Вера Папкова (verapapkova) wrote in bellezza_storia,
Вера Папкова
verapapkova
bellezza_storia

Category:

Пьеро делла Франческа в Эрмитаже

Эта маленькая по объему выставка, только что закончившаяся в Эрмитаже, большое событие.



В российских собраниях нет работ Пьеро делла Франческа.



Да и в мире они рассеяны по разным собраниям в разных странах, а в Италии основные работы хранятся в собраниях не самых посещаемых городов Урбино, Ареццо и Борго Сан Сеполькро.



Святой Августин,



Святой Николай Толентинский



и Святой Михаил, составлявшие части одного полиптиха, приехавшие, соответственно, из Лиссабона, Милана и Лондона, не виделись, наверное, несколько веков.



До середины XIX в. разбросанность работ художника по небольшим провинциальным собраниям Италии не позволяла в полной мере осознать масштаб этой фигуры, некоторые из его произведений даже приписывались другим авторам.



Сейчас мы, уже имея возможность составить цельное представление о его творчестве, со всей ясностью понимаем, что Пьеро делла Франческа - один из плеяды титанов Возрождения, одна из ключевых фигур кватроченто.



Божественная ясность - вот, наверное, главное слово, чтоб описать состояние духа, воплощенное в работах Пьеро делла Франческа. Величественная статика его персонажей, позволяющая, не отвлекаясь на сиюминутное, сфокусироваться на их идее. Небесная ясность его тончайшей холодноватой палитры.



Идеальность - вот второе ключевое слово для Пьеро делла Франческа. Его мир идеален в том смысле, который отсылает нас к ренессансному неоплатонизму.



Мыслителя Пьеро делла Франческо интересуют не частные проявления, но идеи. Мыслителем, усматривающим в явлениях реального мира их идеальную природу, он остается и когда работает, как портретист.



Начав терять зрение с возрастом, художник сосредоточился на теоретических изысканиях в области геометрии и математики. В его трактате "О перспективе в живописи" сформулированы основы ренессансного понимания законов перспективы.



А в его работах можно видеть мир, построенный по этим законам.



Кардинальную ренессансную идею человека как центра вселенной Пьеро делла Франческа раскрывает во всей ее полноте. А мы возвращаемся из его вселенной в свою с ощущением ясности, чистоты и уходящей в бесконечность перспективы - как раз с тем, чего так не хватает нам именно сейчас.

Tags: Ренессанс, выставки, живопись
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Три утраченные картины Густава Климта «воскресил» искусственный интеллект В конце Второй…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Полотно «Муж скорбей» выставят на январских торгах. Фото: Sotheby's Sotheby’s…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. 1799 год. ©…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments