dina_berezhnaya (dina_berezhnaya) wrote in bellezza_storia,
dina_berezhnaya
dina_berezhnaya
bellezza_storia

Categories:

Камарес — любовь к морю и совершенное несовершенство

Эта цивилизация выросла на берегу неспокойного Средиземного моря. Мастера Древнего Крита строили многоэтажные дворцы-лабиринты; критские девушки наравне с юношами прыгали на спину мчащегося быка на празднике Солнца; отважные моряки отправлялись за медью к далеким берегам на самых совершенных кораблях своего времени.

Тавромахия.-Фреска-из-Кносского-дворца

Тавромахия - ритуальные игры с быком. Роспись на стене дворца, Кносс.

Еще на заре цивилизации керамисты Крита создали особую технику обжига: на стенках сосуда, словно на шкуре животного, играли и переливались цветные пятна.


2600–2200 B.C.

На Крите появился первый в Европе большой стиль — камарес. Керамика этого стиля славилась своим техническим совершенством. Стенки некоторых сосудов были такими тонкими, что их сравнивали с яичной скорлупой. Слава критских гончаров распространилась далеко на юг и на восток средиземноморья. Изящные расписные сосуды камарес ценились даже при утонченном царском дворе Древнего Египта.

Кносс и египет
Слева: делегация Крита. Роспись гробницы вельможи, Древний Египет.

Справа: Юноши с вазами. Роспись дворца, Кносс.



Изюминка стиля камарес — форма и роспись сосудов. Что прекрасней, идеальный шар или неровное, но настоящее, спелое яблоко? Не застывший идеал, а несовершенная и прекрасная жизнь вдохновляла критских мастеров.

По стенке сосуда вьется несимметричный, пульсирующий узор. Он словно вырастает у нас на глазах. Критская спираль — это и волны моря, и стебли растений, и само непрерывное время, вечное движение жизни.


пролд

Такую вазу хочется взять в руки, осмотреть со всех сторон. Вот комичный и немного пугающий осьминог, вот изящная раковина, быстрая рыбка, камушки и водоросли. Один сосуд похож на гордого собой толстячка, стоящего руки в боки, другой на диковинного зверя… Сколько фантазии и жизненной силы в этой керамике!

 1700–1600 B.C.

Человек практичный скажет: не очень-то они удобны, эти сосуды. Тут слишком маленькие ручки, а там их слишком много. К чему все эти выросты, шипы, изгибы? А они как сама жизнь: не подчиняются правилам, растут, танцуют и хохочут. Задолго до того, как Гомер прославил Трою, критский мастер взял в руки глину и сотворил из нее живое чудо.

ывапро









Tags: античность, история дизайна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments