bruxelloise_ru (bruxelloise_ru) wrote in bellezza_storia,
bruxelloise_ru
bruxelloise_ru
bellezza_storia

Categories:

Кто знает , что такое слава...

Оригинал Кто знает , что такое слава...


Ш.Бодлер не знал прижизненной славы. Но вопрос какой ценой, возникает и про посмертную. Был бы он так знаменит, если бы не было скандала с Цветами зла, сифилиса, долгов, житейских неурядиц и даже критической (чтобы не сказать ругательной) книги о Бельгии, которой он в сущности не написал, но которую от его имени опубликовали через 20 лет после смерти?
2017 - год 150-летия смерти Бодлера. Круглая дата не осталась незамеченной в Брюсселе: издали эссе Бароняна "Бодлер в стране обезьян" (это про Бодлера в Брюсселе), в Музее изящных искусств прошла выставка Анжела Вергары ( с работами инспирированными 5-ю докладами Бодлера в Брюсселе) и наконец городской музей подготовил интересную выставку Бодлер – Брюссель. И эта выставка продлится до 11 марта 2018 года и именно о ней я здесь расскажу:

Сама я давно сходила не только на эту выставку, но и на две экскурсии (по выставке и по городу) организованные музеем в связи с ней. Вообще двухлетнее пребывание Бодлера в Брюсселе давно стало своего рода местной достопримечательностью и о нем всегда писали брюсселеведы (это я не о себе, если что). Хотя материал таков, что разрываясь между сочувствием (или даже жалостью) по отношению к поэту (из-за несчастных обстоятельств его жизни здесь) и возмущением его поведением и высказываниями, особенно в Бедной Бельгии, трудно не впасть в моду "Сам дурак" . А надо сказать, что экспозиция музея визуализирует и иллюстрирует как раз и эти подробности жизни Бодлера, и цитаты ( вплоть до самых возмутительных) из его черновиков (изданных как Бедная Бельгия). Поэтому рассказ о собственно выставке предваряю своим анализом этой несчастной книги. Книгой это, конечно, можно назвать только очень условно. Скорее это полное (с многочисленными повторами) собрание всех фраз, заметок, вариантов названий, тем, вырезок из местных газет того времени, записанных и собранных Бодлером в качестве подготовки к написанию книги. То есть это даже черновиком книги можно назвать только с большой натяжкой. Оставляя вырезки в стороне, все написанные рукой Бодлера высказывания можно поделить на 4 категории:

1. Бессмысленно и грубо ругательные.

Пример:
Все бельгийцы без исключения безмозглы ( пустоголовы) . Или сравнение бельгийцев ( брюссельцев) с обезьянами и (или) моллюсками.

2. Ядовитые, язвительные, но не бессмысленные (их уже можно обсуждать или в некоторых случаях с ними спорить).
Пример:
Довольно длинная история про вопросы брюссельцев автору о причине его изгнания из Франции ( вообразить, что он по своей воле приехал они не могут). Каждый раз на такой вопрос Бодлер отвечал какой-нибудь нелепицей про свои грехи. Но его все более неправдоподобным самооговорам каждый раз верили. Наконец, на четвертый раз он сказал , что его выслали потому что он педераст. Это привело к неожиданному результату: по Брюсселю распространилось мнение , что Вагнер – педераст ( представить, что ему просто нравится музыка Вагнера они не могут).


3. Позитивно-негативные, которые при желании можно воспринять как не вполне критические и при более дружелюбной манере изложения автора можно было бы счесть просто интересными свидетельствами о быте, обычаях , архитектуре, языке и пр.

Пример: Наблюдение о большом количестве праздников . Трактуется, как признак лени населения, что более чем спорно, но праздников действительно много.


4. Однозначно положительные. Таких мало, но я нашла два примера:

серый камень , как хороший материал и его использование в брюссельской застройке , как положительная черта оной.

Бодлер написал, что он обожает раскрашенную скульптуру ( я поняла это буквально, что ему она действительно очень нравилась )


Лично я предпочитаю писать о Бодлере в Брюсселе , опираясь на цитаты категории 3 и 4. Но организаторы выставки прошлись по всему спектру и даже с некоторым акцентом на двух первых пунктах. Их можно понять, действительно такие фразы не оставляют никого равнодушным, шокируют, обижают, забавляют, запоминаются. И они гораздо более известны, чем другие, так что выставка без них смотрелась бы неполной, сглаживающей углы, замалчивающей что-то существенное.


Посетителей музея еще на лестнице встречает стена, на которой написаны самые хлесткие и негативные фразы (1-ой категории) из Бедной Бельгии.


Фотопортрет Бодлера сделанный Нейтом ( брюссельским фотографом и другом поэта) в 1864 году воспроизведен на выставке .


Еще лучше позволяет визитерам представить облик поэта работа Изабели де Боршграв . Бодлер-франт, в черном костюме, невысокого роста в лаковых черных туфлях.


Вся одежда сделана, как обычно у Боршграв из бумаги.



Гостиница в которой Бодлер жил была снесена в прошлом веке. Но на выставке можно познакомиться с фотографией внешнего вида, с 3-мя рисунками Жан-Жака Гайарда ( двор, вестибюль и комната Бодлера). Но наглядней всего макет-реконструкция комнаты Бодлера ( автор Тьери Боске)






Еще один макет , того же автора, представляет зал борделя, в котором Бодлер проводил время , несмотря на свой сифилис.


Макет привлекает внимание посетителей.


Прямо под макетом такая проза жизни.


На выставке представлен Брюссель и брюссельцы 1860-ых годов на фотографиях, картинах , рисунках, в сопровождении цитат из Бедной Бельгии на соответствующие темы ( они приведены на желтых карточках). Бодлер успел высказаться по поводу много чего, и практически все затронутые им темы отражены на выставке.


Бодлер застал переломный момент в жизни города: начались работы по заключению Сенны под землю. А перед этим Сенна была сфотографирована и многократно изображена на акварелях и полотнах Ван Мура. И по поводу грязной Сенны и по поводу ее живописца Бодлер высказался весьма язвительно.


Серия акварелей Ван Мура с обозначением изображенного места на карте.


Нельзя сказать, что здесь художник приукрасил действительность.


Хотя на полотнах город выглядит менее мрачно.


На карикатуре ( может быть это даже дружеский шарж) Фелисьена Ропса Ван Мур пишет Сенну.


Второе эпохальное событие, на этот раз в жизни страны, свидетелем которого стал Бодлер - это смерть Леопольда I и восшествие на престол Леопольда I I . Первому королю бельгийцев в Бедной Бельгии посвящен целый очерк, как можно догадаться не слишком лестный.





Конечно на выставке представлены бедные тягловые собаки, воспетые Бодлером в поэме Славные псы, поэме посвященной художнику-анималисту Жозефу Стевенсу. ( На фотографии его картина Бедные псы)



Еще жалостней выглядит тягловый пес – скульптура Альбера Хагера.



Скульптуры из церкви Богатых Кларисс сопровождаются вполне благосклонными отзывами от Бодлера.



Запись о Бодлере в книге регистрации пациентов госпиталя Св Иоанна и Св. Елизаветы, где он лежал с 3 по 19 апреля 1866 года.
Tags: выставки, литература
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Лувр оцифровал свою коллекцию и опубликовал в свободном доступе Французский музей Лувр оцифровал свою…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Модная выставка: роскошь придворных костюмов в Историческом музее Совместный проект Государственного…

  • Чудеса венгерского модерна.

    Чудеса венгерского модерна. 2. Три стихии Зелёная гамма вестибюлей Музыкальной академии – той же подводной природы, что и интерьер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments