galik_123 (galik_123) wrote in bellezza_storia,
galik_123
galik_123
bellezza_storia

Categories:

15 минут на Джотто


Украшение интерьера капеллы Энрико Скровеньи поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Свою поистине грандиозную работу художник завершил всего за пару лет. Хотя церковь и предназначалась для семейного пользования, её открывали для публики в день Благовещения, и она привлекала столько народу, что монахи-эремитани, обитающие по-соседству, жаловались на отток посетителей и упрекали Скровеньи в тщеславии.

Роспись капеллы дошла до нашего времени в хорошем состоянии, и сейчас фрески Джотто очень берегут. Доступ посетителей в капеллу ограничен - пускают небольшими группами по 25 человек. Предварительно запускают в специальное помещение, где первые 15 минут показывают фильм о создании капеллы. (На фото это тёмная пристройка справа.) Это делается для того, чтобы выровнялся влажностно-температурный режим посетителей и помещения, иначе фрески могут померкнуть.



Официальное название капеллы - церковь Святой Марии Милосердной. Она была заложена в 1300 году и через три года освящена в день Благовещения. Называют её и капеллой дель Арена или Скровеньи, потому что построена на землях "Арена ди Падова", принадлежавших Энрико Скровеньи. В качестве фундамента использовались остатки древнеримского театра. Энрико, как и и его отец Реджинальдо Скровеньи, занимался ростовщичеством и мог себе позволить строительство капеллы в искупление грехов своего отца, а ему самому грех ростовщичества отпустил папа Бенедикт X.



Заходишь в капеллу, и на тебя обрушивается бесконечная Вселенная Джотто. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода. На выгнутом своде изображено звёздное небо. Первые 10 минут, вообще, ощущение как будто вышел в космос. На 38 фрагментах - сцены из жизни Христа и Марии, Иоакима и Анны. Повествование картин развивается в направлении по часовой стрелке на трёх уровнях. Фотографировать, вообще-то, можно - только зачем и что, когда у тебя всего 15 минут, т.е. на один сюжет приходится всего лишь 24 секунды. Верхний ярус посвящён истории Иоакима, отца девы Марии, затем хронологически - истории девы Марии. Второй ярус справа начинает историю Иисуса Христа, рассказывая о его детстве, слева - уже о взрослых годах Иисуса. Третий ярус сосредотачивается на Страстях Господних. Нижний ярус изображает цикл из аллегорий семи добродетелей и семи смертных грехов. Общий колорит - светлый и праздничный. В качестве фона - глубокий лазурный цвет. Впечатление просто поразительное - как будто находишься в большом соборе, а не в маленькой капелле.



Вгляд в сторону пресбитерия. Над аркой - Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение. Слева - фигура Архангела Михаила, справа - фигура девы Марии из Благовещения. Арка пресбитерия включает ещё одно изображение - встреча предателя Иуды с первосвященником находится напротив встречи Марии и Елизаветы (как противопоставление). На фасаде - трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Архитектурные обманки, изображающая две комнаты в первом ряду, позволяют видеть крестовые своды в перспективе.

Бог посылает Архангела Гавриила к Марии, или Благовещение

Деревянная панель с изображением Бога-Отца на троне в верхней части триумфальной арки сейчас находится в городском музее Эремитане, и заменена в капелле копией. Это единственная работа в капелле Скровеньи, выполненная не в технике фрески, а на деревянной основе, состоящей из двух частей. Неглубокое пространство за иконой и сохранившиеся петли, при помощи которых она крепилась к стене, позволяют утверждать, что икона служила дверцей, а вот назначение этой дверцы вызывает разные догадки. Есть предположение, что во время литургии в праздник Благовещения из-за двери выпускали белого голубя, символ Святого Духа. Благодаря какому-то трюку он спускался прямо к образу Мадонны. По другой версии, в проёме дверцы могли демонстрироваться предметы культа.




Встреча Марии и Елизаветы




Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого главного мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем. Могила Энрико с мраморным портретным изображением во весь рост находится за ними.



Деревянное распятие Джотто, которое хранилось между апсидой и нефом часовни Скровеньи, сейчас тоже находится в городском музее, где его можно рассматривать сколь угодно долго.



Панно из ценных пород дерева окаймлено резной рамой, на концах нарисованы Мадонна, Святой Иоанн и, в верхней части, Бог-Отец. Образ распятого Христа выделяется в центре, его голова слегка наклонена вперед. Отчаяние жестов Мадонны и святого Иоанна напоминает сцены страстей Иисуса, нарисованные в часовне.



Взгляд в направлении главного входа. В сцене Страшного суда на противоположной стене слева от креста над дверью изображён фрагмент - Энрико Скровеньи в сопровождении святого Иоанна и Екатерины Александрийской протягивает Богоматери  модель капеллы. Искусствоведы причисляют это изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи.

Страшный суд

На память остались всего лишь несколько кадров - в основном, фрагменты из жизни Христа...

Жизнь Богоматери. Благовещение Святой Анне, или Явление ангела Святой Анне

Считается, что в качестве образца для Вифлеемской звезды в "Поклонении волхвов" Джотто использовал комету Галлея, которая проходила над Землей в 1301 году.

Поклонение волхвов


Принесение во храм. Сретение


Вход Господень в Иерусалим


Изгнание торгующих из храма


Тайная вечеря


Омовение ног


Поцелуй Иуды и арест Иисуса


Вознесение Господне


Пятидесятница








Правосудие


Благоразумие


Непостоянство и Глупость

Когда через 15 минут всех попросили удалиться, удалось сделать прощальный кадр...


Tags: Италия, живопись, средние века
Subscribe

  • Французский живописец Камиль Коро. Календарь дат

    Жан-Батист Камиль Коро. Автопортрет. 1835 г. Холст, масло. Галерея Уффици Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875) - выдающийся французский живописец,…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Николай Дубовской. Притихло, 1890 год. Государственный Русский музей 10 признаков того, что перед…

  • Закат на пруду

    Закаты вообще бесподобны, а у воды это каждый раз шедевр. В летний зной многие специально вечером выбираются в лес (комаров кормить) В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments