ktaara (ktaara) wrote in bellezza_storia,
ktaara
ktaara
bellezza_storia

Category:
  • Mood:

Археологическая керамика в ГИМе. Несколько фотографий.

Оригинал взят у ktaara в Археологическая керамика в ГИМе. Несколько фотографий.



  Позавчера, воспользовавшись выходным днем, заглянули в ГИМ по дороге на выставку. Свинья Катя везде грязь керамику найдет, поэтому довольно быстро мы оказались перед интересующим меня стендом - керамикой Золотой Орды 14-15вв.
  Данные предметы были найдены возле городища Селитренное - на этом месте когда-то был знаменитый город Сарай - сталица Золотой Орды.




  Порой случается так, что уникальным находкам мы обязаны досадному случаю - видите, при обжиге в печи какие-то мелкие предметы упали на красивый ляган и испортили его. Так и вижу, как мастер-наккош, нехорошо вырагавшись, в сердцах швырнул его в мусорную яму... И теперь, семь столетий спустя, мы можем любоваться сложным и филигранным орнаментом, который, кстати, и сейчас встречается при росписи узбекской обливной керамики.




О, а вот такая роспись, как на этой шокосе, была широко популярна в Риштане до начала 20в.! Это уже потом на смену мелкому детализированному узору пришел обобщенный стиль с мощным, широким мазком при росписи. А тогда было сильно влияние китайского фарфора, такой стиль и называли - "чинни". Здесь, впрочем, довольно много местных узоров и символов.





   Наверху - типичный кушкулок - сосуд для кислого молока или сливок, его форма до сих пор практически неизменна. Чуть ниже - чаша-шокоса, очень похожая на керамику древнего Бикента (Ташкента). Использование свинцовой глазури, придающее изделиям цвета охры и шафрана, до сих пор характерно для ташкетской керамической школы. Роспись попроще, но, как мне кажется, мастер видел образцы из тех краев и вдохновлялся ими.
  А пониже - вай-вай-вай! Снова упали друг на друга чашки, спеклись в один ком! Такое случается, ведь весь процесс обжига происходит вручную и печь стараются загрузить по максимуму, чтобы не пережигать напрасно топливо. Ох и трещали, наверняка, затылки у подмастерьев - столько работы пропало! : ))




Над двумя вот этими чашами я долго хихикала - ничего не напоминает? Очень уж похоже на тот кошмарный "риштан", которым наполнены восточные лавки и магазины, торгующие узбекской посудой. Глазурь здесь, правда, покрепче будет - вон, сколько веков выдержала. Ну и роспись не в пример изящнее. Вон те треугольные штуки - это подставки, использующиеся при обжиге в печи.




В центре стенда - три по-настоящему роскошные чаши. На левой сымитирован узор павлиньего хвоста, у правой - сложная симметричная композиция из нескольких поясов орнамента. "Звезда Давида" на средней смущать вас не должна - стоит вспомнить распостраненность иудаизма в Хазарском каганате. Через несколько столетий значение символа забылось или изменилось, но его изящная форма способствовала тому, что мастера стремились повторять ее при росписи изделий.
  На этом с золотоордынским стендом заканчиваю. Давайте еще немного пройдемся по музею.




Не ожидала встретить старую знакомую! : )) Оказывается, Даши Намдаков подарил одну из своих "Хранительниц" музею еще много лет назад. Странно, мне кажется, в этом зале я ее не видела раньше. По сравнению с остальными у этой довольно миролюбивый вид ; ))




  Трипольская культура с ее сложными по форме изделиями с удивительно красивым орнаментом.




  Возможно, эти трехногие сосуды использовались в качестве храмовых курительниц, но, может, их форма просто была максисмльно удобна и устойчива для бытовых нужд : ))

Образцы керамики Трипольской культуры (lV тыс. до н.э.) и сосуд работы риштанского мастера Алишера Назирова. Глядя на них, понимаешь, сколь глубоки корни, питающие керамическую традицию Узбекистана... #керамика #когдацвететгранат #риштанскаякерамика #алишерназиров
Образцы керамики Трипольской культуры (lV тыс. до н.э.) и сосуд работы риштанского мастера Алишера Назирова. Глядя на них, понимаешь, сколь глубоки корни, питающие керамические традиции...




  Середина 3 тыс. до н.э. - а вы только посмотрите на эти отполированные топоры и сосуд достаточно сложной формы!



  Древние скотоводы Евразийских степей. Ямная культура, первая половина 3 тыс. до н.э.



  Культура катакомбного круга. Середина - вторая половина 3 тыс. до н.э.




  Предгорья Северного Кавказа. Майкопская культура. 3 тыс. до н.э.




  Примерно оттуда же : ))



  Северный Кавказ 3-2,5 тыс.до н.э.



  Пара стендов античного периода : ))



  Обратите внимание, какие сосуды для ароматических масел. Очень тонкая работа!



  Амфоры - куда ж без них : ))



  Росписи становятся все более тонкими и композиционно сложными.



  Сосуды в форме зверей и птиц были популярны и у сарматских племен в Прикубаньи.



  Это уже Древняя Русь. Глядя на этот "наливник" как не вспомнить сосуды-урдаки Средней Азии! : ))




  Ну а это уже почти современность - 13-18вв. : ))



  Просто понравились сосуды - размерами и красотой формы : ))
  На этом мне стало скучно и мы таки отправились на выставку в Музей моды : ))
Tags: Восток, история вещей, музеи
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Лувр оцифровал свою коллекцию и опубликовал в свободном доступе Французский музей Лувр оцифровал свою…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Модная выставка: роскошь придворных костюмов в Историческом музее Совместный проект Государственного…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Иван Тюрин. Парадные и официальные портреты Возрождение через столетие Вокруг имени Ивана…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment