anna_bpguide (anna_bpguide) wrote in bellezza_storia,
anna_bpguide
anna_bpguide
bellezza_storia

Category:

Двор номер двести

герань на окне




anna_bpguide


31 мая, 8:22


z_20190517_104558_vHDR_On

Двор номер двести просто обязан был быть краше прочих, предыдущих, уже увиденных, рассмотренных. И Будапешт не подвел.







z_20190517_104918_vHDR_On

Двор номер двести оказался элегантным, нарядным, кокетливым. Мало того, что над дверями витраж, так ещё и стены у лестницы голубой кафельной плиткой выложены, и синие стекла витража отражаются в них, вперемешку с открытыми по случаю майского солнца оконными рамами.


z_20190517_104616_vHDR_On

Стекла в окнах – жёлтые, рифленые, полупрозрачные. Рамы – жёлто-охристые, цвета тёмной перезревшей груши.


z_20190517_104632_vHDR_On

Во дворе – арки на столбах, забывших слово «капитель», зато украшенные белыми лепными кружевами, вызвавшими из памяти слово «подзор» и заодно бабушкину кровать с этим самым подзором и торчком стоящими двумя подушками: симметрично, под углом друг к другу, как открытые створки окон, под белыми тюлевыми накидками. В окне над дверями здесь, слева от арки – как такая тюлевая занавеска, с цветами.


z_20190517_104716_vHDR_On

Над окнами во дворе номер двести – жёлтые опять же… накидочки? Термины просятся не архитектурные, а рукодельные; что-то про вышивку, про скатёрки-салфеточки.


z_20190517_104706_vHDR_On

Красоты дворика дому хватило бы с избытком, но этого мало, и вся красота ещё и отражается в голубом кафеле стен.


z_20190517_105055_vHDR_On

Но мало того: в голубом кафеле отражаются ещё и кованые перила (о них – особый разговор!), а сами плитки внезапно вставками с красными цветками о четырёх лепестках. Вот такими:

z_20190517_105012_vHDR_On


z_20190517_104930_vHDR_On

И, как всегда в Будапеште – потому-то всем и хорошо в этом городе, и уютно – дом похож на сад. Это всё же довольно своеобразная имперская столица: совсем без имперской воинственности. Это в Вене на каждом шагу бронзовые полководцы на конях, это в Петербурге греко-римская воинственность, здесь же – сплошная радость земледельца. Постоянный мотив, от портиков солидных домов на проспекте Андраши и до галерей во внутреннем дворике Ференцвароша, от ваз в вестибюле Оперы до обрамления дверей базилики святого Иштвана, всюду – виноград и яблоки, подсолнухи и снопы, гуси (у которых ПЕЧЕНЬ!) и рога изобилия, петухи и свинки, и снова цветы и яблоки… Если здание – не Опера и не жильё, а банк – тогда пчёлы.


z_20190517_104751_vHDR_On

Чем не колосья в поле? Живописца, создавшего бы полотно-архетип масштаба шишкинской «Ржи» в Венгрии, вроде бы нет. Может быть, потому что не надо? Нет надобности ставить картинку на обложку «Родной речи», выглянул в окно в столице – и вот: «поле-е-е, венгерское по-о-о-ле…».


z_20190517_104808_vHDR_On

Это уже перила лестницы; те, что отражаются, удваиваясь, в голубом, как небо, кафеле стены. И снова что-то растёт, произрастает, расцветает, колосится и плодоносит.


z_20190517_104940_vHDR_On

На полу… На полу тоже то ли цветы, то ли фрукты.


z_20190517_104905_vHDR_On

Ну, про то, что в таких дворах белья сушиться над головой не будет, что соседки не станут перекрикиваться из окна в окно, что телевизор орать не будет… Это само собой. Об этом я уже не раз тут говорила. И не раз убеждалась, проскользнув за почтальоном в незнакомый двор: осыпавшаяся полвека тому назад штукатурка – может быть, следы от пуль – вполне, печальные утраты – сколько угодно. Но всё равно: тишина, достоинство, такт.


z_20190517_104738_vHDR_On

«Мой дом – моя крепость», говорить? Нехитрое это дело, когда дом – «мой». Сложнее, когда он «наш». «Мы» бывают разные. Но каждый будапештский дом с внутренним двором – наглядный обнадёживающий пример: жизнь в сообществе – возможна. Ну вот сколько в этом доме народу живет? И все как-то договариваются между собой, как-то присутствие друг друга учитывают… Денег не всегда хватает, это да. Вон, с изнанки галереи штукатурка осыпается, увы.


z_20190517_105147_vHDR_On

Зато лестница!


z_20190517_104543_vHDR_On

Зато витраж!


z_20190517_105122_vHDR_On

А это выход на улицу. Подъезд, то есть…

Двор номер двести – правильный двор оказался. Настоящий будапештский. Это он здесь, в моём журнале, номер двести – двухсотый не просто увиденный, а увиденный, сфотографированный, в реестре будапештских двориков учтенный, в журнале по тегу «Коллекция двориков» и на Дзене опубликованный. А сколько их таких ещё в Будапеште… И не сосчитать!






Tags: 19 век, витражи, история архитектуры
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Наконец то она пришла - весна в Москве

    Вчера в столице было днем аж плюс 23, что не мешало во дворах встречать остатки сугробов, да и в лесу снег еще встречается, на прудах пока лед. Но…

  • Цветущие комнатные

    В начале апреля дома, как и прежде, зацвели большинство фиалок. На подоконниках привычная картина, радует и удивляет каждый день. Бутоны…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Надя Леже. Брошь Lune. 1970. Фото: Музеи Московского Кремля Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments