lebkatvas (lebkatvas) wrote in bellezza_storia,
lebkatvas
lebkatvas
bellezza_storia

Categories:

МЕСКИТА - Мечеть-Собор в Кордове. Часть 1: Мечеть.

"Исполинские колонны —
Счётом тысяча и триста —
Подпирают тяжкий купол
Кордуанского собора.
Купол, стены и колонны
Сверху донизу покрыты
Изреченьями корана
В завитках и арабесках.
Храм воздвигли в честь Аллаха
Мавританские халифы" -
эти поэтические строки немецкого поэта Генриха Гейне посвящены одному из чудес мусульманской архитектуры на территории современной  Европы - Меските (исп. mezquita — «мечеть») - или Кордовской соборной мечети, которая в средние века считалась второй по величине мечетью в мире, а в настоящее время является Кафедральным собором Кордовы.
Этот удивительный памятник архитектуры внесен в список 12-ти  чудес Испании и считается самым посещаемым ее памятником. Кроме этого, Мескита внесена в список Всемирного наследия Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.



Мескита - одна из самых больших в мире мечетей: ее площадь равна 22.4000 кв. километров (175 метров с севера на юг и 128 - с востока на запад).
Современный вид на Кордовскую мечеть через Гвадалквивир:



В 716 г. Кордова была выбрана столицей Аль-Андалуса - одной из провинций Дамасского халифата. В 756 г. Абдурахман I провозгласил независимость "западного ислама",  сделал Кордову столицей нового эмирата и решил построить в ней  "собственную" мечеть. В 785 г. началось строительство Мескиты, которая заняла место вестготского харма, который использовался как мечеть в первые годы владычества мусульман.
Как и любой мусульманский храм, Большая мечеть Кордовы начинала строиться с киблы, ориентированной в сторону Мекки. От Кордобы Мекка находится в 45 градусах на юго-втостоке, однако кибла Мескиты направлена на 28 градусов на юго-восток. До  сих пор нет единого мнения специалистов о причинах этой разницы.

Из двенадцати дверей мечети, идущих по ее периметру, которые территориально определяет стена, напоминающая крепостную, самая древняя - Святого Стефана - украшает западный фасад. Главная - "Ворота прощения" - расположена в Северной стене.
Ворота Прощения Мескиты:





Архитектурно Мескита состоит из трех частей: Минарет,  Двор омовений и Зал молитвы.

С минарета, согласно мусульманскому ритуалу, муэдзины призывали правоверных на молитву пять раз в день. На протяжении истории Мескиты существовало два минарета. Самый ранний из них представлял из себя башню  высотой 23,5 метров и располагался в Апельсиновом дворике, о котором речь будет  идти ниже. В X в. в правление Абдурахмана III этот минарет был заменен новой башней, которая состояла из двух частей квадратной формы, воздвигнутых одна на другую - узкая на более широкую. Купол мечет представлял из себя половинку апельсина, из которого поднимался другой - со множеством шаров.  Башня имела две лестницы (одну для подъема, а другую для спуска) - на западный и восточный фасад, соотвественно. Высота минарета была вдвое выше предыдущеего и составляла  47, 5 метров. Часть этого минарета находится внутри ныне действующей колокольни и доходит как раз до колоколов. Современная башня- колокольня  Мескиты - это результат ее христанской перестройки, о чем - позже.
Современный вид колокольник Мескиты:



Перед тем как перейти в зал молитвы, правоверный мусульманин должен очиститься омовением пяти чувств, которые в исламской культуре считаются пятью дверями греха. Для этого  и служил Двор омовений, получивший позже название Апельсинового двора. Присуствие в нем апельсинов зафиксировано уже в период христианского господства - в  XV  в. (до этого в нем росли, по преимуществу, пальмы). В XVIII  в. к ним добавились  кипарисы и оливковые деревья.



Пространство Апельсинового двора окаймляется крытыми галереями, за исключением стороны, соединяющейся с Залом молитвы, в который ведут 19 арок (сейчас 15 из них замурованы). Расширение Мескиты, осуществленное Альмансуром в начале XI  в., значительно расширило и ее двор в восточном направлении, определив его настоящие размеры.



На сегодняшний день в Апельсиновом дворе находятся пять фонтанов для омовения.
Фонтаны  в Апельсиновом дворе Мескиты:





Наиболее характерной  архитектурной особенностью Зала молитв является использование колонн, пилястров и двойных арок.
Мощные верхние арки поддерживают здание, а нижние выполняют функции распора, что придает мечети особую прочность. Специалисты видят в этом архитектурном приеме римское влияние - в частности, использование системы внутренних акведуков.
При этом арки Мескиты расположены нестандартно - перпендикулярно кибле.



В строительстве Зала молитв изначально использовались колонны предыдущих эпох самого разного происхождения (мрамор разных цветов, гранит и алебастр)  - гладкие, рельефные и спиралевидной формы. Каждая колонна имела свой собственный фундамент; кроме этого для выравнивания колонн по высоте  изначально устанавливали более высокие капители для низких колонн и наоборот.



Здание Мескиты изначально  имело одиннадцать нефов: в каждом ряду колонн насчитывалось по  двенадцать арок. В общей сложности, для сооружения здания, которое изначально было квадратным, было необходимо сто пятьдесят две колонны. Пол мечети в те далекие времена был окрашен альмагрой (оксид жедеза красного цвета) и покрыт звездами. Горизонтальный свод состоял из досок, прибитых перпендикулярно относительно балок.



Абдурахман I умер 30 сенятбря 788, так и не увидев мечеть завершенной, которая была закончена при его сыне Хисене I. Во время правления Абдурахмана II, когда страна перживала апогей политического и  экономического расцвета, население Кордовы увеличилось и Зал молитв перестал вмещать всех  верующих - поэтому эмир счел необходимым расширитьмечеть. Работы в данном направлении начались в 848 г. разрушением части киблы для создания прохода через нее. Одиннадцать нефов были продлены еще восемью арочными проемами. В конечном итоге, священная стена была перенесена, повторяя изначальную конфигурацию здания. Как и прежде, при расширении Мескиты, практиковалось реутилизация строительных материалов, однако  капители были выточены специально в "коринфском" стиле, который получил название "ависперо" и был наболее характерен для эпохи халифата.






Абдурахман III-Победитель провозгласил себя в 929 г первым халифом Омеядом на Западе, а столица Аль-Андалуса превратилась в один из крупнейших городов западного мира, соперничая с Римом и Бизантием- При его преемнике Альхакаме II в 962 г. началось новое расширение мечети. Нефы были достроены 12 арками, причем все колонны были новыми -  их стволы великолепно отесаны, а некоторые - даже подписаны. Капители колонн представляют собой комбинацию коринфского и смешанных стилей, что привело их оформлению в отдельный стиль т.н. "халифской колонны".





Образец подписи на колонне Мескиты:



Важнейшее значение для архиетектуры Мескиты этого периода имело внесение таких элементов, как световые окошки, давшие зданию дополнительное освещение.



Большая арка в центре киблы расширенной мечети ведет в михраб, пустую нишу священного значения, которая символизирует присуствие в Мечети Пророка. Михраб - маленькое восьмиугольное помещение с встроенным цоколем из белого мрамора с прожилками, в своей верхней части украшенное рельефным куфийским пиьмом.



В 987 г. наступил еще один этап расширение Мескиты - в восточном направлении, куда здание продвинули еще на восемь нефов. В целом, комплекс мечети увеличислся на треть, что привело  к утрате ранее сохранявшейся симметрии здания.  Северная и южная стены Мескиты имеют меньшую толщину, и, так как пролеты строились в одно и то же время с двух сторон, это привело к нарушению гармонии сводчатых галерей. Решение данной проблемы выразилось в появлении новых арок - подковообразных, стрельчатых и трехдольных - но меньших размеров. Колонны и капители теперь делались исключительно местными мастерами и в более грубой манере. Арки были сделаны полностью из камня и покрашены в полоску красной краской. В целом, архитектурное решение новой части Мескиты, в целом, свидетельствовало о ее эстетическом упадке ее зодчих и о политическом - ее заказчиков.



Но, несмотря на эту частичную дисгармоничность Кордовской Мескиты, состоящую, фактически, из неравных по архитектурному и   художественному значению частей, она все равно создает впечатление цельного культового сооружения с со своей  особой, неповторимой аурой святого места. Как говорил об этом проф. Руиса Кабреро: "температура, свет и повторение колонн и арок создают особую атмосферу.... ощущение ... таинства религии".



Новая жизнь Мескиты началась в 1236 г. - после отвоевания города Фердинандом III Святым и преобразованием ее сначала в христианский храм, а затем - в Кафедральный собор Святой Девы Марии Матери Божьей (в 1239 г.), о чем будет рассказано несколько позже.
Tags: Испания, история архитектуры, средние века
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment