Вера Папкова (verapapkova) wrote in bellezza_storia,
Вера Папкова
verapapkova
bellezza_storia

Category:

Размышление с Брейгелем

Вот уже месяц прошел после встречи с Брейгелем, а она до сих пор занимает все мысли, до сих пор продолжается этот внутренний разговор. И что поражает больше всего, так это его острая актуальность. Уж не знаю, как могло так получиться, что мы целых пять веков бешено вращали педали, куда-то мчались, напридумывали кучу прекрасного и натворили кучу чудовищного, но сегодня снова оказались в той самой точке, в которой именно у Брейгеля можем найти очень важные ответы на очень мучительные и очень сегодняшние вопросы.



Может, это великий Брейгель так опередил свое время?.. Может, это мы все эти века, как хомяки, мчимся, выбиваясь из сил, внутри какого-то колеса, оставаясь на одном месте?.. Может, очень важное - это про ту часть человеческого, которая вообще мало коррелирует с внешними обстоятельствами вроде эпохи?.. Наверное, все это вместе. Как бы то ни было, одно мне совершенно ясно - для моего размышления, для восстановления цельности моей сильно посыпавшейся картины мира, мне было критически важно увидеть именно Брейгеля.



Почему благороднейший из всех когда-либо воплощавшихся Брейгель получил такое прозвище - Мужицкий - очень понятно, его полотна населены народом. Тем самым, за которым позже установилось малосимпатичное название народные массы. Еще позже, совсем уже в наше время, появилось определение 86%. И в чем же здесь благородство?.. В самоидентификации по отношению к этим 86%.



Есть два общераспространенных типа самоидентификации.
Один - старая добрая позиция "все в говне/дураки/пидорасы, один я в белом/умный/дартаньян". Вы идиоты, малограмотные, быдло, я вам сейчас все объясню, но вы все равно не поймете, потому что вы идиоты.



Другой - не менее старая позиция "мы академиев не кончали/да, скифы мы, да, азиаты мы", предполагающая, что необразованность, дикость, звероватость и агрессивность это не просто нормально, а ими можно кичиться. А уж если эти качества в какой-то момент получают официальную поддержку, то даже и нужно.



При внешней противоположности этих позиций, по существу они совершенно одинаковы - я знаю, как правильно. Это печлаьно, смехотворно и жалко. Это демонстрирует фатальную ущербность, наркотическую зависимость от иллюзорного ощущения собственной правоты, восполняющего, врачующего какой-то глубокий и болезненный комплекс. В конце концов, это просто глупо.



Какое счастье, что есть Брейгель, как воплощенный пример позиции, не вписывающейся в эту дихотомию. В этом состоит его первый урок для меня, настолько важный, что ради него одного стоило вот это все - когда предлагается выбор одно из двух, или-или, между черным и белым, скорей всего, нужно выбирать третье. Потому что такой выбор сам по себе ложен, ошибочно не согласие с одним из, а само согласие делать такой выбор. Мир состоит не из черного и белого. А из того бесконечно разного, что между ними. Правильный выбор - не соглашаться на такой выбор.



Вот тут наступает тонкий момент про то, как построить фразу. Проще всего было бы сказать, что Брейгель видит своих персонажей так-то и так-то. Но уж столько-то ума у меня есть, чтобы понимать, как глупо предполагать, будто я знаю, что и как видит Брейгель! Так что буду говорить от первого лица, не от эгоцентризма, а, наоборот, от тщательности - я вижу.



Так вот, я вижу брейгелевских персонажей во всей их... правде. Это те самые мужики, крестьяне, плебс и почва, они грубые, чтоб не сказать страшные, простые, чтоб не сказать тупые. Их желания и запросы примитивны, и с ними, как будто бы, не хотелось бы и не о чем коммуницировать.



Даже брейгелевские дети, занятые своими играми, не вызывают ну никакого умиления, такое чувство, что они написаны человеком, который только что несколько часов провел в окружении чужих детей в самолете. Ну и это, в общем, вполне логично - такие вот быдловатые дети и становятся потом такими мурловатыми взрослыми.



И как соотносит себя с этой как будто бы мрачной народной массой сам Брейгель, духовидец, беседующий с ангелами, тончайший, божественного совершенства живописец? Я не вижу, чтобы он помещал себя на противоположный от них берег, не вижу, чтобы он себя им противопоставлял - я даже не могу сказать, чтобы он сколько-нибудь от них дистанцировался. У яблока очень мало общего с корнями яблоневого дерева, но только очень глупое яблоко стало бы от них открещиваться и делать вид, что оно само по себе откуда-то взялось, такое чистенькое, душистое, прозрачное и бело-розовое, а про грубый ствол и корни, уходящие глубоко в почву, в грязь, вглубь, оно ничего вообще и не знает.



Брейгель - умное яблоко. Он как раз все знает о корнях в глубине. Знает - это не значит дистанцируется от них, как не значит и до них опускается. Он не карабкается на эту свою возвышающуюся над обыденностью точку обзора, ему не нужна победа в игре "царь горы". На эту высоту его поднимает сама способность к обобщению, видеть мир в целом, во всей его сложности, одновременно не упуская из фокуса его детали и частности.
Он слишком хорошо знаком с этими деталями и не видит причины ими жертвовать, чтобы можно было усомниться в его принадлежности к почве.



Люди такие люди. Когда возникает - а она постоянно, неизменно, во все времена и эпохи вновь и вновь возникает - ситуация, требующая избиения младенцев, никого никогда не приходится долго упрашивать. И стоит чуть-чуть приподняться, как становится очевидно, что между избиваемыми и избивающими нет никакой принципиальной разницы, никакой границы, они всегда суть одно, ничем друг от друга не отличаются, и эти слагаемые меняются местами очень легко и даже случайно.



Какое же оправдание находит Брейгель... вот опять! Какое оправдание для этих людей, которые примерно всегда примерно на 86% как будто бы быдло, нахожу у Брейгеля я? Никакого. Знаете, почему? Да потому что его не надо искать. Оно налицо.



Мир, каким он предстает у Брейгеля, очень... обустроен. В нем невозможно отделить божественную заготовку от того, чем ее наполнили люди. Нынешнее состояние мира является результатом не только божественного творения, но и человеческого присутствия, и этим результатом нельзя не залюбоваться. Во всяком случае, если смотреть с достаточного расстояния, с которого отдельные частности вроде мертвых младенцев не слишком бросаются в глаза.



И кто же сложил так все эти камни, что из них получились естественно продолжающие замысел дома, соборы и города, кто возделывает эти поля, кто наполнил и каждый день продолжает наполнять этот мир не только кровью, но и запахом хлеба и теплом жилья? Да вот эти самые люди, которые такие люди.



И сводится ли их существование к удовлетворению простых и низменных потребностей, в свободное от чего время они являются лишь безмозглыми орудиями очередного избиения самих себя в руках коварных и малочисленных манипуляторов?



А вы спросите об этом у Филиппа Испанского. Он вам не расскажет, дурак он что ли, такое рассказывать, но вы у Шарля де Костера про это прочтите, там отлично написано. Как вот эти самые как будто бы безмозглые мужики, жизнь которых проходит в грязи и скотстве, взяли и натянули нос Филиппу Испанскому без каких бы то ни было к тому объективных предпосылок. На одном совершенно субъективном и совершенно непонятно в каком месте у них хранящемся внезапно чувстве собственного достоинства.



Чертовски сложная штука, этот мир. Ничего в нем не делится на черное и белое, ничего в нем нет простого, и уж точно не человек самая простая часть этого мира. Некоторым, как Брейгелю, дана мудрость приблизиться к пониманию этой сложности. Остальным дан Брейгель. И это для нас, остальных, самая настоящая божеская милость, особенно когда времена вокруг так и заставляют смотреть на вещи просто, деля все на черное и белое.



Простите, что написала про него так много. Простите, что, наверное, так непонятно. Не написала - гораздо больше, поверьте. То, о чем не написано, будет долго еще светить, греть, давать силы и причину жить, что-то делать, кем-то и чем-то быть, любить, не соглашаться на простое и ценить сложное.

Tags: выставки, живопись
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Оранжереи Аптекарского огорода

    Пеларгония И даже летом в оранжереях ботанического сада полно цветущих растений. Пентас В естественных условиях цветок цветет почти круглый…

  • В лесу - июль

    Как пошли по настоящему летние жаркие дни - в лесу своя красота. Все цветет, ягодки зреют. Кругом весь набор насекомых: порхают разноцветные…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913. Х., м. ГРМ. Фото: пресс-служба Русского музея В Михайловском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Community

  • Оранжереи Аптекарского огорода

    Пеларгония И даже летом в оранжереях ботанического сада полно цветущих растений. Пентас В естественных условиях цветок цветет почти круглый…

  • В лесу - июль

    Как пошли по настоящему летние жаркие дни - в лесу своя красота. Все цветет, ягодки зреют. Кругом весь набор насекомых: порхают разноцветные…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913. Х., м. ГРМ. Фото: пресс-служба Русского музея В Михайловском…