?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вилла Штука, Мюнхен

Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и можно говорить о неоклассицизме, то об увиденном через призму модерна.



И в целом, как синтез всех искусств, от живописи до прикладных, таких как интерьер и декор, вилла Штука, конечно, представляет собой музей модерна. В порядке исключения позволю себе воспользоваться одной картинкой из Википедии, чтобы показать вам виллу с фасада целиком, потому что у меня не получилось снять ее таким образом.



Вот модель виллы, которая позволяет составить представление о ее пространственном устройстве.



Одним из лейтмотивов виллы являются античные аллюзии, как и полагается неоклассициму, выхолощенные, взятые исключительно в их декоративном ключе и произвольно натянутые на эпоху рубежа веков. Нельзя не признать, натянутые весьма элегантно.



Тут и игрушечный дорический ордер, но как живой; и сражающаяся амазонка, которая, конечно, никакая не амазонка и никакая не сражающаяся, но очень красиво.



И капитолийская волчица, которая если немного и офигевает, обнаружив себя где-то на заборе, то самую чуточку, потому что в целом она там вполне на месте.



Франц Штук был сыном деревенского мельника. Благодаря своему художественному таланту и, по всей видимости, еще более выдающимся личным качествам, он стал не просто художником, но очень влиятельной фигурой в арт-процессе своего времени.
В момент написания этого автопортрета он уже профессор Академии художеств, где его учениками были многие художники, чьи имена, возможно, знакомы нам больше, чем его собственное, такие как Василий Кандинский и Пауль Клее, например.



Параллельно Штук стал одним из основателей Мюнхенского сецессиона, художественного объединения, с которого началось появление подобных сецессионов, модернистских художественных групп, в Австрии и Германии. Наконец, в 1906 он стал фон Штуком, т.е. получил дворянский титул.



Если обращенный к улице парадный фасад виллы в самом лучшем смысле слова иллюстрирует понятие лухари в его демонстративности, то внутренний ее дворик позволяет в полной мере ощутить, как нужно правильно пользоваться лухарями для удовольствия и наслаждения жизнью.



Строго говоря, это не дворик, а большой обширный двор.



Летом туда вынесены столики музейного кафе.



Что позволяет посидеть в тени душистых цветущих лип, наслаждаясь этим местом даже в качестве недолгого гостя и пытаясь представить, впрочем, вполне тщетно, каково же прекрасно должно было быть его хозяином.



Вилла была построена в 1897-98 гг., а прожил здесь фон Штук до своей смерти в 1928 - в эти даты, собственно, и укладывается европейский модерн, успевает начаться, достигнуть вершины, расцвести, исчерпаться и отцвести.



К сожалению, своими убогими фотками я не смогу с достаточной наглядностью представить вам сохранившиеся подлинные интерьеры.



Вся роскошь и, не побоюсь этого слова, нега эклектики сконцентрирована в этих собранных воедино цитатах античности, рельефах и расписных потолках ...



... и прекрасных мозаиках.



Весь полумрак интерьеров наполнен шикарным, теплым и таинственным мерцанием золота. Его совершенно невозможно передать на фото, но вот здесь вы хотя бы можете увидеть, что его создает - поверхности, покрытые мелкой золотой мозаикой.



Не упущена ни одна возможность сделать роскошный декоративный акцент. Неброскую драгоценность белого мрамора ступеней можно было бы упустить из виду, но изящная деликатная насечка не позволит нам этого сделать.



Каждый изгиб лестницы или потолка снабжен каким-нибудь чувственным элементом,





каждое окно вовлекает в состояние уравновешенного покоя ритмом своих пропорций.





Коллекция живописных работ фон Штука на вилле не слишком велика, но полностью подтверждает принадлежность автора к модерну.



Достаточно посмотреть на его автограф на живописных полотнах.



Вся убедительность академической школы в портретах поставлена на службу декоративным принципам модерна.



Красивая жена.



Красивая дочка.



Типичные для модерна фантазийно-аллегорические сюжеты.



Типичная для модерна томность.



Типичный для модерна эротизм.



Типичные для модерна сумеречность, таинственность и ощущение некоторой запретности, не переходящей, впрочем, пределов допустимого на тот момент в приличном обществе.



Какие-то смутно-мифологические сюжеты, искренние в своей напыщенности и наивно декларирующие принадлежность к неким сферам высшим ли, горним ли, но уж точно нездешним, не приземленным.



Все, все очень типично для модерна. Вся простодушная подростковая ницшеанская трескотня о сверхчеловеке - ну прости, Фридрих! - прямо-таки напрыгивает с эпического полотна "Страж рая" (1889).



Вглядываясь в него, начинаешь различать вкус яда в этом тонком и прихотливом букете. Сейчас, зная, чем все закончилось, нельзя не видеть, что вот так оно началось.



"Tomorrow Belongs to Me" из великого фильма "Кабаре" вдруг вспоминается и начинает неотвязно звучать в воображении.



Франц фон Штук умер в 1928, а совсем скоро в Германии наступил 1933.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jul. 11th, 2019 11:07 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Искусство.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
sara_j_
Jul. 11th, 2019 11:46 am (UTC)
Спасибо за этот пост, очень интересно.
verapapkova
Jul. 11th, 2019 01:15 pm (UTC)
вам большое спасибо за отклик )
il_ducess
Jul. 11th, 2019 01:16 pm (UTC)
Спасибо большое за пост.
Когда была в Вене она была закрыта))
Снаружи я ее видела, а вот внутри нет
verapapkova
Jul. 11th, 2019 02:34 pm (UTC)
вам большое спасибо за отклик! ) но она в мюнхене )
il_ducess
Jul. 12th, 2019 06:31 pm (UTC)
Вот ведь опечатка по Фрейду. Смотрела билеты в Вену и про нее написала.
Конечно в Мюнхене. Три раза там была и все разы она была закрыта
verapapkova
Jul. 12th, 2019 09:04 pm (UTC)
надо же! я думаю, это знак - значит, ваша история с мюнхеном должна иметь продолжение )
liberis
Jul. 11th, 2019 02:19 pm (UTC)
Спасибо вам. Прекрасный пост. И почему-то от модерна действительно остается такое впечатление... двойственное. В юности он просто ДИКО нравится. А потом его намеренная сложность и заумь, претензии на "неземное и великое" с бесконечным перебиранием осколков прошлого, кажутся смешными. Но как в любой эпохe вечность всегда отбирает что-то, что действительно того стоит. Того, что было настоящим.
verapapkova
Jul. 11th, 2019 02:35 pm (UTC)
вам спасибо большое ) все так!
virginian
Jul. 11th, 2019 03:02 pm (UTC)
Порадовали, хотя вы и суровы с фон Штуком.

Мне он нравится, его искусство квинтэссенция конца серебряного века. Но какой контраст с консервативным Ленбахом! Вилла Штука куда приятнее.

Как я понимаю, она в окрестностях Мюнхена?
cherepet
Jul. 11th, 2019 03:32 pm (UTC)
Нет, в самом городе. Рядом с пинакотеками. И от Хофбройхауса недалече))
virginian
Jul. 12th, 2019 02:40 am (UTC)
Спасибо, теперь уже в следующий раз.

verapapkova
Jul. 11th, 2019 03:32 pm (UTC)
большое спасибо ) со штуком я не особенно сурова, скорее справедлива )))

нет, она не в окрестностях, а в самом мюнхене, Prinzregentenstr. 60. там, кстати, прям рядом российское консульство.
galik_123
Jul. 12th, 2019 08:09 am (UTC)
Спасибо, очень интересно! Как жаль, что не знала о вилле, когда была в Мюнхене...
verapapkova
Jul. 12th, 2019 10:25 am (UTC)
вам большое спасибо за отклик ) будем надеяться, что вы еще раз побываете в мюнхене )
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

готика
bellezza_storia
История красоты

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com