artemidio (artemidio) wrote in bellezza_storia,
artemidio
artemidio
bellezza_storia

Categories:

Культурное возрождение Спасо – Преображенского храма (Часть 1. Начало).

В этом сообществе уже была небольшая заметка про Рязанский Спасо - Ярский храм http://bellezza-storia.livejournal.com/83987.html. У меня есть более подробные сведения древнейшей истории этого храма, но разместить в данном журнале хотелось бы более современные материалы, которые отображают новейший период истории возрождения храмовой культуры. Если у кого есть желание и интерес, то можно было бы обсудить или просто поговорить по данной теме.

Описание деятельности христиан прихода Спасо - Преображенской церкви с фотографиями, в том числе дореволюционными, стихами и пространными комментариями.



Годы перестройки сильно отразились на культурном и духовном развитии рязанских земель. Очень большое количество людей начало участвовать в христианской религиозной жизни – храмовом богослужении. Вскоре выяснилось, что для такого большого количества христиан, которые практически заново открывали для себя православную веру, необходимо восстанавливать и строить гораздо больше церквей. Постепенно власти шли на уступки и начали отдавать различные постройки, которые до революции принадлежали церквам рязанской епархии. Ажиотаж и настоящий религиозный бум вокруг открытых и вновь открывающихся церквей и монастырей был необыкновенный – все хотели помочь своему любимому приходу или монастырю возродиться, лично посодействовать в деле восстановления церковного благолепия и, конечно, приобщиться к церковному богослужению. Все это коснулось небольшого, но очень красивого Спасо-Ярского храма.

Untitled-8_ok
Спасо-Преображенский храм (Спас на Яру). Фотография второй половины XIX в.



Формат JBEG.jpg 44
Спасо-Преображенский храм (Спас на Яру). Фотография второй половины XIX в.



21428v_wak1
Вид с кремлевской колокольни. Фото начала XX в.




Untitled-10_1_ok
Спасо – Преображенская церковь. Фото начала XX в.





Речная гавань во время разлива реки Оки и маленькой речушки Трубеж. Фото начала XX в.





Вид с кремлевской колокольни. Видны силуэты святых в нишах под купалами и под крышей. Фото начала XX в. С.М. Прокудин -Горский https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87



Формат JBEG 3.jpg 10.png 13.jpg 99
Вид с набережной реки Трубеж. Фото начала XX в.



Храм Спас на Яру после революции
Храм Спас на Яру после революции.



Формат JBEG.jpg 55.png 65
Одна из многочисленных попыток советской реставрации.

В 1993 году здание бывшей церкви, по инициативе Митрополита Рязанского и Касимовского Симона снова возвращено в ведение Рязанской епархии на правах аренды.
Началось восстановление храма. Настоятелем назначили протоиерея Сергия, который в это время служил в храме Всех скорбящих радость, по его личной просьбе, .
В 1994 году по благословлению Владыки Симона настоятель храма Спаса на Яру отец Сергий Чушкин назначается Полковым священником в Переяславской городовой станице Союза рязанских казаков. А сама церковь стала Войсковым храмом рязанского казачества.

Настоятель церкви Спаса-на-Яру отец Сергий Чушкин, его деятельность.


Изначально перед настоятелем стояла непростая задача восстановления не только здания храма, но и всей церковно-приходской жизни, в том числе общественного хозяйства.
Желающих помочь людей было большое множество. Практически вся воскресная школа церкви Всех скорбящих радость, в которой беседовал с прихожанами о. Сергий, с большим усердием и энтузиазмом принялась за работы по возвращению храмового здания в его первоначальное богослужебное предназначение. Появилось живое дело христианской веры, к которому все хотели приложить свои усилия. На новом приходе трудились примерно двести человек, из числа которых около пятидесяти работали официально возле храма.
Первое время с начала восстановления, работающие, при входе в храм встречали вывешенные под колокольней плакаты, призывающие «быть бдительными», раскрашенные заветами В.И. Ленина. А в другом конце помещения стояла старая классная доска, на которой душевно чуткие ученики – мореплаватели начертили: «Прощай Божий дом, будь благословен».

GWys51WMh3U
Слева направо, отец Сергий Чушкин (без брады), Георгий Карлович Вагнер https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%80,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87, другая биография http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/10/Zyryanov/0.htm и Александр Николаевич Бабий http://novgaz-rzn.ru/authors/12.html.




SvdkfloiDJI
Труженики Спасо - Преображенского храма. Фото начала 90 - х. гг.






Начало реставрации. Фото начала 90 - х. гг.
Взято из статьи А.Н. Бабия http://novgaz-rzn.ru/nomer08052014_18/1690.html



G7rBYbmFyec
Отец Сергий осматривает храмовое помещение. Март 1994 г.


В первую очередь требовалось выломать перегородки между этажами. Для этого на четвертом этаже были срезаны мощные металлические балки, в результате чего верхний потолок рухнул вниз, распространяя вокруг клубы пыли. Подобные действия повторялись с остальными этажами. В результате внутри помещения накопилась очень большая груда мусора с торчащими во все стороны балками, досками и др. строительными материалами. Все эти завалы помогали убирать рязанские казаки.
Следующим этапом работы был демонтаж и последующая утилизация устаревших и ненужных деревянных полов, после чего необходимо было очистить отчасти сохранившееся, но при этом сильно загрязненное плиточное покрытие пола, а также сбить рыхлую штукатурку, которая сильно обезображивала стены и своды храма. Конечно, после таких работ нужно было организовать погрузку и вывоз очень большого количества мусора. Всего было вывезено около 20 наполненных доверху строительным хламом кузовов грузовых машин. Затем было принято решение своими руками изготовить большое количество плитки для восстановления пола.
Кроме казаков и посетителей воскресной школы в этом богоугодном деле помогали много разного народа: студенты, пенсионеры, учителя, школьники, будущие прихожане, надеявшиеся, что храм в самое ближайшее время начнет действовать. Минимально возможные работы, которые должно было произвести для того, чтобы в храме могли совершаться божественная Литургия и другие богослужения, длились несколько месяцев. Отец Сергий стал руководителем всех этих деяний – приходилось выпрашивать у спонсоров различные строительные материалы, транспортные средства, а также вместе с добровольными помощниками штукатурить стены, выносить мусор и делать многие другие детальные работы, связанные с внутренним и внешним художественным оформлением храма. Кроме того, о. Сергий вел службу в других храмах и писал иконы вместе с рязанскими художниками для нового иконостаса возрождающейся церкви.
Посильную помощь по ремонту храма оказал известный рязанский архитектор и археолог Лев Васильевич Димперан со своими помощниками реставраторами – они взялись заделывать трещины на стенах, возникшие в результате неправильной эксплуатации здания, а также из – за отсутствия левой опорной колонны в четверике церкви и у входа в алтарь. Массивные колонны эти, прямоугольного сечения, которые предположительно разобрал настоятель храма, служивший перед революцией, немедленно были восстановлены, трещины устранены с помощью кирпичей и цементного раствора. Был также проделан арочный проход с правой стороны четверика, заделанный в царские времена.
В деле финансового обеспечения сильно помог предприниматель Николай Рахметов – им были организованы шесть палаток с церковной утварью, размещённых в черте города. Полученная выручка целиком и полностью уходила на зарплату многочисленным рабочим. Силами Н. Рахметова была предпринята попытка построить новую воскресную школу, но к сожалению дальше планов данный проект не продвинулся. Следует отметить, что данный замысел все же удалось реализовать много позже.
В трапезной и в алтарной части здания находились две печки, сохранившиеся от царского времени, одна слева от входа в трапезную – в углу стены, вторая в алтарной части здания. В трапезной также находился большой котел, для автономного отопления, оставшийся от советской эпохи.
Во время разборки пола было обнаружено керамическое отопление, распространявшееся замысловатыми зигзагами по всему периметру пола и стенам храма и выходившее с помощью двух отверстий на верху трапезной и в алтаре. Данное отопление целиком и полностью сделано из специального фигурного керамического кирпича и функционировало благодаря тепловому нагреву воздуха двумя печками, горючим материалом для которых служил каменный уголь. Теплый воздух по извилистым каналам постепенно распределялся по полу и стенам церкви, таким образом, здание медленно начинало нагреваться. Все это отопительное сооружение по праву можно назвать чудом инженерной техники XVII века.
Печки сломали, отопление провели современное. Каменный уголь, двух метровыми кучами лежавший во дворе, быстро и организованно убрали дети из воскресной школы. Огромный котёл, который отапливал морскую школу, был отправлен в женский монастырь г. Скопин, а два бензиновых генератора отданы прежним хозяевам – организации ДОСААФ.
Поскольку возле храма росло большое множество тополей, и они заслоняли обзор храма, а ветки от деревьев постоянно падали на крышу, то на собрании верующих было принято решение данные деревья поредить, а пеньки выкорчевать. Всю эту незатейливую работу выполнили дружные помощники из воскресной школы.
Затем были полностью разрушены мужское и женское отделения туалета бывшей морской школы - на этом месте сейчас находится иконная лавка.
Стараниями тружеников иконная лавка была украшена деревянным сводом шатрового стиля с простенькими резными рисунками – данное помещение в настоящее время выглядит весьма уютно.
Молодые начинающие художники из рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера, общим числом около 13 человек, начали расписывать стены храма в крестильне.
Плитку на пол храма делали полностью сами в здании будущей семинарии, на то время пустовавшее. Для изготовления плитки белый цемент перемешивали с клеем ПВА, добавляли краситель нужного цвета, поле чего тщательно высушивали, затем данные изделия переносили в Спасо-Преображенскую церковь и крепили специальным клеевидным раствором. Пол получился очень интересным и оригинальным, а главное – слаженный своими руками. Но вскоре появилась перспектива сделать пол ещё более красивым - из мозаики. За короткий промежуток времени большие фрагменты были перекрыты художественной мозаикой.




Мозаичная дорожка перед большой аркой.
Фрагмент интерьера трапезной части храма.



181
Фрагмент мозаики центральной части четверика.

К сожалению, весь пол покрыть мозаикой не удалось - по причине спешки, вследствие чего значительную часть выложили из тонкого отполированного гранита белого и коричневого цвета. Из гранита были также сделаны солея и возвышение с левой стороны трапезной.



Kolorit_130
Вид иконостаса через центральную арку четверика.





Храм Спас на Яру. Центральная часть иконостаса, солея. Фрагмент интерьера.




Здесь еще хотелось – бы отметить, что мозаичными работами занимались в основном ребята из воскресной школы. Мозаику сначала расстилали внутри храма, затем снаружи с правой стороны от входа в церковь на стене поместили мозаичный образ Пресвятой Богородицы.

(продолжение следует)
Tags: 17 век, история архитектуры, история дизайна, православные храмы, старинные фото, стильная фотография
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments