ktaara (ktaara) wrote in bellezza_storia,
ktaara
ktaara
bellezza_storia

Category:
  • Mood:

Выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана". Часть 2. Глиняная игрушка

Оригинал взят у ktaara в Выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана". Часть 2. Глиняная игрушка

  Эх, что-то совсем я замоталась. Полтора месяца уже прошло с посещения выставки в Музее декоративно-прикладного искусства, а я только про ляганы рассказать и успела. А ведь там были еще сокровища - например, глиняные свистульки-хуштак из маленького кишлака в Гиджуване - Уба.
  Я влюбилась в них еще тогда, когда впервые прочитала замечательные статьи Лилии Николенко (iqmena):

http://azu.uz/assorty/art/art_detail.php?login=yes&ID=2351&sphrase_id=920272
http://azu.uz/assorty/art/art_detail.php?ID=2784&sphrase_id=1035847

  Эти, на первый взгляд простоватые, игрушки-свистульки на самом деле совершенно уникальны. В археологических раскопках находят глиняных зверей, птиц, драконов, всадников... Им полторы тысячи лет, а кажется, что они сделаны теми же мастерами, которые слепили вот эти, на фото.


  Такие глиняные свистульки слабого обжига традиционно лепились к наврузу - древнему, еще доисламскому, празднику весны и пробуждения природы. Их давали детям, которые бегали по всей округе и изо всех сил свистели в них. Считалось, что это отгоняет злых духов и привлекает обильный дождь на посевы.



  Ремеслом, не требующим особых физических усилий обычно занимались женщины. Со временем в других местах традиционные промыслы отмирали и к середине ХХ века остался лишь один кишлак, где мастерицы продолжали лепить и расписывать своих фантастических зверей и бравых всадников.
  К сожалению, из-за низкотемпературного обжига, эти игрушки очень хрупкие. В принципе, они были одноразовыми - к следующему празднику навруз лепили новых. Поэтому сохранилось их очень и очень мало, разве что в музеях.



  Хамро Рахимова. Мастерица, сохранившая для нас древнюю магию в глине. Моя подруга, Назира Кузиева, вспоминает:
   "В юности , будучи в Бухаре, приехала в селение Уба, где её предшественница, Хамро - биби, лепила игрушки. До сих пор всё перед глазами, как - будто не прошли эти 40 лет! ...я видела мастерскую, печь, старое прямоугольное корыто, в котором она вымачивала глину, объяснила, что почва солёная, надо чтобы соль вышла. Обжигала гузапаёй( сухие ветки хлопчатника, они очень хорошую температуру дают). И большой просторный, выжженый на солнце двор, почти без насаждений. Впечатление на всю жизнь!"



  Игрушки из кишлака Уба строжайше каноничны: раз и навсегда определены и форма, и виды животных, и способ росписи. Удивительно, что при этом каждое существо, созданное великими мастерицами Хамро-биби и ее ученицей Кубаро Бабаевой, уникально - у него своя мордочка, разное ее выражение : )) Всегда поражалась, насколько тонким чутьем прекрасного нужно обладать, чтобы свободно творить при таких строгих ограничениях на эксперименты.



   Я пока еще очень слабо разбираюсь в игрушках-хуштак, я скорее восторженный энтузиаст, который, повизгивая от восторга носится с фотоаппаратом вокруг стенда, распугивая смотрительниц : )) Поэтому позволю себе поцитировать специалистов (взято отсюда):
  ipsum_dixit :
  "Работы Кубаро Бабаевой вижу впервые, они обратили на себя моё внимание тем, что отличаются по стилю от того, что привыкли видеть из Убы. Глаза людей и животных сделаны иначе, брови нарисованы, лепка совсем другая. Сложные "деревья" с нагромождениями мордочек. Очень похоже на хлудневскую игрушку из Калужской обл. Возможно, мастерица видела её на какой-то выставке. О "деревьях" говорят, что этот сюжет привнёс в Хлуднево искусствовед Фрумкин..."



"Изначально самыми популярными были четыре формы: слон, лошадь, баран и собака. Каждая из фигур может нести на себе другие фигурки – птиц или даже всадников..."
   "Со временем фигурки слона, лошади и собаки стали встречаться реже и трансформировались в образ некого то ли зверя, то ли дракона. Зверь несет теперь в себе части многих животных: пасть собаки, тело и уши лошади, ноги слона, рога барана и гребень дракона. Это фантастическое животное со временем приобретает достоинство магического оберега..."
(с) iqmena


  Я читала, что у некоторых фигурок животных на шее есть отметина - как будто след от ножа. Таким образом мастера пытались примирить свое древнее, еще с зороастрийскими корнями, искусство, с исламским запретом на изображение живых существ. Как в этом случае решался вопрос с фигурками всадников, даже и не знаю : ))



  Представляете - это слон! Очень симпатичный, по моему : )) И дело не в том, что Хамро Рахимова не знала, как выглядит настоящий слон. Просто канон этой фигурки сложился тогда, когда о внешности слона люди могли судить в основном из рассказов заезжих купцов или хаджи, большинство из которых выдавало услышанное в каком-нибудь караван-сарае за истину, которую они видели своими глазами : )) Как тут не вспомнить любимого Владимира Короткевича:
  "Ибо шли они, летели они, а вместе с ними летел зверь из бездны, называемый слонь. Латинцы говорят: лефант, а наши — слонь. Та слонь толстомясая, поперёк себя толстейшая, в вышину себя длиннейшая, ноги как деревья и толстые, как кадушки, бесшерстная, страховидная, великоголовая, горбоспинная, с задом вислым, как у медведя (без шерсти только), и ходом, как медведь, и вместо носа как будто хвост и два зуба, как у вепря, этак и сяк и вверх, и уши, словно колдры[119], а в носу — хвосте — цепь побивающая.
   Очень звероподобная и страху подобная слонь!.."
(с) "Христос приземлился в Гродно".



   А сейчас у меня потрясающая новость для живущих в Москве. Игрушки Кубаро-опа привезли сюда! Галерея "Жемчужина Востока" будет выставлять их на следующей неделе на выставке "Гранд Текстиль". На фото - часть из привезенного. Да, Кубаро-опа в свои 83 года (да пошлет ей Бог еще 50 лет жизни!) бодра, энергична и продолжает создавать свои волшебные свистульки-хуштак. У нее есть ученицы, но пока я не видела их работ. Кубаро Бабаеву очень сложно даже потеснить на пьедестале : ))
  Жаль, драконов не привезли. И слона. Где мой слон??! ; )) В общем, я поняла, что теперь помимо риштанской керамики теперь собираю еще и свистульки ; ))


  Кстати, на выставке еще будет керамика знаменитого узбекского мастера - Усто Алишера Назирова. Галерея "Арцул" будет выставлять ее вместе с тканями ручной работы и много чем еще. Спешите, ляганы расхватывают так, что за пару дней ничего не останется! : )) Эй, только касушку вон ту не трогать, это моя! ; ))


  Мои друзья привезли мне из Узбекистана одну фигурку - по моей просьбе Кубаро-опа сама выбрала ее для меня и посвистела в нее на удачу : )) Удивительное ощущение, когда держишь ее в руках - шероховатая, всегда теплая глина, как будто живая... Я попробовала аккуратно дунуть в свистульку - звук получился невероятно сильным, чистым и звонким. Немного заложило уши. Толстые кошки повскакивали с кресла и дружно рванули под диван. Домовой обиженно звякнул чем-то на кухне. Да, не для квартиры эта штука : )) Надо как-нибудь выбраться в поле и посвистеть, авось весна пораньше наступит ; ))
Tags: Восток, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments