Светлана (paraboz) wrote in bellezza_storia,
Светлана
paraboz
bellezza_storia

Category:

Наследие Марии Башкирцевой. По следам поездки в Диканьку

В 90-х годах в Советском (еще) Союзе издавался журнал "Наше наследие", в одном  из его номеров я увидела имя  Марии Башкирцевой  и  узнала о существовании нашумевшего Дневника, который девушка вела с 16 лет до самой своей смерти в 25-летнем возрасте- это около 1000 страниц на французском.  Вчера мне удалось побывать в Диканьке, где неподалеку родилась Мария, и сейчас есть зал в картинной галерее, посвященный ее творчеству. К поездке я подготовилась, прочитав ее Дневник и книгу А.Александрова "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"
Кто же такая Мария Башкирцева? Почему ее имя овеяно не только легендами, но и слухами? Почему ее жизнь называли "тлеющим разрядом"(с)?

Тайна в ее жизни появилась уже с самого рождения, было объявлено, что девочка, которая родилась в семье предводителя дворянства помещика Константина Башкирцева и Марии Башкирцевой (Бабаниной) по большой любви, семимесячная. На самом деле младенец был доношенный, а этим объявлением прикрывали добрачную связь, которая так порицалась в то время. Датой рожения Марии долгое время считали 11 ноября 1860 года, и лишь после исследований француженки Коснье, установлено, что мать после смерти Марии очень сильно подправила Дневник, в котором Мария с большой откровенностью описывала личные и интимные подробности, раздоры среди близких родственников, что видимо, не совсем удовлетворяло семью. Кроме того, исследователи позже стали считать, что мать, уменьшив Марии 2 года, рассчитывала, что большее количество людей будет сочувствовать и сопереживать тяжелой судьбе дочери.
Сейчас уже досконально выяснено, что датой рождения М.Башкирцевой  является 12 ноября 1858 г. Это произошло в имении Башкирцевых Гавронцы близ Диканьки, где и прошли первые годы жизни девочки, затем брак по "большой любви" дал трещину, и Марию увезли в имение деда по матери в Черняковке, ныне Чутовского района Полтавской области. Сейчас там стоит памятный знак и проводятся молодежные фестивали имени М.Башкирцевой.
Вот этот знак среди картин Башкирцевой ( фото из интернета):

К сожалению, имение в Гавронцах было сожжено в 1919 году, а было оно, если верить словам Марии не хуже, чем знаменитая вилла Боргезе в Риме:"По красоте сада, парка, сооружений Диканька может соперничать с виллами Боргезе и Дориа в Риме …"

Позже родители разошлись, и Мария с матерью переезжает во Францию, живя в Париже и Ницце. Мария уже в раннем возрасте проявляет невиданные таланты, она в совершенстве знает 5 языков, самостоятельно изучает греческий и латынь и в подлиннике читает Платона и Сократа, играет на нескольких музыкальных инструментах, имеет прекрасное меццо-сопрано, не лишена писательского дара, чему подтверждение дает Дневник, но самый главный ее талант- это живопись.
В те годы художественная школа мужчин и женщин была разделена, женщин не пускали в общество мужчин-художников не только из-за гендерного неравенства, основной причиной было то, что при рисовании часто использовали обнаженную натуру, что считалось недопустимым в смешанных группах. Кстати, первые смешанные уроки преподавать стали в Санкт-Петербурге, а женскую школу открыли в Париже. Это было так называемое ателье Жулиана, где ежегодно на салонах выставляли работы женщин-художниц и присуждали престижные премии. Дважды Мария получает призовые места на выставках, при этом она поступила в школу Жулиана позже остальных и за короткое время освоила почти пятилетний курс. Одной из картин, занявших призовое место,  является "Жан и Жак"(находится в Лувре):

Слишком нервная и напряженная жизнь истощила силы Башкирцевой и подорвала ее здоровье: в сначала она теряет голос, чуть позже стала глохнуть на одно ухо, а с 1881 г. у нее быстро начала развиваться чахотка, обнаруженная еще в 16-летнем возрасте. Она сознавала свое положение, и близость неотвратимой смерти пробудила в ее душе новые, дотоле дремавшие настроения:
"Мне кажется, пишет она, никто не любит всего так, как я люблюискусство, музыку, живопись, книги, свет и пр. пр. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем"
Да и как было не истощаться силам, если девушка работала по 8-12 часов, при этом скрывала свое недомогание от близких (например, чахотку в то время лечили пиявками, поставленными на область декольте, что портило внешний вид, и вообще считаю, было варварским и не эффективным методом), а в свободное время стремилась вырваться на тусовку того времени- великосветские балы, которые начинались заполночь и продолжались до утра. Каждый свой шаг, каждый выезд в свет, удачу или невезение, сомнения и терзания, девичьи мечты и надежды Мария с тщательностью, достойной восхищения, записывает в свой знаменитый Дневник.
Немного о Дневнике. Мать Марии после смерти завещала опубликовать его через 10 лет после своей кончины, опубликован он был  через три года,  и предстал  перед читателями весьма и весьма исправленным  и подкорректированным  Марией Степановной.
Многие недоброжелатели, такие как Василий Розанов,например,  критиковали записи Дневника, обвиняя Марию  в тщеславности и чрезмерном самолюбовании. Но скажите, разве не хочет любая девушка иметь обеспеченного мужа, семью и признания и  если она к тому же талантлива и удивительно работоспособна, разве удивительно, что она ждет славы и признания?  Марию называют феминисткой, видимо, из-за ее высказываний о свободе женщины и борьбы за равные в художественной отрасли права с мужчинами. Тогда это было достаточно ново и прогрессивно, но уж куда незаметнее, чем идеи некой девицы Екатерины Дьяконовой, которая тоже писала дневники в 1904 году, при этом негативно отзываясь о Марии.
Вообще надо сказать, что нравы того времени были не ангельскими. В своем художественном исследовании "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" известный писатель, сценарист фильма "Сто дней после детства" С.Соловьева Александр Александров в защиту Башкирцевой описал насколько распространены тогда были анонимные письма. Оказывается, их писали вдоль и поперек, поэтому обвинять Марию, что она первой анонимно начала переписку с Ги де Мопассаном, по крайней мере смешно.
Действительно, Мария была девушкой влюбчивой, но как наивны и невинны ее влюбленности в неких "герцогов гамильтонов" и прочих, и какаким  страстным ее желание быть замужем и иметь счастливую семью. Увы, к 24 годам девушки в то время были почти бежнадежны в качестве невест, особенно тогда, когда у них не было состояния, поэтому  последние годы своей жизни Мария отдала всю себя живописи.Как трагичны ее слова, написанные в Дневнике:
"Послушайте, вот что: если душа существует, если душа оживляет тело, и если она, эта прозрачная субстанция, чувствует, любит, ненавидит, жалеет, если, наконец, одна эта душа заставляет нас жить, каким же образом происходит, что какая-нибудь царапина этого бренного тела, какой-нибудь внутренний беспорядок, излишек вина и пищи, каким образом все это может заставить душу покинуть тело?"
В 1884 году Мария начинает писать свою последнюю картину, причем она объективно понимает, что жить ей осталось недолго. Картина "Весна" осталась недописанной, и в ней я лично увидела огромную усталость художницы от жизни в позе сидящей крестьянки на картине, и в то же время, весенний пейзаж с расцветающим яблоневым садом- тоненькая ниточка надежды, которая всегда теплилась у Башкирцевой.

Умерла Башкирцева в последний день октября 1884 года в возрасте 25 лет. Похоронена на кладбище Пасси в Париже.  Склеп сооружен известным скульптором Бастьен-Лепажем, внутри находится работа Марии "Святые жены".

Мопассан, который разгадал анонимность писем Башкирцевой и позже умолял ее о встрече, посетив могилу, сказал:
"Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и короток!"
Наследие Марии, к сожалению, невелико. Так, в Украине осталось всего три подлинные картины, в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум. В Харькове во время войны были утеряны около 66 работ художницы. Есть ее работы в России и Франции ( в Лувре, Люксембургском музее и Ницце), и самое главное у нас есть ее Дневник, который будут читать и перечитывать многие поколения, удивляясь яркости таланта и  мудрости не по годам этой талантливой женщины. Дневник переведен на русский и его можно прочесть всем. Кроме того, рекомендую и книгу А.Александрова, т.к. именно он брал за основу наиболее тщательное исследование К.Коснье.
У меня же осталось навсегда, если вы почувствовали, огромное восхищение к Марии и ее творчеству . Не раз я бывала в нашем музее, чтобы посмотреть единственную сохранившуюся в нем картину  "За книгой":


Добавлю, что М.Башкирцеву  очень ценила Марина Цветаева, посвятившая ей свой первый сборник стихов "Вечерний альбом":
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны
В одном из окон полудетский лик…

Ею восхищались Велимир Хлебников и Валерий Брюсов. Но вот мой любимый Антон Павлович Чехов признал Дневник скучным,написав, что это "чепуха, и лишь к окончанию записей стало проглядывать что-то человеческое" а такие как Василий Розанов вообще вылили ведро грязи... Но, как говорится, время все расставит на свои места.
Так выглядит сегодня скромный музей им. Башкирцевой в Диканьке:


 Все работы в зале, посвященном ей,  копии, где-то довольно терпимые, где-то весьма и весьма неудачные, дилетантские, но  радует уже то, что ЗНАЮТ и БЕРЕГУТ наследие талантливых людей:

***не знала, например, что Башкирцева писала натюрморты, вообще впервые их увидела


И поближе уже из интернета:
Моя любимая картина Дождевой зонтик:

Автопортрет с палитрой:

Осень:

Фотопортрет Марии в Париже ( она очень любила белый цвет):
Tags: Франция, декаданс, живопись, известные личности, литература, музеи, прекрасные дамы прошлого
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Community