Virginian (virginian) wrote in bellezza_storia,
Virginian
virginian
bellezza_storia

Categories:

Тульский художественный музей и академики

Оригинал взят у virginian в Тульский художественный музей и академики
Региональные художественные музеи в СССР часто оставались в тени "гигантов", таких как Эрмитаж, Третьяковская Галерея, Русский Музей в Ленинграде, Пушкинский музей в Москве.

Центральные музеи во все времена снимали сливки, обладая первоклассными коллекциями русской и западноевропейский живописи. Региональные, а точнее, провинциальные музеи, всегда комплектовались по остаточному принципу. Что-то дарили сами художники или завещали местные коллекционеры, иногда центральные музеи отдавали с барского плеча второстепенные картины русской и западноевропейской живописи. В первые годы после революции просто свозили конфискованные картины с окрестных поместий в одно помещение и создавали таким образом очередной областной музей. Были и исключения, музеи созданные еще до революции и обладавшие богатыми фондами благодаря местным меценатам.

Как известно, история любит шутить, так произошло и с "второстепенными" картинами, которые оседали в основном в областных музеях. В результате, в них оказались прекрасные картины художников золотого века и лучших представителей искусства 20-ых годов.

В конце 70-ых начале 80-ых издательство "Художник РСФСР" начало выпускать серию альбомов, посвященных областным и республиканским музеям. Один из таких альбомов представлял картины из фондов Тульского художественного музея. Когда я открыл этот альбом, моему удивлению не было предела. Прекрасная коллекция художников 18-го и 19-го веков, Антропов, Тропинин, Рокотов, Соколов, Брюллов, Айвазовский, Боголюбов, Маковский, Шишкин, Суриков, Поленов, Серов и многие, многие другие. Но настоящим сюрпризом стала подборка картин художников золотого века. Коровин, Нестеров, Врубель, Стеллецкий, Серебрякова, Борисов-Мусатов и последовавшие за ними возмутители спокойствия, Григорьев, Гончарова, Фальк, Федоров, Шевченко, Ульянов, Лентулов, Шегаль, Осьмеркин, Штеренберг, Волков, Лебедев, короче, формализм на формализме.

Борис Григорьев, Циркачка, 1917-1918

Grigor'ev-1.jpg


То, что вызвало мое удивление, стало сигналом тревоги для действительных и прочих членов Академии Художеств СССР. Формализм, ату его!

Действительный член АХ СССР А. Лебедев разразился разгромной статьей. Сделав пару реверансов в начале, он обрушился на составителей:

"Наряду с высокохудожественными произведениями в альбоме порой фигурируют слабые в смысле идейного содержания и техники выполнения произведения. Они не способны выполнять воспитательную функцию, не могут служить примером и образцом художественного мастерства. Вызывает, например, удивление включение в альбом примитивного "Натюрморта" Д.Шетеренберга, лишенного эстетических достоинств, или написанной без учета элементарных законов изобразительной грамоты картины Н.Андронова "Гроза над Озером".
Слабыми, порой незаконченными работами представлены такие известные художники как Р. Фальк, Б. Григорьев. Излишне много внимания уделено "Бубновому Валету"..."



Вот он, этот опус, щелкните мышкой, чтобы помотреть его в увеличенном масштабе.

http://ic.pics.livejournal.com/virginian/432741/536822/536822_original.jpg

Альбом был выпущен в 1983-ем, готовился в печать в 1981-1982, годы, когда казалось, что время остановилось. Нужно было определенное гражданское мужество со стороны составителей и редакторов альбома, не могу не высказать им моего уважения:

Составитель - С.Ф. Нечаева
Вступительная статья - Т.В. Попова
Оформление и макет В.Д. Гончаренко
Редактор - Г.И. Чугунов

Давйте посмотрим на картины, вызвавшие такую бурную реакцию со стороны академика.


Петр Кончаловский, Город Кассис, 1913

Resize of Gorod Kassis.jpg



Д.С. Стеллецкий, Утро и День, 1912

Resize of Tula muzeum Stelletsky-Vecher.jpg?w=300&h=225



Дмитрий Стеллецкий, Вечер и Ночь, 1912

Resize of Tula muzeum Stelletsky-Vecher.jpg?w=300&h=225



Зинаида Серебрякова, Люксембургский сад, 1930

Serebryakova.jpg



Наталья Гончарова, В мастерской художника, 1907

goncharova_01.jpg



Владимир Лебедев, Девушка с букетом, 1933

Lebedev.jpg




Александр Шевченко, Цыганский хор, 1928

Shevchenko - Jipsy.jpg




Михаил Нестеров, Портрет сына в испанском костюме, 1933

Nestero, Portrate of son.jpg




Александр Дейнека, Бег, 1932

Deyneka Beg.jpg




Александр Осмеркин, Чествование художника Якулова, 1929

Resize of Osmerkin.jpg

С высоты сегодняшнего дня, совершенно невинные картины, но почему-то в них видели угрозу советской власти.

Какие устои мог сокрушить натюрморт Давида Штеренберга, к тому же, без его любимой селедки.




Что уже говорить про печально знаменитую "бульдозерную выставку"?

Bulldoser.jpg



Resize of content_01.jpg


Многие сейчас испытывают ностальгию по СССР, как там было здорово и все такое, но иногда полезно освежать память...




Tags: 20 век, Россия, живопись, русский модерн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments