Virginian (virginian) wrote in bellezza_storia,
Virginian
virginian
bellezza_storia

Categories:

Синий Всадник в Доме Ленбаха

Оригинал взят у virginian в Синий Всадник в Доме Ленбаха

Дом Ленбаха обладает прекрасной коллекцией художников Мюнхенской школы, но по настоящему знаменит он благодаря обширному собранию работ членов объединения "Синий всадник".

Объединение "Синий всадник" (Der Blaue Reiter) было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Основной целью было освобождение от "окаменелых традиций академической живописи". Помимо них в группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Пауль Клее, Франц Марк, Габриель Мюнтер, Альфред Кубин и Генрих Кампендонк. В выставках, проводимым объединением, участвовали Давид Бурлюк и Наталья Гончарова.

Творчество художников объединения было яркой вспышкой на закате серебряного века, конец которому положила мировая война.

Франц Марк, Синий конь I, 1911

P1060182




Франц Марк, Тигр, 1912

P1060170






Август Маке, Зоосад 1, 1912

P1060184






Гегрих Кампедонк, Лес, девушка и козел, 1917

P1060205






Август Маке, В цирке, 2011

Macke  im zirkus 1911






Габриель Мюнтер, Повозки с соломой, 1911/12

P1060199





Василий Кандинский, Мюнхен, английский сад, 1901

P1060226





Через десять лет после английского сада

Кандинский, Impression III (концерт), 1911

P1060244


В Доме Ленбаха хранится самая большая в мире коллекция работ Кандинского. То, как она туда попала, заслуживает отдельной истории. Габриель Мюнтер посещала художественный класс, который вел Василий Кандинский. Изначально Кандинский привлек Габриэль как интересный учитель и у них сложились дружественные отношения. Дружественные отношения довольно быстро переросли в романтические. Габриель тогда было 25, Кандинскому 36 и он был женат, но это их не смутило. В 1903-ем они обручились. Началась скрытная жизнь, то вместе – в путешествиях, то порознь – в Германии.



Василий Кандинский, портрет Габриель Мюнтер, 1905

P1060215






Василий Кандинский, Габриель Мюнтер на пленере

csm_GMS_14__Kandinsky  Gabriele Munter

Лето 1908-го года пара провела вместе в Мурнау, маленьком городке недалеко от Мюнхена. Им там настолько понравилось, что в следующем году Кандинский и Мюнтер купили в Мурнау дом, и стали жить там открыто. Дом в Мурнау стал гостепреимным прибежищем для многочисленных друзей, среди которых было много русских и соседи стали называть его "Русским Домом".


Габриель Мюнтер, Русский Дом, 1931

P1060197


В 1911 году Кандинский официально развелся с женой, однако вступать в брак с Мюнтер не спешил. С началом Первой мировой войны пара едет в Швейцарию. Далее Кандинский оставляет Мюнтер в Цюрихе, а сам отправляется в Москву. Мюнтер все еще надеется узаконить отношения, Кандинского эта ситуация угнетает. Зимой 1915 года они вновь встречаются, в Стокгольме. У Василия не хватает мужества порвать с Габриэль открыто. Весной 1916 он уезжает, пообещав заняться бумагами для брака. И зимой 1917 года он женится. Но – не на Габриэль, а на Нине Андреевской, с которой познакомился в Москве за полгода до этого. Мюнтер об этой свадьбе он не сообщает… Мюнтер безрезультатно пыталась его найти, писала письма, но они оставались без ответа. Только спустя четыре года, в 1921 году, он вышел на связь – через своего адвоката. Кандинский требовал вернуть ему его личные вещи и картины. Часть предметов она вернула, часть осталась ей в качестве “компенсации морального ущерба”.


Василий Кандинский, Импровизация 18, 1911

P1060248


После расставания с Кандинским Мюнтер забросила искусство, пытаясь найти себя в чем-то другом. К рисованию она вернулась лишь спустя 10 лет после бегства Кандинского, в 1927. Однако продолжала вести замкнутый образ жизни, мало кого допуская к себе. В годы фашизма, когда беспредметное «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, архив и работы Кандинского она прятала в подвале собственного дома, серьезно рискуя.

Мюнтер сохранила в числе прочих ранние картины Кандинского, созданные до того, как он ударился во все тяжкие.

Василий Кандинский, Воскресенье, старая Россия, 1903

P1060211





Жизнь, полная красок, 1907

P1060223


В 1957 году Мюнтер передала архив и картины городу Мюнхену, так они оказались в Доме Ленбаха. Умерла Габриэль Мюнтер в 1962 году, пережив своего учителя и несостоявшегося мужа почти на 18 лет.


Василий Кандинский, Дама в Москве, 1912

Очень странная картина, шаг в сторону от уже устоявшего стиля абстрактной живописи

P1060260




Еще один шаг в сторону, Апокалиптический всадник I, 1911

csm_GMS_110__Kandinsky St. Georg II 1911


Картин Кандинсого в коллекции много, в общей сложности Мюнтер передала 90 живописных работ, буду приводить их по возможности в комментариях.




Франц Марк, Птицы, 1914

P1060174




Франц Марк, Олень в лесу, 1912

P1060178





Франц Марк, Олени в снегу II, 1911

P1060201





Август Маке, Шляпный магазин, 1913

P1060186





Август Маке, Променад, 1913

P1060188





Pierre Girieud, Портрет художницы Эмилии Шарми, 1908

P1060226-min-1





Алексей Явленский, Портрет танцора Алесксандра Сахарова, 1909

P1060240




Сравните с портретом, написанным Марианной Веревкиной (находится в музее города Аскона, Швейцария), какой вам больше приглянулся?

Марианна Владимировна фон Веревкина (1860-1936) Портрет танцовщика Александра Сахарова




Прощаемся с музеем, нас ждут мюнхенские пинакотеки.

Resize of Lenbach house

В посте использованы материалы с сайта, посвященного Василию Кандинскому и статьи Марии Барановой в журнале Иные Берега


Tags: Германия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments