Вера Папкова (verapapkova) wrote in bellezza_storia,
Вера Папкова
verapapkova
bellezza_storia

Category:

Брейгель. Написать нельзя промолчать

Трудно было выбрать, где поставить запятую.
Наверное, только ленивый не написал за это время о венской выставке по-русски. Весь набор штампов и общеизвестностей, а также весь спектр субъективных эмоций, передаваемых не столь внятно, сколь непосредственно, волной, нарастающей к концу выставки, прокатился по рунету.



Нет, я не сомневаюсь, что и носители других языков откликнулись! И точной статистики посетителей выставки по странам их происхождения у меня, конечно, нет, да, впрочем, нет и неточной. Есть впечатление.



Задолго до того, как я сама побывала на выставке, дня не проходило, чтобы моя лента ФБ не донесла, что кто-то едет "на Брейгеля", кто-то уже съездил, а кто-то постит фотки оттуда прямо сейчас.



А уж в залах выставки впечатление более чем подтвердилось - русская речь была там едва ли не преобладающей. Часто ли вы, например, случайно и незапланированно встречаете знакомых в Москве?.. Вот мы на выставке встретили двоих. Да и сами были впятером.



Так что, как ни крути, факт определенного социального феномена налицо. На фоне того, что в 200-граммовых пачках масла уже давно стало 180 г, а наиболее обсуждаемая в соцсетях новость последних дней превращение десятка яиц в девяток, этот феномен обозначает себя особенно ярко.



Времена сейчас у нас не самые легкие, и день ото дня становятся все не легче. С деньгами у всех, мягко говоря, не очень. А смотаться в Вену на выставку - это вам не дверь в Третьяковке вынести на Серова, мероприятие куда более затратное.



Так почему же?.. Мне бы очень хотелось услышать ответ социологов. Но у меня есть и свой. Я думаю, все дело в человеческой потребности свидетельства божественного присутствия. Я думаю, это базовая потребность. И, как все базовые потребности, она не осознается, во всяком случае, пока удовлетворяется естественным путем.



Мы не думаем о том, чем дышим, пока не становится нечем дышать. Но, оказавшись в душном помещении со спертым воздухом, начинаем истерически искать форточку. И, чем меньше остается воздуха, тем сильней потребность в форточке.



В нашем помещении сейчас очень душно, дышать совсем нечем. И - нет, это совсем не про религию, даже не близко. Религии в нашем помещении сейчас более чем достаточно, и она-то, как раз, наряду с некоторыми другими факторами, и вытесняет, выжигает весь кислород.



Это совсем про другое. Уверенность в присутствии бога в этом мире не относится к области рацио, ее не обретешь на путях логики и даже на путях веры. Это - чувство. Оно просто есть.



И, когда оно есть, оно не требует формулирования или рефлексии, оно, как цемент, просто служит веществом, скрепляющим этот мир.



Чтобы дышать, нам не нужно понимать, как это работает, этому не нужно учиться, этого нельзя не уметь. Чтобы знать о божественном присутствии, нам не нужно понимать, какова его природа, нам нужны его свидетельства.



И, поскольку большинство из нас, бренных и неразумных, бренными своими глазами не можем этих свидетельств увидеть, да, в малодушии своем, и не имеем для этого достаточно мужества, нам достаточно свидетелей.
Брейгель - свидетельствует о божественном присутствии. Вот почему и.



В этом посте я собрала графику с выставки. Нет нужды пояснять, что мои жалки фото не передают и сотой доли... Но у меня есть безумная надежда, что - через одни руки - они передают хоть сотую долю непосредственного впечатления от личной встречи. Во всяком случае, мне бы очень этого хотелось.



А вот эту вещь на выставке было запрещено фотографировать. Поэтому, поступаясь принципами, достаю ее из интернета - просто не могу не достать.



Про живопись постараюсь сказать в следующем посте - и да пребудет со мной сила для этого!

Tags: выставки, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments