Вера Папкова (verapapkova) wrote in bellezza_storia,
Вера Папкова
verapapkova
bellezza_storia

Category:

Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском, часть 1

В овальном зале, где экспонируются ширмы, выстроено "японское" пространство, и выстроено очень красиво.



К сожалению, из-за сильного контраста освещенных витрин с полумраком зала, я не в состоянии это сфотографировать сколько-нибудь наглядно, так что вам придется мне поверить.



Да и сами ширмы я не смогу вам толком показать - они большие, так что либо целиком, но ничего не разглядеть, либо фрагменты.



Полную картинку ширмы, которая является одним из самых ярких и запоминающихся экспонатов выставки, я взяла из интернета. На самом деле это даже две ширмы.

Сога Сёхаку (1730–1781). Отшельники (Даосские бессмертные). 1764. Парные шестистворчатые ширмы. Бумага, краски. 163,6 × 362,4 см (каждая). Агентство по делам культуры Японии. Особо ценный объект культуры.

Их можно разглядывать бесконечно, независимо от степени осведомленности о том, кто вообще такие эти даосские бессмертные и что тут, собственно, происходит.



Впрочем, разглядывать бесконечно можно любую из этих вещей.



При всей каноничности японского искусства здесь не может быть речи о каких-то сковывающих рамках.



Основным материалом, который использует художник, может быть воздух, пустота, которая структурируется минимальным по объему и полупрозрачным, тоже наполовину состоящим из воздуха изображением.



А может быть плотное тяжелое золото, заполняющее всю поверхность.



В любом случае автор демонстрирует запредельное владение этим материалом, заставляющее зрителя всматриваться и всматриваться, завладевая им полностью.



Программная вещь этой выставки - мужской портрет, который я тоже, не надеясь на свое кустарное фото, показываю вам из интернета. И с грустью убеждаюсь, что даже это неплохое фото не передает его мощи.


Ватанабэ Кадзан (1793–1841). Портрет Таками Сэнсэки. Шелк, краски. Школа бундзинга (нанга). Токийский национальный музей. Национальное сокровище

Он написан на шелке тушью и красками не просто скупо, а строго аскетично - ни лишнего миллиметра линии, ни на полтона больше цвета, чем необходимо, ни одного не то что штриха, без которого можно было обойтись - ни одной точки. Невероятная дисциплина вещи. Совершенная условность и плоскостность изображения, объемы минимальными средствами обозначены лишь на лице. И - какой-то ошеломляющий, практически гиперреалистичный эффект присутствия.
Космос.

Tags: Япония, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment