?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление о модерне, даваемое основной экспозицией Виллы Штука и, в непосредственном сравнении, позволяет уловить тонкие отличия и специфику австрийского, венского югендстиля.



В последние годы XIX в. в Вене возникло объединение художников, исповедовавших отказ от консервативного академического историзма, вслед за Мюнхенским и Берлинским, названное Венским сецессионом. Иногда этот термин - Венский сецессион - используется более широко, для обозначения австрийской ветви югендстиля.



Коломан Мозер входил в число основателей Венского сецессиона наряду с другими выдающимися художниками, например, с Густавом Климтом, чье имя наверняка хорошо вам знакомо.
Вот почему на выставке Мозера и одна очаровательная работа Климта была представлена:



Как и большинство художников Сецессиона, Мозер имел классическое академическое художественное образование. Его ранние живописные работы, как этот автопортрет, в общем, не выходят за стилистические рамки бидермайера.



Хотя новый стилистический потенциал в них, несомненно, виден.





Помимо чисто художественных причин, расцвет югендстиля в Австрии был поддержан причинами чисто экономическими. Австро-венгерская монархия стала конституционной, что запустило процессы демократизации в обществе, которые, в свою очередь, привели к попаданию большего числа людей в средний и высокий средний класс. Для художественного рынка это означало появление большего числа потребителей его продукции.



А технический прогресс и связанное с ним развитие производства сделали доступными всевозможные предметы быта и повседневного обихода.



Характерной чертой модерна в целом и югендстиля в частности стало размывание границы между искусством и ремеслом. Точнее, граница эта расширилась, включив в себя, помимо "высоких" искусств, архитектуры, живописи и скульптуры, получившие равные с ними права искусства "низкие", прикладные.



Собственно, в этот период начало складываться понятие дизайна. И Коломан Мозер стал одним из первых дизайнеров в том смысле, в каком мы сейчас это понимаем.





Трудно назвать какую-то прикладную область, в которой бы он не работал. Например, типографика, каллиграфия и то, что сейчас обозначается, как леттеринг, создание типографских и рукописных шрифтов и отдельных букв, буквиц.





Шрифты в модерне стали совершенно самостоятельным, автономным и очень ярким полноправным искусством. Экспонаты выставки позволяют не только увидеть законченные шрифтовые образцы, но и проследить процесс их рождения.



Искусство экслибриса в эпоху модерна переживало расцвет.



Мозер создал немало прекрасных работ и в этом жанре.

Штудии Мозера, бесконечно исследующие пластику какого-нибудь одного листка растения, своим блеском и тщательностью заставляют вспомнить штудии Дюрера.



Видно, как художник сначала изучает природу растений с беспристрастностью ученого-ботаника,



а затем блестяще стилизует его, основываясь на этом знании.



Создавал Мозер и эскизы мебели.





Мне жаль, что я не могу поближе показать вам вышитых пайетками рыб за стеклами этого кабинета его дизайна! Как выяснилось, этот экспонат нельзя было фотографировать, так что снять рыб поближе я не успела, но вот эта контрабандная фотка у меня осталась.



Посуда? Конечно.







Книги? Безусловно.





Всевозможные виды типографской продукции? Во всем их разнообразии,





реклама,





постеры,







афиши...



Мозер много путешествовал по Европе, чутко воспринимая влияния других мастеров и школ модерна. Среди множества художников, знакомство с которыми обогатило творческую палитру Мозера, нельзя не назвать великолепного швейцарца Фердинанда Ходлера. (Может мне кто-нибудь сказать, почему я до сих пор не представила вам большую экспозицию Ходлера из художественного музея Цюриха, в котором побывала прошлым летом??? Я исправлюсь, покажу обязательно!)



Шотландец Чарльз Ренни Макинтош - еще одно культовое имя модерна, еще один художник, чье творчество оказало на Мозера большое влияние. Работы Макинтоша были представлены на одной из выставок в знаменитом выставочном зале Cецессиона. Вот макет этого легендарного здания, квинтэссенции югендстиля, венская школа которого иногда так и называется - сецессион.





А вот выполненный Мозером эскиз витража для здания Сецессиона.



Нельзя не упомянуть и об английском художественном движении Arts & Crafts, влияние которого, на мой взгляд, особенно явно проявляется в текстильных работах Мозера.







Разработанные им дизайны тканей совершенно великолепны.





В них, может быть, наиболее наглядно манифестируется идея включения прикладного дизайна в круг искусства.







«Времени — его искусство, искусству — его свободу!» (Нем. Der Zeit Ihre Kunst. Der Kunst Ihre Freiheit.)



Этот девиз, и сейчас украшающий фасад Сецессиона, относится не только к югендстилю, но и к творчеству Коломана Мозера.



В 1903 он, вместе с еще одним художником, основал Венские мастерские - производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла. В 1905 с Густавом Климтом и группой художником вышел из основанного им же Сецессиона из-за разногласий во взглядах на искусство. В 1907, опять-таки из-за разногласий во взглядах, вышел из Венских мастерских, вновь начав больше внимания уделять живописи.



Эти перипетии свидетельствуют о постоянном творческом поиске, в котором находился Мозер, и неизменной творческой честности, неизменном равенстве художника самому себе.



Наверное, поэтому творчество Мозера являет собой пример стилистической цельности и верности художественным принципам нового времени, заслуга формулирования которых во многом ему же и принадлежит.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jul. 15th, 2019 10:50 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Искусство.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
nasse
Jul. 15th, 2019 11:46 am (UTC)
Какой кайф
verapapkova
Jul. 15th, 2019 12:39 pm (UTC)
большое спасибо за отклик )
inkakris
Jul. 15th, 2019 03:53 pm (UTC)
Прекрасная выставка!
Меня за фотографии шкафчика с рыбами не ругали, но там ликует сильно, трудно снять хорошо, как мне кажется.
Самым неожиданным экспонатом для меня стала реклама для акционерного общества фабрики венской мебели на русском)
verapapkova
Jul. 15th, 2019 07:35 pm (UTC)
большое спасибо за отклик ) вот из-за этого я и попалась служителю на глаза, долго пыталась как-то пристроиться, чтобы снять этих рыб без бликов )))
sara_j_
Jul. 15th, 2019 04:01 pm (UTC)
Ооо, сколько вкусного!) Спасибо большое!
verapapkova
Jul. 15th, 2019 07:35 pm (UTC)
вам большое спасибо за отклик )
daddycat
Jul. 15th, 2019 04:45 pm (UTC)
Эххх... Модерн -- последняя успешная попытка создать единую художественную среду существования человека.
verapapkova
Jul. 15th, 2019 07:37 pm (UTC)
ну, в каком-то смысле... ))) течение жизни неостановимо, рано или поздно все остается позади )
daddycat
Jul. 15th, 2019 08:38 pm (UTC)
Ар-деко оставался в классовых рамках, искусством богатых горожан и госструктур, потом двадцать лет было не до того, шестидесятые в целом своротили прежний быт в новую культурную революцию, но в них не было единства, создавались максимум загончики стиля, каждый в свою дуду, восьмидесятые и унификацией, и всепроникновением обладали, но были откровенно антиэстетичны в большинстве проявлений и куда менее декоративны...

Ну и слишком быстро Модерн состарили, он как вся предвоенная Европа на вечность рассчитывал, а в итоге с презрением был зарезан конструктивизмом и прочими "убийцами стиля". Полвека по нему, как по "мещанскому искусству" топтались.

Edited at 2019-07-15 08:41 pm (UTC)
verapapkova
Jul. 15th, 2019 09:21 pm (UTC)
модерн и есть мещанское искусство - в совершенно буквальном, безоценочном, практическом смысле. что, безусловно, не делает его - в лучших его проявлениях - хуже.
daddycat
Jul. 16th, 2019 05:25 pm (UTC)
Ну да, основная заслуга модерна в том,что оставаясь воспринятым аристократией, он распространился на всю толщу условно по тому времени среднего класса, от зажиточных крестьян и городских ремесленников до государственных чиновников и людей искусства, попутно покорив все торговое сословие.

До него стиль и канон аристократии и простонародья рознились, амприр-эклектика проникли в буржуазию, но не распространились на людей наемного труда...
verapapkova
Jul. 16th, 2019 08:58 pm (UTC)
все так )
galik_123
Jul. 23rd, 2019 03:07 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
verapapkova
Jul. 23rd, 2019 03:15 pm (UTC)
вам спасибо за отклик )
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

готика
bellezza_storia
История красоты

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com