Вера Папкова (verapapkova) wrote in bellezza_storia,
Вера Папкова
verapapkova
bellezza_storia

Categories:

Пиросмани. Суперлуние в Альбертине

Что такое суперлуние в астрономическом смысле, мы могли наблюдать прошедшей ночью. И это послужило для меня пинком рассказать, наконец, о выставке Пиросмани.



Я тяну с этим рассказом уже без малого два месяца, и это нехорошо, потому что не позволяет мне рассказать и показать вам еще много интересного и прекрасного.



Рассказать о Пиросмани очень трудно, потому что в этом рассказе не обойтись без слов и понятий, которые я до дрожи не люблю и стараюсь никогда не использовать.





История Пиросмани, как это ни удивительно, известна практически всем, даже тем, кто совсем далек от искусства, просто потому, что она не то чтобы очень короткая, а ее, по большому счету, и вовсе нет.



Если вы знаете, что Пиросмани существовал, вы, в общем, знаете его историю. Несколько скудных фактов, которые нам известны о его жизни, мало что добавляют к этому знанию. Мы точно знаем, что умер он 5 мая 1918 года "от голода и болезни", как скорбно сообщает нам Википедия, но нам лишь предположительно известно, что он как будто бы похоронен в общей могиле для бедняков на одном из тифлисских кладбищ.



С одной стороны, это довольно странно - все-таки 1918 год не какие-то легендарные времена, практически, наше время... и происходило все не на каких-нибудь полях сражений, не в диких джунглях... С другой стороны - вполне логично.



Всем известное выражение "не от мира сего" мы употребляем достаточно широко, говоря о самых разных людях, так или иначе не вписывающихся в стандарты, странных. Но в случае Пиросмани это определение нужно понимать вполне буквально.





Я думаю, тут мы имеем дело с неким сбоем в программе, некой аномалией, локальным истончением стены между мирами до полной прозрачности, в норме абсолютно для нас непроницаемой.



В раннем детстве, пока мы не укоренены в этом мире окончательно, у нас сохраняются атавистические воспоминания о том, другом мире, за стеной - мы боимся темноты и испытываем сильные, но совершенно алогичные ощущения, для которых нет причин в этом мире. По мере взросления эти воспоминания тускнеют, стираются почти полностью, оставляя в душе лишь смутное и пугающее знание о чем-то забытом.





А Пиросмани каким-то образом оказался в сем мире, не имея никаких инструментов адаптации к нему, так никогда и не утратив своей принадлежности к миру иному. Вот почему у него не было ни одного шанса хоть как-то, хоть за что-то здесь зацепиться.



Вот почему он был принципиально непомогабелен, и все попытки окружающих помочь ему на бытовом уровне или как художнику проваливались в пустоту. Как в фильмах про призраков, которых нельзя обнять или вступить с ними в любой контакт - как они легко проходят сквозь материальные предметы нашего мира, так и наша рука проходит сквозь них - наши материи просто никак друг с другом не взаимодействуют.



Вот почему в его мире всегда ночь и луна. На самом деле это не ночь в нашем смысле. Черная клеенка, на которой он писал, не проступает сквозь красочный слой местами, но служит едва ли не главным элементом в его зазеркальном, потустороннем мире. Как в нашем мире все существует в световой среде, так в мире том свет имеет какую-то принципиально иную природу, которую нашими средствами приходится обозначать как тьму.



В том мире пространство существует по совершенно иным законам, вот почему в его вещах отсутствует представление о перспективе. Ну, а с пространством неразрывно связано время, и оно в мире Пиросмани тоже течет каким-то непостижимым для нас образом.





События, которые он, за неимением здесь других, обозначает терминами нашего мира, на самом деле очень мало коррелируют с нашими смыслами. Его праздник совсем далек от нашего ощущения праздника.















Призрачная процессия, полурастворяющаяся в пространстве, вызывает скорей печаль и тревогу, чем праздничные ассоциации.



Люди в его изображении довольно схематичны и условны. Только не стоит поддаваться искушению объяснить это самыми простыми и лежащими на поверхности причинами вроде того, что он, не получивший даже элементарного художественного, да и вообще какого-либо образования, просто не умел лучше.



Он еще как умел. С точки зрения техники можно лишь поражаться, как виртуозно он решает тончайшие пластические задачи с помощью дешевой черной клеенки и двух с половиной грубых красок с примитивными пигментами, предназначенными не для живописи, а для малярных работ.





Просто его люди - это скорей условные знаки. Обозначения неких принадлежащих его миру сущностей, для которых в нашем мире просто нет более точной аналогии.



Вот, кстати, как выглядела на самом деле актриса Маргарита, ставшая героиней его портрета и истории с миллионом алых роз.



Можно предположить, что сущности-животные его и нашего мира отличаются друг от друга не так сильно, как сущности-люди. Часто они производят даже более живое и непосредственное впечатление.





Но, в целом, все его персонажи, при их очевидной призрачности, реальней реальности. Как для ребенка то несуществующее страшное, что таится в темноте под кроватью, реальней самой этой кровати. Как воображаемый друг может быть для ребенка гораздо реальней и ближе всех настоящих людей. Как иногда воспоминание о чем-то дорогом ушедшем дороже и священней, чем факты действительности.



Его сущности-животные смотрят. И вам понадобится очень много часов кататься в метро, заглядывая в глаза сотням и сотням живых людей, чтобы встретить взгляд такой же пронзительной силы. И то если повезет.



Его сюжеты иногда кажутся чересчур уж наивно-назидательными. Усиливает лубочный дидактический эффект часто подпись вроде "МИЛАНЕРЪ БЕЗЪ ДЕТНЫЙ БЕДНАЯ СЪ ДЕТАМИ". И снова - мы ошибемся, если будем аршином нашего мира мерить свидетельство мира иного, которое вынужденным образом формулирует себя здешними средствами.



Всех менторов и морализаторов, которые пришли рассказать нам, как правильно - вы, конечно, знаете, да, что их нужно посылать нафиг прямо с порога? - можно отличить по одному простому признаку. Они боятся смеха. И это никак не случай Пиросмани. Хотя сам он не особенно склонен смеяться.



Сцена из тунгусской жизни, где смертельно раненый белый медведь лезет на елку, отчаянно пытается спастись от тунгуса, преследующего его верхом на олене, душераздирающе печальна. Но, испытывая эту печаль, мы не можем, глядя на нее, не рассмеяться, и этот смех не встретит со стороны Пиросмани никакого осуждения.



Печаль его безнадежного одиночества существа, оказавшегося между двумя мирами, обнимет и примет нас вместе с этим нашим смехом, как несчастного погибающего медведя.



Вы, наверное, знаете, что существует библиотечный ангел - тот, кто в нужный момент подсовывает нам нужную книгу или раскрывает ее на нужном месте в тексте. Я думаю, что существует и музейный ангел. На этот раз ему пришлось превзойти себя, чтобы в одном месте в одно время совместить Брейгеля в венском Музее искусств и Пиросмани в венской же Альбертине, и позволить мне повидаться и с тем и с другим.



Спасибо тебе, дорогой музейный ангел, за эту возможность! Я очень ценю.

Tags: выставки, живопись
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913. Х., м. ГРМ. Фото: пресс-служба Русского музея В Михайловском…

  • Французский живописец Камиль Коро. Календарь дат

    Жан-Батист Камиль Коро. Автопортрет. 1835 г. Холст, масло. Галерея Уффици Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875) - выдающийся французский живописец,…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Николай Дубовской. Притихло, 1890 год. Государственный Русский музей 10 признаков того, что перед…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Наталия Гончарова. Велосипедист. 1913. Х., м. ГРМ. Фото: пресс-служба Русского музея В Михайловском…

  • Французский живописец Камиль Коро. Календарь дат

    Жан-Батист Камиль Коро. Автопортрет. 1835 г. Холст, масло. Галерея Уффици Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875) - выдающийся французский живописец,…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Николай Дубовской. Притихло, 1890 год. Государственный Русский музей 10 признаков того, что перед…