Евгения (chudina_ij) wrote in bellezza_storia,
Евгения
chudina_ij
bellezza_storia

Category:

Супрематические вышивки артели "Вербовка"

Кто внёс беспредметное искусство в декоративно-прикладную область?
Если считаете, что сам Каземир Малевич или его ученики, работавшие над агитфарформ, то Вы ошибаетесь!

Стремительно рождающемуся российскому авангардизму народные промыслы были интересны с самого начала. Например, немало узоров для вышивок есть у Гончаровой, она показывала их на выставках вместе с другими картинами.

20110627_19pict
Наталия Гончарова. Весенний павлин (стиль русский вышивки). 1911.


Интерес к народному искусству тогда был высок. Собирались предметы народного искусства, спонсировали археологические раскопки, организовывались выставки и открывались музеи. Вспомним только княгиню Тенишеву и Наталью Шабельскую - удивительных женщин того времени.

Н_Давыдова

Наталья Михайловна Давыдова происходила из древнего украинского рода Гудым-Левковичей. Получила художественное образование в Киевском училище, где училась вместе с Александрой Экстер, Александром Архипенко, Сергеем Ястребцов (Сержем Фера) и другими выдающимися мастерами.
Став женой Дмитрия Львовича Давыдова, племянника П. И. Чайковского, Наталья вместе с мужем переехала в Вербовку. Их дом был всегда открыт для людей искусства: художников, музыкантов, поэтов, которые были здесь желанными гостями, независимо от политических и национальных предпочтений.

У-ба Вербовка Л В Давыдова_1876_Собрание Т А Себенцовой
Усадьба с селе Вербовка Л.В. Давыдова. 1876. (Собрание Т.А.Себенцовой)

В 1900 году Наталья Михайловна основала в селе Вербовка мастерскую народной вышивки (артель художественного труда) по возрождению, развитию и адаптации к современности украинских народных вышивок. В ней работало около тридцати вышивальщиц.

Черниговские вышивальщицы за работой
Черниговские вышивальщицы за работой

Вместе со своей подругой Александрой Экстер Наталья Михайловна изыскивала старинные образцы крестьянских вышивок, предметы ткачества, литургическое шитье. Найденные материалы изучались, классифицировались и служили крестьянкам Вербовки образцами для дальнейшего творчества. Вышивались сумки, пояса, подушки, коврики, шарфы. До нашего времени сохранились лишь единичные экземпляры, являющиеся необыкновенной редкостью даже для музейных собраний.

220px-Alexandra_Exter
Александра Экстер

Когда в 1914 году артель в Вербовке по просьбе Натальи Михайловны возглавила Александра Экстер и стала её художественным руководителем, вышивальная мастерская превратилась в поле осуществления авангардистских концепций. Получилось удивительно: наиболее традиционная сфера искусства тесно сплелась с самой экспериментальной.

"И вот в ноябре 1915 года Давыдова и Экстер устроили в Москве в галерее Лемерсье выставку «Современное декоративное искусство Юга России». Там и познакомились с ними Малевич и другие художники его круга, и хотя ни шарфов, ни подушек с супрематическими орнаментами мастерицы к показу вышить не успели, на выставке было представлено три его проекта. Это супрематические композиции, взятые с тех самых полотен, которые месяц спустя будут выставлены на знаменитой выставке открывшей супрематизм - «0,10».

переплеты

Так вот и состоялся дебют супрематизма — среди работ украинских вышивальщиц, помещённый в те же поля, где вырос и сам Казимир. Правда и то, что его проекты не похожи на остальные декоративные экспонаты, например, на пышные и экспрессивные работы по эскизам Экстер. Но нам важна та лёгкость, с которой Малевич поспешил показать супрематизм не в «серьёзном» искусстве, а среди вышивок. Это не имело значения, такова была сила концепции. И ещё — тот факт, что Малевич легко дал свои работы для выставки орнаментов, свидетельствует: он стремился не скрыть супрематизм от всех, чтобы его никто не увидел до выставки, — а, наоборот, как можно скорее раскрыть и тем застолбить своё изобретение.

подушка

Ко второй выставке мастерской, которая прошла в декабре 1917 года, было готово более четырёхсот образцов супрематической вышивки гладью и аппликациями, преимущественно на шёлке. Чего там только не было: ленты, коврики-гобелены, полотенца, скатерти, шарфы, наволочки-чехлы для подушек, халаты, сумки, даже веера и ширмы. Супрематические композиции служили орнаментом, то есть — вроде принтов — накладывались на изделия сверху, не меняя их кроя. Критика ухватилась за «Вербовку».

«Беспредметные арабески гораздо уместнее в декоративном искусстве, нежели в раме под названием картины», — писал критик Тугендхольд.

сумочка_розанова

На самом деле они были равно уместны и там, и тут, и ещё много где. Очень много дал опыт создания орнаментов Надежды Удальцовой и Любови Поповой, приобщённых Экстер и позднее Малевичем к «Вербовке». Можно сказать, что их картины вышли из этих образцов. Про Ольгу Розанову так сказать нельзя, её образцы и картины равносильны, но тоже связаны. И ещё один важный момент: оказывается, супрематизм был коллективным искусством с момента его рождения. Коллективными были и замыслы, и исполнение." Источник

Наталья Михайловна заявила о себе как один из самых активных художников авангарда, участвуя а в основанном Малевичем Обществе художников «Супремус» и в последней выставке «Бубновый валет» (Москва, ноябрь–декабрь 1917). В 1918 участвовала в преобразовании Строгановского художественно-промышленного училища в Государственные свободные художественные мастерские в Москве, позже – в создании Музея художественной культуры в Петрограде. В 1919 две её супрематические работы экспонировались в Москве на 10-й Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм».

Долгое время Наталья Давыдова возглавляла Киевское кустарное общество. За этот период было проведена огромная работа: открыты профессиональные школы, мастерские, музеи, организовано много экспедиций и выставок.

Сложное время, наступило после 1917 года. Муж Натальи Михайловны выехал на Запад, за ним отправились двое старших сыновей и брат. Сама же она остается в Киеве с младшим сыном.
Осенью 1919 года Наталья уезжает из Киева в Одессу в поисках сына Кирилла. Хотя ему было всего 14, он вступил в Добровольческую армию генерала Деникина, штаб которого находился в  в Одессе.
Вместе с сыном Наталья Давыдова была арестована и полгода провела в заключении. Сын погиб в тюрьме. После освобождения эмигрирует в Германию.Там она написала книгу «Полгода в заключении. Дневник 1920–1921» (Берлин, 1923). Затем Наталья Михайловна переезжает в Париж. Жизнь здесь была нелегкая, чтобы как-то прокормить себя, она занимается шитьем и вышивкой.  Некоторое время работает в доме мод Коко Шанель. Все вроде, хорошо, материальное положение более-менее стабильно. Однако были видимо причины, заставившие её сделать бесповоротный шаг и покончить с жизнью ...
Похоронена на русском кладбище в Ницце.


Экстер, серия _Цветовые ритмы_3
Вышивка по эскизу Экстер, серия Цветовые ритмы

Часть работ из двух мастерских Вербовки были уничтожены во время революции, остальные — уже в советское время. Утраченную коллекцию в 2005 году начала изучать искусствовед Татьяна Кара-Васильева. Она предложила современным художникам и мастерам вышить полотна по эскизам, которые нашла в архивах.

Экстер, серия _Цветовые ритмы_
Серия Цветовые ритмы. По эскизам Эксер

«Мы находили эскизы с пометками «для Вербовки» в частных коллекциях и музеях Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, — говорит она. — По ним Валентина Костюкова и другие художники Института декоративно-прикладного искусства воспроизвели вышивки начала прошлого века. Работа над проектом продолжается».

Экстер, серия _Цветовые ритмы_4

Большинство работ вышила художница Валентина Костюкова. Её иголка повторяла геометрические рисунки Александры Экстер.
«Серию Экстер «Цветовые ритмы» я вышила художественной гладью. Эта техника прекрасно передаёт колорит именно её работ. Картины Малевича выполнены художественной и полтавской гладью», — рассказывает Костюкова.

Экстер, серия _Цветовые ритмы_2

По её словам, ткани, на которой вышит Малевич, уже больше века. Материю художнице подарила Людмила Соколюк, искусствовед из Харькова.
«Часть ниток — тоже тех времён. Такое штапельное мулине уже не производят. В отличие от современного, оно блестит, как шёлк», — поясняет Костюкова.

Супрематическая композиция К_ Малевича
Вышитая супрематическая композиция Малевича

Супрематическая композиция К_ Малевича2
Вышитая супрематическая композиция Малевича

suprematicheskaya_kompoziciya_k._malevicha3
Вышитая супрематическая композиция Малевича

Источники:
1. http://www.mediaport.ua/vosstanovlennyy-malevich-kievskie-hudozhniki-risovali-igolkoy
2.http://www.k-malevich.ru/library/buksha-malevich13.html
3. http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=61377
Tags: 20 век, Россия, история дизайна, старинное рукоделие
Subscribe

  • Рай небесный на земле

    Вам не хватает ярких цветов в это время года или, может быть, после продолжительной изоляции? Значит, надо посмотреть на "Рай небесный на…

  • Чудеса венгерского модерна.

    Чудеса венгерского модерна. 2. Три стихии Зелёная гамма вестибюлей Музыкальной академии – той же подводной природы, что и интерьер…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Иван Тюрин. Парадные и официальные портреты Возрождение через столетие Вокруг имени Ивана…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments