Сейчас путь в Стамбул из аэропорта Ататюрка удобен и незатейлив, короче говоря, - лишен всякой романтики. Прямо из зала прилета переходишь в метро, далее - короткая пересадка на трамвай и через полчаса уже пропихиваешь чемодан через турникеты выхода, например, на Султанахмет. Поселившимся в Бейоглу можно развлечься еще подъемом в Tunnel. Самое романтичное во всем этом пути - внезапно возникающие на станции Топкапы циклопические Феодосиевы стены.
Лет сто назад все было бы по-другому.
Сойдя в паровозном чаду под чугунные аркады вокзала Сиркеджи ты, путешественник, скорее всего был бы встречен представителями туристического бюро Кука, заботливо усажен в паланкин (!), и далее, - Галатский мост, простор Золотого Рога, долгий подъем наверх и, наконец, усталый, укачавшийся и запыленный, торжественно входишь в прохладный вестибюль отеля, построенного специально для тебя -Pera Palace Hotel, сейчас - Pera Palace Hotel Jumeira.
Пера Палас ожидает постояльцев
Мы подобрались к отелю в холодных сумерках. Фасад отеля теряется в череде четырех- и пятизвездочных соседей, но из окон номеров все так же открывается потрясаюший вид на Золотой Рог. От Истикляль - буквально пять минут быстрым шагом.
Чуть было не проскочили вход, - сравните с предыдущей фотографией :)
Пера Палас теперь стоит на неширокой улочке и подобраться с фотоаппаратом сложновато. Но мы привычные.
Когда ветку "Восточного Экспресса" протянули до Стамбула, оказалось, что европейским путешественникам совершенно негде остановиться. Отелей с привычным уровнем комфорта в городе просто не было. Спрос, однако, рождает предложение, и в 1892 году Жорж Нагельмакерс, основатель "Международной компани купе-люкс и европейских экспрессов" построил для своих клиентов огромный отель на западном склоне Галатского холма. Проект разработал коренной стамбулец, архитектор Александр Валлори.
В рекламном проспекте Пера Палас был назван заведением с "крайне здоровой обстановкой, высочайшего класса и закрытым со всех четырех сторон". 16 сьютов и 115 комнат были обставлены высококачественной мебелью. а из кранов - о, чудо! - текла горячая вода.
В 2010 году отель прошел 23-миллионную реставрацию. Любопытствующим гражданам, не являющимся постояльцами Пера Палас, доступны для осмотра холл первого этажа, лобби и кондитерская.
По узкой Мешрутиет Каддеси сплошным потоком движутся машины.
У входа посетителей встречает величественный портье (очень величественный. я робею) и справляется, с какой целью пожаловали господа: откушать кофию (это налево), поселиться (прямо) или осмотреть исторический интерьер (тогда он с удовольствием проведет небольшую экскурсию). Мы на экскурсию, да. Ведите нас.
Отель гордится тем, что при реставрации максимально сохранены не только сами интерьеры, но и элементы декора. Например, вот эта входная вертушка.
Не застряла ли тут мадам Агата Кристи, постоялица номера 411?
Мягкие диванчики в лобби.
Вот тут хорошо выпить кофе.
Ресепшен совершенно не бросается в глаза. Вот за этими дверями уже начинается приватная зона, заглянуть можно, но снимать я не стала, незачем беспокоить отдыхающих.
Лифт исправно функционирует с 1892 года!
Увидев мой восторг, портье отцепил канатик (защита от нахальных зевак), вызвал кабину и разрешил осмотреть ее изнутри. Правда. в этот момент подошли постояльцы, загрузились и преспокойно уехали на историческом экспонате куда-то наверх.
На лифте, спроектированном агентством Эйфеля.
Небольшой шкафчик с экспозицией сувениров. В Пера Палас останавливались практически все знаменитости, посещавшие Стамбул (возможно, у них просто не было выбора): уже упомянутая Агата Кристи (здесь написано "Убийство в Восточном Экспрессе", как символично), Король Эдуард VIII, Королева Елизавета II, Жаклин Кеннеди, Пьер Лоти, Альфред Хичкок, Хемингуэй, Грета Гарбо, Мустафа Кемаль Ататюрк (селился только в номере 101) Мата Хари и многие другие.
Многие номера носят имена своих знаменитых постояльцев, а комната Ататюрка №101 превращена в мемориал. С ней связана загадочная история: в 1929 году индийский махараджа, посещая Стамбул, подарил Ататюрку коврик, изготовленный астрологом. Часы, изображенные на сувенире, показывали время 9:07 в окружении 10 цветков. 10 ноября 1938 года в 9:05 Отец нации умер, но, поскольку мозг живет еще две минуты, скорее всего, астролог верно указал время его полного ухода...
До 1950-х годов Пера Палас сохранял статус самого роскошного отеля Ближнего Востока.
На картинке из сети - центральный Овальный зал, сейчас главное лобби - в ориентальном стиле.
Простите, мадам, кредитные карты не принимаем.
Извините, мадам, в паланкин вы тоже не влезаете.
Это, как раз, тот самый, настоящий паланкин, в котором несли в отель гостей. прибывших "Восточным Экспрессом". Меня бы укачало, честно.
У отеля есть сад, закрытый по зимнему времени.
С интерьерами любой желающий может ознакомиться на сайтах бронирования отелей. Пера Палас входит в категорию пятизвездочных дорогих отелей, хотя цены в нем гораздо ниже, чем, например в Four Seasons, такжу расположенном в историческом, правда, куда более мрачном месте - в перестроенных зданиях османской тюрьмы и Большого Константинопольского дворца на Султанахмет.
Я очень рекомендую - если прогуливаетесь в Бейоглу, не поленитесь, загляните в мраморный вестибюль Пера Палас. Двадцатый век почти уничтожил дух Прекрасной Эпохи, но вот тут он, возможно. еще живет.