Виктор Шилин (viktor_shilin) wrote in bellezza_storia,
Виктор Шилин
viktor_shilin
bellezza_storia

Categories:

Творчество художника Константина Федоровича Юона

Недели две назад я случайно наткнулся на давно знакомую картину забытого мной художника. Это была одна из известнейших революционных фантазий, полная огня, страсти, чувства, «Новая планета». И, честно говоря, никогда я бы не стал разбираться в творчестве этого художника, которым оказался К.Ф. Юон, если бы не наткнулся на другую его работу. «Купола и ласточки». Картина изображала вид сверху на Успенский собор, и открывающуюся с него панораму города. Впрочем, ее просто нужно видеть.

Статьи посвященные подробному рассмотрению творчества К.Ф. Юона:
- Будущее
- Православные храмы в картинах советского художника
- Русская природа в картинах К.Ф. Юона
- Люди в картинах К.Ф. Юона
- История в картинах К.Ф. Юона

Так что же меня зацепило? Казалось бы ответ на поверхности – такие разные картины одного и того же художника, чем не повод копнуть глубже? Да, в чем-то это так. Но, несмотря на разрыв этих двух работ по содержанию, какое-то зерно у них явно общее. Что это за зерно? И есть ли оно в других картинах? Этот вопрос стал главным моим проводником в мир Юона.

И я был удивлен им. Тот, кого я считал певцом коммунизма и будущего, колоссальные силы потратил, чтобы тонко передать природу, святость храмов, живость и силу людей. Я вовсе не был разочарован. Напротив – очарован. Всматриваясь в самые талантливые творения художника, я все больше понимал, в чем суть их противоречивого объединения. Оказалось, это лежало на поверхности. Но все по порядку. Сначала я хочу еще раз поделиться хорошим искусством. На этот раз просто картины, больше других меня поразившие.

«Раскрытое окно», 1947 год. Как только взглянул, подумал: «Это больше чем просто окно, это метафора». Распахнут целый мир, полный зелени, жизни, тепла и света. Вся картина – это окно. И, кажется, что протяни руку, и она коснется сочной живописной зелени.



«Августовский вечер. Последний луч. Лигачево», 1948 год. Открытое окно «наоборот». Теперь взгляд устремлен внутрь, в помещение, а в глубине его, кстати, можно увидеть то самое «раскрытое окно».



Картины, изображающие простых русских женщин. Живые, красивые, настоящие.  «Утро в деревне. Хозяйка» 1920-е и «Сени» 1929 год.



Немало работ художник посвятил не просто людям, а обществу.  До революции это были в основном изображения народных гуляний, ярмарок, после же - трудовая жизнь рабочих и крестьян.  Хочу привести работу, на которой пусть почти и нет самих людей, но которая хорошо передает саму атмосферу напряженного ежедневного труда.
«Утро индустриальной Москвы», 1948 год.



Отдельного упоминания стоит серия картин, посвященных православным храмам. Самой яркая из них – «Купола и ласточки»,написанная в 1922 году. Помимо необычного ракурса ее отличает яркость цветов и сложно описываемая словами возвышающая атмосфера.



Юон жил в суровые и великие времена, когда его народ сам ковал свою судьбу и творил историю. Самым тяжелым испытанием, и в то же время величайшим триумфом стала Великая Отечественная война.
Широко известна картина Юона, посвященная параду 1941 года.
«
Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»


Сам парад был невероятным духовным действом сражающейся несломленной страны. Значение его трудно переоценить. Картина, конечно, не может полноценно передать то, что испытывали наблюдавшие его москвичи, но масштаб и величие парада она передает.

Совсем немного картин Юон посвящает футуристическим и философским образам, вдохновленным Революцией. Но они выполнены с такой силой, что, конечно же, не зря именно их помещают в учебниках истории, как примеры советского революционного искусства.   Интересно, что эти яркие картины, написанные в 1921 и 1923 году, соседствуют по хронологии с самыми выдающимися из серии, посвященной православным храмам. И то, что их объединяет – это необыкновенная живость. Итак, «Новая планета».


«Люди»



Признаюсь, сперва мне странной показалась столь широкая тематика работ Юона. Тут и природа, и православные храмы, и исторические события, и портреты, и футуристические образы. Но, все больше знакомясь с его творчеством, я понимал, что ничего в этом странного нет. Что это просто жизнь человека. Родная природа, родная страна, ее культура, народ. История страны и народа, его мечты. Что это скорее мы стали какие-то странные. А все, действительно такие разные картины советского художник К.Ф. Юона объединяет очень простая, но главная вещь.
Любовь.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments