vittasim (vittasim) wrote in bellezza_storia,
vittasim
vittasim
bellezza_storia

Categories:

"Голоса воображаемого музея Андре Мальро". Часть VIII "Многоликая древность. (Продолжение) "

Переход от Древности к средневековью – один из сложнейших моментов в истории искусства. С ним тесно связано искусство ранних христиан III-IV вв. В нем наиболее выразительно запечатлелись формы трансформации античных идеалов - и типы фигур, и трактовка, и понимание времени и пространства, и самой сути бытия. Старый мир разрушается и идеал античного совершенного человека уходит в прошлое.

DSCN8514.JPG


DSCN8506 2.jpg
Коптская стела Матроны Египет Vв известняк ГМИИ им. А.С. Пушкина

На копстких погребальных стелах появляется образ оранты (лат.Orans –«молящияся»), чьи истоки восходят к Египту. Фигура Матроны на коптской стеле утрачивает пропорциональность, взгляд цепенеет, впервые отмечается конкретная дата смерти – дата рождения для новой жизни. Тем самым, античный временной цикл размыкается и появляется исторический

DSCN8506 1.jpg
Коптская стела с крестом в арочной нише Египет VI-VIIвв известняк ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фигуры нередко вообще исчезают и остаются только символические образы в виде арки, креста и виноградной лозы – воплощении Христа.

DSCN8506.JPG

DSCN8508.JPG

orant_figure-1417BED4A61439CECD6.jpg
Оранта: роспись в капелле Велатио, катакомбы Присциллы Рим сер IIIв

DSCN8500.JPG
Оранта: роспись в капелле Велатио, катакомбы Присциллы Рим сер IIIв Акварельная копия Ф.Л.Реймана ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Русский художник Федор Петрович Рейман (1842–1920) провел в римских катакомбах двенадцать лет. Выпускник петербургской Академии художеств, он в начале 1870-х годов переехал из Петербурга в Рим, где продолжил образование и окончил Академию Св. Луки. В течение многих лет в невероятно трудных условиях, в темноте и сырости, при свете керосиновых ламп он сделал несколько сотен акварельных копий с осыпавшихся и близких к гибели стенных росписей.

В 1906 г. в Риме на первой выставке русских художников, работавших в Италии, были представлены и картины Реймана. В 1911 г. больной художник переехал из Рима в городок Спелло, где был избран его почетным гражданином. Там он и скончался. А замечательные акварели Федора Петровича ныне хранятся в ГМИИ, где в 1998 г. состоялась первая выставка его работ.

. 22-4.jpg
Федор Петрович Рейман и Валерия Ивановна Цветаева 1903. Италия

DSCN8502.JPG
Добрый пастырь: роспись потолка, катакомбы Присциллы Рим сер IIIв Акварельная копия Ф.Л.Реймана ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Христос наследует античный образ Гермеса Криофора и выступает как центр мироздания с его четырьмя сторонами света, среди духовной паствы в облике «овец Христовых».

DSCN8504.JPG
Христос во славе: роспись свода, катакомбы Святого Павла и Маркеллино Рим конец IV – начало V вв Акварельная копия Ф.Л.Реймана ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Христос появляется на небесах и в роли Учителя, Спасителя, Пророка, оставляя своих учеников в гораздо менее ценимом ныне земном мире.

DSCN8511.JPG
Византийская капитель с протомами баранов Византия Константинополь конец VI в мрамор ГМИИ им А.С. Пушкина

Двухярусная ранневизантийская капитель следует античным образцам, но ее структура – новая. Над ажурным нижним ярусом возвышается плотный материальный, верхний с четырьмя протомами баранов, представляющих ночной мир. Приземисты тела животных выходят от центра к углам капители. Их круторогие головы наклонены, взгляд направлен вниз. Между ними помещены фигуры орла и сирены.

DSCN8513.JPG
Византийская капитель с протомами баранов Византия Константинополь конец VI в мрамор ГМИИ им А.С. Пушкина

И баран, и орел и даже сирена включены здесь в новый контекст. Четыре барана, расположенные крестообразно, символизируют жертву Христа; орел говорит о чуде Вознесения, а симметричная ему сирена – о праведной душе, путь которой, вслед за Спасителем, лежит на небеса. Статика и декоративность, очевидные в этой капители, призваны подчеркнуть обновленное значение символов, формально унаследованных от античной эпохи. Мальро, акцентируя главенство идеи жертвы и спасения, писал:» Крест в раннехристианском искусстве куда главнее рая». Но одновременно с этим крест остается и древним символом «четырехстороннего мира».

DSCN8532.JPG
Стела Тархунпийтаса Кахраманмараш (Гурум ассирийских источников, ныне Турция VII в до н.э. базальт музей Лувр Париж

Новохетская стела Тархунпийтаса, чье имя производно от имени бога грозы Тархунта, представляет редкий тип юного писца со стилусом в руке и табличкой над головой держащей его матери. Он стоит на ее коленях, отрываясь от Низа и устремился вверх, за птицей, представлявшей небо

DSCN8517.JPG

В Греции в «героической наготе» изображались только мужские фигуры, женские же были глухо задрапированными. Это знак большей архаичности эллинской культуры по отношению к Востоку: Сын-супруг бывшей Матери был изначала смертным, о чем и говорит отсутствие защитного покрова. Но оба типа, и мужской и женский, равно отличались от восточных фигур стремлением к выходу из каменного плена, к завоеванию внутренней свободы, по Мальро – «равнозначной судьбе».

DSCN8518 2.jpg
Аполлон Дейнагора Греция остров Наксос 525-522 до н.э. Бронза монолитная, с доработкой резцом, подставка изготовлена отдельно ГМИИ им. А.С. Пушкина

Начиная с архаики, мужская фигура, близкая по характеру египетской и снабженная посвятительной надписью, более естественна и архаична.

DSCN8517 1.jpg
Торс обнаженного юноши стиля Поликлета Рим копия с греческого оригинала около 440-430 до н.э. Мрамор ГМИИ им. А.С. Пушкина

В дальнейшем мужская фигура завоевывает все большее идеальное пространство, и у великого Поликлета, с его концепцией хиазма или контрапоста (равновесие положений рук и ног правой и левой сторон тела), получило предельное совершенное решение.

DSCN8518.JPG

DSCN8519.JPG


DSCN8518 1.jpg
Слева Зевс из Додоны Греция Третья четверть IV в до н.э. Бронза, полое литье, частично заполнена внутри формовочной смесью ГМИИ им. А.С. Пушкина

На позднем этапе развития виртуозно переданное мужское тело получает плавные, элегантно текучие ритмы и линии.

Справа – юноша воин Эртрурия Орвието 475-450 в до н.э. литье по восковой модели. Доработанное резцом ГМИИ им. А. С. Пушкина

Свобода греческих образцов очевидна по сравнению с трактовкой этрусских фигур, где нет контрапоста и на первый план выходит острая выразительность позы и жестов.

DSCN8521.JPG
Статуя женщины Египет раннептоломеевский период 30е г Iv в до н.э. диорит ГМИИ им А.С. Пушкина

DSCN8522.JPG
Статуя женщины Египет раннептоломеевский период 30е г Iv в до н.э. диорит ГМИИ им А.С. Пушкина

DSCN8526.JPG
Статуя сидящего Монтуэмхата Египет около 700-655 до н.э. Египетский музей Берлин

Статуя правителя Фиванской области Монтуэмхата, кроме свойственных Египту удлиненных пропорций, отличается строгой фронтальностью. Жест сложенных одна над другой рук меняет прежнюю схему фигуры, неровно отсекая низ от верха и внося диагональной постановкой элемент движения в фигуру, внешне копирующую образцы эпохи Среднего царства (первой половины II тыс до н.э.)

DSCN8527.JPG
Статуя сидящего Монтуэмхата Египет около 700-655 до н.э. Египетский музей Берлин

DSCN8529.JPG
Статуя сидящего Гудеа Шумер XXII до н.э. слепок тонированный гипс ГМИИ им. А. С. Пушкина

Во второй половине 22 в до н.э. правителем Шумер стал принц Гудея. В это время отмечается расцвет литературы, искусства. Найдено около двадцати статуэток изображающих Гудея. Они были в храмах и зданиях, принадлежавших принцу и символизировали его присутствие. Вид Гудея вырожает идеал добродетели и гуманизма. Композиция скульптур традиционна: портретируемый статичен, движения его условны, однако на обнаженных частях тела заметна проработка и изучение анатомии. Лица портретны, так на одних скульптурах Гудея в зрелом возрасте, а на других – юноша.

DSCN8530.JPG
Статуя сидящего Гудеа Шумер XXII до н.э. слепок тонированный гипс ГМИИ им. А. С. Пушкина

DSCN8534.JPG
Идол. Греция. Остров Сирос раннекикладское время 2800-2500 до н.э. пенистая лава античное собрание Берлин

DSCN8535.JPG
Идол. Греция. Остров Сирос раннекикладское время 2800-2500 до н.э. пенистая лава античное собрание Берлин

DSCN8548.JPG
Статуэтка богини Чальчиутликуэ Мезоамерика ацтеки XV камень, красная краска Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург

Имя водяной богини Чальчиутликуэ переводится как «Дама в зеленом платье». Вообще Чальчиутликуэ была очень популярна, и не только у самих ацтеков, но и у племен, перенявших их мировоззрение. Она ведала водоемами и рыбами, которые были созданы при ее непосредственном участии, ей равно подчинялись как пресные реки и пруды, так и соленые моря и океаны.

DSCN8549.JPG
Статуэтка богини Чальчиутликуэ Мезоамерика ацтеки XV камень, красная краска Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург

В силу своей морской натуры, Чальчиутликуэ покровительствовала пловцам и выходившим в море. В отличие от многих других известных богинь Чальчиутликуэ была настоящей красавицей, ее чаще всего изображали в образе юной девушки, красоту которой подчёркивали многочисленные украшения и красивое платье. Нередко статуэтки Чальчиутликуэ раскрашивали, доминировали в ее туалете, естественно, синий или голубой цвета.

Tags: выставки, скульптура
Subscribe

  • Летний вечер на ВДНХ

    Пока в июне нежарко вечером милое дело прогуляться по бесконечным асфальтовым площадям ВДНХ. Да и народу на территории парка намного меньше.…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Леонид Чупятов. Покров Богородицы над осаждённым городом, 1941. Галерея "Наши художники",…

  • Чудеса венгерского модерна.

    Чудеса венгерского модерна. 2. Три стихии Зелёная гамма вестибюлей Музыкальной академии – той же подводной природы, что и интерьер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment