамы с милым выражением лица. Эта дама - жена писателя Сеана Бермудеса, друга Гойи. Она не производит впечатление особенно красивой или очень умной женщины, но милой и доброй. Она немного робко и как будто смущаясь смотрит с портрета, а руки её покоятся на вышивании.

IMG_26112014_17.jpg
Франсиско де Гойя. Портрет сеньоры Бермудес, 1800-е годы

20. Портрет министра юстиции маркиза Кабальеро выполнен как официальный портрет всесильного и влиятельного человека. Испанский министр представлен в официальном красном мундире с золотыми позументами и в чёрном плаще. Его грудь украшают широкая орденская лента, знак ордена Сант Яго, и большая звезда, пожалованная королём. В левой руке он держит перед собой документ, говорящий о его титуле. Он был одним из столпов испанской реакции. Современники, ссылаясь на его титул, говорили, что он не был ни снисходительным, ни справедливым, и тем более ни рыцарем. Портрет, по-видимому, был написан для городского дома министра. И в этом портрете художник использует совсем другие изобразительные средства, чем в портрете сеньоры Бермудес: чёткие контуры, большие и чистые цветовые пятна.

IMG_26112014_16.jpg
Франсиско де Гойя. Портрет Хосе Антонио, маркиза Кабальеро, 1807



Tags: живопись, музеи
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Запасник Лувра во время опасного повышения уровня воды в Сене. 2016 год. © Thierry Chesnot /…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913. Х., м. ГРМ. Фото: пресс-служба Русского музея В Михайловском…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Кукла Аннабель в музее Уорренов 6 пугающих историй о таинственных куклах: Одержимость демонами,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments