Virginian (virginian) wrote in bellezza_storia,
Virginian
virginian
bellezza_storia

Category:

Утраченные Шедевры

Оригинал взят у virginian в Утраченные Шедевры

В конце 1920-х годов советское правительство, испытывая недостаток в иностранной валюте для оплаты растущих долгов при покупке техники и строительства заводов, решило пополнить бюджет распродажей музейных коллекций. В начале продавали не самые известные полотна, но в 1930 году было принято роковое решение начать продажу шедевров первого ряда. Картины разошлись по всему миру, но самые лучшие из них были приобретены американским банкиром и дипломатом Эндрю Меллоном. Именно Меллон стал инициатором создания американской художественной галереи по образцу Национальной галереи в Лондоне.

Меллон завещал свои картины правительству США. После его смерти они вошли в собрание Национальной галереи искусства в Вашингтоне. На сегодняшний день Национальная галерея обладает одним из самых больших и значительных собраний произведений искусства в мире и я собираюсь сделать серию статей о ней, но начну с тех картин, которые были утрачены.



Museums





Материалы о продаже произведений искусства из советских музеев начали публиковаться еше в конце 80-ых, но доступ в архивы для исследователей долгое время был закрыт, и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и директор ГМИИ Ирина Антонова предпочитали сами публиковать свои материалы.

Одна из таких публикаций есть на Яндексе:

Государственный Эрмитаж, Музейные распродажи 1928-1929



Шарден, Карточный домик, 1737

P1040147-min





Рембрандт, Портрет польского дворянина, 1637

P1040156




Тициан, Венера перед зеркалом, около 1555-го года

Как можно было продать такую красоту? Это выше моего понимания...

P1040178





Франс Халс, Портрет члена Гаарлемской городской гвардии, 1636–1638.

P1040161





Рембрандт, «Женщина с гвоздикой» (сейчас атрибутируется как работа мастерской), 1656

P1040152-min





Рембрандт, Девочка с метлой, 1646

Небольшое стихотворение, посвященное этой картине.

P1040154



Интермедия

Хотя основной пик продаж приходится на 1928-1930 годы, начались они значительно раньше. В 1926 году предметы искусства из Эрмитажа стали продавать на аукционах...внутри страны! В разгар НЭПа новый нарождающийся класс стал тратить деньги не только на кутежи в ресторанах, но и на произведения искусства. Кое-что покупали на аукционах и иностранцы. С новым классом довольно быстро разобрались, а часть конфискованных предметов искусства даже вернулась в музей.

Продажами картин за рубежом потери Эрмитажа не ограничивались.

М.Б.Пиотровский с болью пишет, что "власти заставляли передавать часть собрания в другие российские музеи, якобы пострадавшие от имперской политики России. В первом ряду получателей эрмитажных шедевров (действительно шедевров) были московские коллеги".

Это позволяет взглянуть под нескольком другим углом на известный конфликт между Ириной Антоновой и Михаилом Пиотровским. Ушедшие в Москву картины оказались в том числе и в ГМИИ, и возвращать их в обмен на импрессионистов Антонова явно не собиралась. Так что, у Михаила Борисовича к "московским коллегам" были и без импрессионистов старые претензии.



Рембрандт, Портрет человека восточном костюме, 1632

P1040158




Диего Веласкес, Портрет папы Иннокентия Х, около 1650

P1040174






Ван Дейк, Портрет Изабеллы Брандт, 1610

P1040172-min




Часть картин из собрания Меллона в экспозиции отсутствовала, они или находились в запасниках, или учавстовали в выставках, в которых музей широко участвует. Привожу их в репродукциях, найденных на сайте музея.




Ван Дейк, Портрет фламандской дамы, 1618

Эта картина скорее всего находится в запаснике. В зале с картинами Ван Дейка выставлено несколько таких дам, трудно отличимых друг от друга. Варьируется толлько предмет в руках, иногда это веер, иногда небольшая шкатулка или платочек.

Anthony van Dyck, Portrait of a Flemish Lady





Ханнеман, Портрет Генри, герцога Глостерского, 1653

Resize of Henry, Duke of Gloucester.





Рембрандт, Иосиф, обвиняемый женой Потифара, 1655

Joseph Accused by Potiphar's Wife




Ван Дейк, Портрет епископа Брюгге Антониуса Триеста, 1627

Bishop Triest



Ян Ван Эйк, Благовещение, 1434–1436

Еще две работы Ван Эйка, диптих "Распятие" и "Страшный суд" были проданы нью-йоркскому Метрополитен-музею. Больше работ ван Эйка в Эрмитаже не осталось...

Annunciation - Jan van Eyck - 1434




Перуджино, Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной, 1482 - 1485

Resize of Perugino - The Crucifixion with the Virgin, Saints John, Jerome, and Mary Magdalene - Galitzin-Triptych



Рафаэль, Мадонна Альба, 1511

Annunciation - Jan van Eyck-min



Деятельность Агентства "Антиквариат", и особенно его зарубежные операции все еще ждут своего исследователя, все архивы агентсва остаются закрытыми. Частые поездки за границу, "особые" отношения с антикварами развращали его сотрудников, картины продавались по демпинговым ценам. К чести Эндрю Меллона, он не искал обходных путей и покупал картины практически по их рыночной стоимости. За картину "Мадонна Альба" Меллон заплатил рекордную по тем временам сумму, 1 166 400 долларов. В современных ценах это соответствует 36-ти миллионам долларов.

Один из первых аукционов проходил в Берлине. А.Н. Бенуа писал С.П. Яремичу: "...Хорошие там были вещи, и слава Богу, если лучшие из них уже имеют билет на атлантические путешествия. Хорошие вещи тянутся туда, где люди настолько умны, что сохранили деньги, на которые их можно купить."

Кончил "Антиквариат" плохо, большинство его сотрудников стали жертвами сталинских репрессий...



Паоло Веронезе, Нахождение Моисея, 1570 -1575

Resize of A17104




Ван Дейк, Портрет Филиппа, лорда Уортона, 1632

Resize of E11321





Ван Дейк, Портрет Сюзанны Фоурмент с дочерью, 1621

Resize of A18819



В истории с продажей картин остается еще много неизвестных страниц, но похоже они так и останутся неизвестными:

"По информации, поступившей от старшего научного сотрудника Эрмитажа Алексея Ларионова, в апреле этого года в ходе проверок, проводившихся представителями Минкульта и «другого ведомства», были изъяты и запрещены к продаже сборники архивных документов, содержащие информацию о произведениях искусства, проданных властями СССР за границу в 1920–1930-х гг., а также соответствующие архивные дела. Ряд сотрудников был обвинен в публикации секретных документов. Аналогичные операции были произведены в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее."

Тревога в Эрмитаже

Эрмитаж, ГМИИ и Исторический музей официально опровергают эти сообщения...


То что произошло, безусловно было трагедией, но картины не исчезли в небытие, они попрежнему являются частью мирового культурного наследия и попрежнему радуют любителей искусства. В тот день когда я был в музее, там можно было встретить туристов из всех стран мира, в том числе и из России.

Resize of Museums copy


P.S. В связи с последними событиями (репост vs. перепост), если вам нужен старый добрый перепост, пришлите мне сообщение с вашим email и я пришлю вам исходный код. Конечно, это неудобно, но позволяет обойти новшества, введенные администрацией Живого Журнала.

Tags: живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments