trianda (trianda) wrote in bellezza_storia,
trianda
trianda
bellezza_storia

Одиночка в Черветери


Странно, но первое знание об этом месте поступило отнюдь не из исторических источников, а из книги "Оmen" Дэвида Зельцера, по которой сняты одноименные фильмы. Зловещий город мертвых, место захоронения матери Антихриста, не относящейся к роду людскому, обитель древних, забытых, но оттого еще более грозных богов.
"...Все стояли в тишине, вглядываясь в слово, нацарапанное на столе.
– Червет?.. – спросил Торн.
– Червет, – отозвался Дженнингс.
– Это по-итальянски?
Они обернулись к монаху, тоже смотревшему на слово.
– Вам это слово о чем-нибудь говорит? – спросил Торн.
– Черветери, – ответил монах. – Я думаю, что это Черветери.
– Что это? – спросил Дженнингс.
– Это старое кладбище. Этрусское. Кладбище ди Сантанджело.
Торн и Дженнингс посмотрели на монаха, тот покачал головой и произнес с отвращением:
– Черветери – это сплошные развалины. Остатки гробницы Течалка.
– Течалка? – переспросил Дженнингс.
– Этрусский дьяволобог. Они сами были почитателями дьявола. Место его захоронения считалось священным.
– Где оно находится? – спросил Дженнингс.– Там ничего нет, сеньор, кроме могил и… одичавших собак".



1. Главная площадь Черветери, сюда прибывает автобус.
        Черветери (этрусская Чера или Цере) один из крупных городов-государств, входивших в Этрусский союз. Загадочная цивилизация этрусков, будучи поглощенная боле мощной римской цивилизацией, не оставила нам почти ничего. Ничего, кроме некрополей с их богатыми посмертными дарами, обеспечивающими умерших в новой жизни. Находки, сделанные в Черветери, составляют богатейшую коллекцию Этрусского музея на Вилле Джулия в Риме.

2. Уютная Piazza Risorgimento, здесь хорошо выпить кофе.
        Черветери (мне продолжает чудиться что-то зловещее в этом мирном топониме) располагается на побережье Тирренского моря, примерно в 55 километрах от Рима. Город делится на две части - приморскую (Marina di Cerveteri) и, собственно, старый город. Рейсовый автобус привезет вас к стенам средневековой цитадели, возвышающейся на холме. Десять минут легкой прогулки по обочине неширокого шоссе – и вот уже указатель «Этрусские некрополи», но зачем он, - вокруг, на сколько хватает взгляда, мягко холмятся заросшие травой могильники.
        В солнечный, сияющий декабрьский день я стояла на совершенно пустой дороге, уводящей на северо-восток от города, в густой тени пиний. Современная дорога делит археологическую зону на две неравные части – слева лежит хорошо исследованный и частично расчищенный некрополь Бандитаччья, справа – заросшие луговыми травами  и мелким кустарником некрополи Цере, Абатона и Черветери. Видимо, земли справа от дороги находятся в частной собственности, потому что окружены забором, за которым пасется разнообразный упитанный скот.

3. Здесь начинается город мертвых.
      Расхрабрившись и воодушевившись отсутствием ограды слева я съехала по склону на прямую, как стрела, улицу города мертвых. Цивилизация представлена здесь, в основном, низкими заборчиками из бревен.

4. Заброшенный курганчик в стороне от дороги.


5. Улица в открытой части некрополя.
       Все гробницы открыты. Ряды невысоких курганов по обеим сторонам дорожки гостеприимно зияют темными проемами входов в погребальные камеры. Ни одной живой души. Внезапно между полуосыпавшихся стен мелькает что-то белое – большая собака молчаливо конвоирует меня, держась на расстоянии. Становится спокойнее.
           Густая холодная тень лежит между курганами даже в солнечный полдень. Ни ветерка.

6. Неожиданый спутник
       Тумулус – древнейшая форма этрусской гробницы. Это конический земляной холм, окруженный сложенной из камня подпорной стеной, предохраняющей его от осыпания. Внутри тумулуса располагаются одна или несколько небольших погребальных камер, как правило, имеющих отдельные входы. После VI века до н.э. тумулусы вытеснили гробницы, высеченные в скалах.
Вход, как правило, украшали статуи. От входа начинался коридор (дромос), спускавшийся  в погребальную камеру. В некрополях Черветери погребальные камеры вырезаны в толще мягкой туфовой скалы.
       Конечно же, тумулус имитирует жилище живых. Внутри погребальных камер высечены индивидуальные ложа, заботливо оснащенные изголовьями. Подушками или валиками. Существует мнение, что ложа имели сакральное значение, и предназначались для бестелесной сущности умершего, поскольку тела этруски (как правило, но не обязательно) кремировали и прах хранили в специальных емкостях – урнах или глиняных макетах маленьких домиков. Впрочем, широко использовались и саркофаги. Возлежащие на пиршественных ложах терракотовые портреты обитателей гробниц можно видеть в римских музеях. Столетия они улыбаются и поднимают невидимые чаши, обнимая своих жен.

7. Один из терракотовых саркофагов, найденных в некрополе Черветери (фото из вики).
     Дикий некрополь заканчивается у невысокого забора. Здесь начинается музей, есть касса и небольшой магазинчик сувениров. Билет на территорию некрополя обойдется в 8 евро, с дополнительным посещением местного музея истории, расположенного в замке у автобусной остановки  - 10 евро. На музей, похоже, времени не остается: ограничиваюсь некрополем.
    По-прежнему безлюдно. Пустует обширный паркинг для автобусов. В сопровождении все той же собаки отправляюсь на осмотр, вооружившись заламинированной картой.

8. Туристическая схема, кстати, очень удобная.
     Город мертвых греется на довольно жарком зимнем солнце. Это и правда город – с улицами и площадями, перекрестками, тупиками. Для удобства уже живыми кое-где оборудованы лестницы. Странное место. Этруски верили в существование манов - душ предков, а зелень в Черветери необычайно пышна: так кто там возится в кронах деревьев, щебечет и шуршит в траве?
     Нестройные ряды круглых боков тумулусов прерываются гладкими стенами простых скальных гробниц. Все они открыты для осмотра, а наиболее интересные – оборудованы подсветкой.

9. У Гробницы Рельефов.
     Широкая улица разветвляется дельтой и на небольшой площади, в тени гигантского дуба, в яме, зияет вход в «Гробницу рельефов» - Tomba dei Rilievi (300 г. до н.э.).
     Известно имя погребенных здесь – члены семьи Матунас (источник: Э.Макнамара «Этруски. Быт, религия, культура»).
«У дальней стены гробницы находилось почетное место, возле которого было написано женское имя. Эта ниша была высечена в виде изукрашенного ложа, перед которым стояли низкая скамеечка для ног и пара туфель. Слева находился деревянный ларец с крышкой и замочной скважиной, а стопка аккуратно сложенной ткани на крышке ларца указывала на то, что он предназначался для хранения одежды. На пилястре сверху изображен кувшин и черная чаша. На пилястре справа мы видим яркие разноцветные венки, которыми украшали себя пирующие. На фризе над нишей изображена военная экипировка мужской половины семьи. Здесь мы видим мечи, щиты, шлемы и наголенники, а пара больших бронзовых круглых труб обрамляет дверной проем. На центральных колоннах – целая выставка предметов домашнего обихода, некоторые нам совершенно незнакомы, поскольку до нашего времени не сохранились. На колонне слева изображены деревянный жезл, свисающий с ремня, большой нож, топор, кувшин, моток веревки и, возможно, праща. Справа на той же колонне изображены кожаный мешок с ремнем, изукрашенная чаша для питья, длинный посох с изогнутым концом и предмет, который до сих пор не был точно идентифицирован; есть предположение, что это может быть колыбель или подставка на колесиках. Напротив, на передней панели правой колонны, мы видим черпак, щипцы и чашу, над ними большой поднос, свисающий с крючка. Этот предмет почти наверняка является доской для настольной игры, поскольку на его поверхности видны параллельные линии, а маленький мешочек, должно быть, предназначался для хранения костей или фишек. На примыкающей панели справа мы видим пращу, а рядом с ней предмет, который некоторые считают корзиной, а другие принимают за круглую головку сыра. Справа аккуратно свисают вертелы, рядом деревянная подставка с двумя ножами, а внизу – чаша на треножнике, свободное пространство заполняют животные и птицы».

10. Внутри Гробницы Рельефов. Обратите внимание на стопки подушечек.
     Судя по всему, семейство Матунас жило хорошо, на широкую, так сказать, ногу. От излишне прытких туристов гробница закрыта стеклом. Пошарьте слева – там выключатель.

11. Некоторые гробницы имеют даже подобие прихожих или холлов.
     Во множество иных гробниц можно проникнуть совершенно свободно. Везде мягкий пористый туф, погребальные ложа, толстенькие колонны с капителями и без. Входы завешены тканью, что доставляет одинокому слабонервному туристу немало поводов для беспокойства – как-то подозрительно она колышется, кажется, вот только, за миг до того, как ты обернулся, полог опустила чья-то рука.
     Видимо, та же рука (а, скорее, – нога), которая придала мне ускорение под пятую точку, от чего я резво скатилась в одну из гробниц, ободрав руку. И потом никак не могла взобраться по скользкому пандусу назад. И та же рука, что кинула в меня шишкой и подставила под ногу корень (тут я свалилась уже традиционным способом, просто на землю).

12. Животные меланхолически наблюдают.
   Устав от превратностей судьбы, решаю отдохнуть в самом отдаленном конце некрополя – здесь два огромных тумулуса (Tumulo Mengarelli и Tumulo del Colonnello) окружены целой стаей мелких курганчиков, судя по плану, их 40, не считая простых гробниц.
Припасенная бутылочка вина и кусок сыра, думаю, понравились бы в качестве приношения смотрящим из листвы манам. Проливаю немного вина на траву.

13. Вокруг все спокойно.
   Течалк! А ведь он действительно был. Никто не знает, как звучала этрусская речь, современные источники говорят о боге темного мира Tuchulcha (русской транскрипцией Тухулка пользоваться как-то не хочется, так пусть будет Течалк).
    Течалк это демон, соединяющий в себе человеческие и звериные (точнее, птичьи) черты – птичью голову, а также имеющий хвост из змей. Иногда вооружался вилами (двузубцем или трезубцем), как и Аид. Встречал души в царстве мертвых и, возможно, обеспечивал воздаяние по заслугам при помощи вил или дубины.
    Указаний на храм Течалка карта, конечно, не содержит, но, если подумать, то любая гробница – уже часть храма Богов Того Мира, Где Нет Живых.

14. Течалк-Тухулка, этрусское изображение. В современное фэнтези Течалк тоже пробрался - можно прочитать, например. книгу Джеффри Барлоу "Спящий во тьме".
     Тут я должна сделать признание – мне было страшно лезть в гробницы. И многое осталось неувиденным. Заглянула только туда, где проведено электричество. И это повод приехать в Черветери еще раз, уже не в одиночку.
Постоянное ощущение, что на тебя смотрят.

15-16. Внутри простой гробницы - скромное ложе и капитель, вырезанная в мягком туфе.


17. Одна из небольших гробниц, здесь три погребальные камеры, из большой общей минималистично украшенные порталы ведут еще в две. Позорно бежала, испугавшись неизвестно чего.


18-19. Не равны и после смерти.


    В Черветери захоронения представлены не только курганами-тумулусами и скальными гробницами, здесь много и самых обыкновенных могил, через которые приходится постоянно перешагивать. Чьи они - небогатых жителей полиса или рабов, похороненных рядом с хозяевами? Если присмотреться к фото 19, можно заметить, что могилы вырезаны прямо в стене тумулуса. И правильно, чего месту пропадать.

20. Заглянете?



      В небольшом павильоне раз в полчаса показывают 3D фильм об этрусках, это приятная передышка после утомительного лазанья по курганам. Рядом есть кафе. Кстати, некрополь обитаем, на границе дикой и расчищенной частей стоит дом смотрителя (хозяина трех больших собак и, видимо, целого сонма кошек, использующих старые гробницы в качестве охотничьих угодий).
       Вообще, Черветери - одна из самых эмоционально насыщенных экскурсий, на которых мне посчастливилось побывать. Это удивительное место, точка на карте, где приподнимается завеса времени и можно на минуту прикоснуться к прошлому. Такому смутному и такому осязаемому. Холод шершавого камня, кипящая на ветру листва, далекое море, проблеск которого иногда мелькает на горизонте - все ощущается выпуклее, сильнее. Уходила не без сожаления.
       Обязательно приеду сюда еще раз. И залезу во все гробницы.




Tags: Италия, античность, музеи
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Кадр из фильма «Ведьмы». © KINOPOISK.RU От «Ведьм» до «Эмили в…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах «Наше общество — это погоня безумных людей за безумными целями»: 80 лет со дня…

  • ТАЙАТ - Эрнесто Микаэллес

    Тайат. Абстрактная композиция, 1919 Итальянский художник, скульптор и модельер Эрнесто Микаэллес (1893-1959), брат Руджеро Микаэллеса,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Кадр из фильма «Ведьмы». © KINOPOISK.RU От «Ведьм» до «Эмили в…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах «Наше общество — это погоня безумных людей за безумными целями»: 80 лет со дня…

  • ТАЙАТ - Эрнесто Микаэллес

    Тайат. Абстрактная композиция, 1919 Итальянский художник, скульптор и модельер Эрнесто Микаэллес (1893-1959), брат Руджеро Микаэллеса,…