lebkatvas (lebkatvas) wrote in bellezza_storia,
lebkatvas
lebkatvas
bellezza_storia

Categories:

Собор Св. Варвары в Кутна Горе: долгая история

Объект всемирного культурного наследия, удивительный по красоте и  своей судьбе, второй по величине и значимости готический храм Чехии, первоначально посвященный Телу Господня, а теперь известный как собор Святой Варвары, находится  в тихом городке Кутна Гора, который славится также своей знаменитой Костницей. Но если последней посвящено много слов и восклицаний, то о собор, носящей имя покровительницы шахтеров, написано не так уж и много.



Кутна Гора вошла в историю Чешского государства благодаря добыче серебра, в результате которой в начале XIV в. этот город  стал хозяйственным центром государства. Кроме того, позиции  Кутна Горы усугублялись монополией на чеканку качественной серебряной монеты – пражского гроша. В это время город располагался большей частью на территориях монастыря цистерцианцев в Седлице и пражского капитула. Стремление сохранить полную независимость от монастыря в церковных делах привело к основанию в 1338 г. храма, находящегося за пределами монастыря. Храм, посвященный покровительнице и защитнице шахтёров – Св. Варваре – выполнял, таким образом, не только «заступническую миссию», но и воплощал  политический идеал независимости города от церковных властей.


Св. Варвара на гелерее, ведущей от "её" собора.
Башня, на которую она опирается  левой рукой символизирует ее заточение.


В то время земли Чешского королевства стали формироваться в результате вступления на престол династии люксембургских королей, в первую очередь императора Карал IV, который преобразовал Прагу в свою столицу. Так бывшая периферия стала таким образом центром его империи (Священной Римской империи германской нации) и во многом  благодаря этому Чехия смогла внести весомый  вклад в развитие архитектуры. В те времена в империи уже наряду с кафедральными костелами  существовало множество городских костелов, построенных в виде кафедральных, однако на территориях, где не было епископских резиденций. В эту категорию вошел и новопроектируемый храм в Кутна Горе.


Вид из города на собор Св. Варвары

Несмотря на тот факт, что во времена строительства храма точка кульминации добычи серебра уже была позади, город все еще обладал значительным экономическим потенциалом. Для финансового и организационного обеспечения строительного проекта богатые кутногорские мещане и предприниматели основали т.наз. Братство Тела Господня. В финансировании строительства принимал также участие городской муниципалитет - за счет своих поступлений. Братство приобрело для строительства храма участок на скалистом утесе над речкой Врхлицей, на который не распространялись правомочия седлицкого монастыря.



Строительство храма было начато в половине восьмидесятых годов XIV в. Храм был первоначально спроектирован как трехнефная базилика с хорами (пресбитерием), окруженными галереей и капеллами по периметру, что было типично для большинства французских средневековых кафедральных храмов.






Зодчего первого этапа строительства история указать не может, однако способ, каким был заложен фундамент восточной части храма, подсказывает специалистам, что это результат работы архитектора исключительного мастерства. Считается, что им мог быть, в частности, Петр Парлерж (1333-1399 гг.), которого пригласил из Швабии император Карл IV и поручил ему продолжить строительство храма Св. Вита в Пражском граде. В рассматриваемое время Петр уже руководил строительством кафедрального храма в недалеком городе Колине. Богатый город Кутна Гора всегда хотел сравняться с Прагой, поэтому  новостроенный храм должен был не только превзойти цистерианский храм в Седлице, но даже равняться с кафедральным храмом Св. Вита в Праге. Вторым этапом строительства горняцкого храма руководила уже совершенно очевидно пражская парлежовская мастерская, которая раньше в Кутной Горе уже принимала участие в реализации многих строительных проектов. Считается вероятным, что во главе мастерской стоял сын Петра Парлержа - Ян.
В конце XIV в. произошло изменение планировки собора. К трехнефному храму по обеим сторонам было пристроено по одному нефу, в результате чего он стал пятинефным. В ходе густитских войн строительство храма было приостановлено; работы возобновились только шестьдесят лет спустя, руководителем строительной мастерской был  в то время первый цеховой староста кутногородского цеха каменотесов и каменщиков - мастер Гануш, который продолжал строительные работы по планам, составленным еще в догуситские времена.
В дальнейшем зодчим храма был Матвей Райсек, скульптор и мещанин Пражского града, автор  скульптурных украшений Пороховой башни в Праге. Однако он не был мастером каменотесом, ни членом цеха и поэтому попал в конфликт с местными каменотесами. Вместе  с тем, в самом храме он оставил след в виде искусного закрытия хоров сводом (1499 г.), наружной опорной системы с доминантным подпорным осевым столбом, декоративного расчленения контрфорсов и других архитектурных элементов, а также в виде скульптурных украшений.







Следующим архитектором, руководившим возведением собора Св. Варвары, был  пражский придворный зодчий Бенедикт Рейд  - архитектор крупных, оптически соединенных пространств. После предварительного соглашения Рейда и кутногорских мещан в 1513 г. был начат новый этап строительства храма. В это же время вследствие приостановления строительных работ в Пражском граде в Кутну Гору приехали многие опытные каменотесы и другие ремесленники. Сам Рейд проектировал в то время большое количество строек, которые навещал лишь время от времени.  В соответствии с проектом Рейда над боковыми сводами собора должны были воздвигнуть эмпоры (трибуны) – огромное литургическое пространство с алтарями, откуда раздавалось бы церковное пение. Рейд спроектировал над всем пятинефным пространством обширный холл, который осветил крупными окнами, вставленными в монументальную конструкцию скелета боковых стен. Сам холл закрыт кажется невесомым сводом, представленным сетью ребер из шестиконечных и четырехконечных звезд. Полагают, что он таким образом претворил  в жизнь свой ранее неосуществленный проект, первоначально предназначенный для приостановленного строительства  кафедрального храма Св. Вита в Пражском граде. До момента, когда все пространство было закрыто сводом, необходимо было всю конструкцию загрузить стропильной конструкцией шатровых крыш, что повысило бы стабильность всего объекта. Однако Бенедикт Рейд до закрытия храма сводами не дожил; смелую конструкцию кружальных сводов затем реализовали по его планам до 1548 г. мастера Николай и Ян Влахи. В то же время храм в торцевой части был закрыт временной стеной, построенной между столбами.




Строительная эволюция храма Св. Варвары (главные этапы)



Вид из города на собор и иезуитское общежитие

В 1626 г. с целью проведения катокализации города в Кутной Горе появились иезуиты.  В период  1600-1700 г.  по соседству с храмом было построено общежитие, соединенное с храмом при помощи галереи, закрытой крышей. Заново был также оформлен подход к храму, украшенный галерей изваяний святых. Вместе с тем, именно в то время пропала большая часть старой утвари и предметов обихода храма, которые были заменено предметами в стиле барокко. После прекращения существования ордена в 1773 г. храм был передан Государственному религиозному фонду и без должного ухода стал постепенно ветшать.


Терасса вдоль  иезуитского общежития, ведущая от собора в город


Вид на собор Св. Варвары со стороны террасы

Романтизм XIX  в. принес с собой повышенный интерес к памятникам старины и к национальной истории вообще. В 70-х гг. в Кутной Горе были основаны музейное и археологическое общество, которое поставило своей целью восстановлен ие храма Св. Варвары. Для этой цели были организованы благотворительные публичные сборы и в адрес соответствующих организаций в Праге и Вене были направлены ходатайства о предоставлении денежных пособий и взносов. Разработка планов реконструкции собора была поручена архитектору Йосефу Мокеру (он также реконструировал соборы Св. Стефана в Вена, Св. Вита в Праге, замок Карлштейн и др.). Храм был удлинен на один пролет сводов, за которыми возник нынешний фасад. Двускатная крыша в стиле барокко была заменена копией первоначальной шатровой позднеготической крыши.





В 1995 г. храм вместе с историческим центром Кутной Горы и кафедральным собором в Седлеце был внесен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и тщательно отреставрирован.

Вид на Кутна Гору  от собора Св. Варвары.
Tags: история архитектуры, средние века
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment