?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в многочасовую очередь на морозе и вынесут двери музея, как на Серова. И массово бронировать авиабилеты, чтобы метнуться как в Вену на Брейгеля, тоже вряд ли подорвутся.



Так было не всегда. Европа пережила несколько волн интереса к египетскому искусству, когда увлечение им носило ажиотажный характер и даже породило термин египтомания.



Первые признаки египтомании проявились в начале XVIII в., когда не территории современной Италии были обнаружены подлинные древнеегипетские памятники и реплики на них времен поздней античности.



Началом же настоящего египетского бума стал египетский поход Наполеона. Именно тогда множество европейцев своими глазами увидели памятники древнего Египта.



Наполеона в этом походе сопровождали сотни ученых и тысячи художников и граверов, которые описали и зафиксировали огромные объемы информации.



Потом эти материалы легли в основу огромного, монументального издания "Описание Египта", выходившего отдельными томами чуть ли не десяток лет.



Да еще и Шампольон расшифровал знаменитый Розеттский камень, научив человечество читать таинственные иероглифические письмена.



Вот тут-то и началась первая волна настоящей египтомании, пришедшаяся на эпоху романтизма.



Да и как могло быть иначе - перед изумленными европейцами распахнулась совершенно другая художественная вселенная!



Европа принялась с энтузиазмом осваивать ее сокровища, встраивая в свой эстетический контекст новые приемы, сюжеты, пластику, орнамент и декоративные элементы.



Разумеется, все это претерпевало существенные изменения, адаптировалось к существующей художественной реальности и подчинялось ей, в процессе утрачивая свою подлинность и аутентичность.



Второй всплеск интереса к Египту пришелся на рубеж XIX-XX вв. Тяготение к загадочной экзотике было очень свойственно модерну, а египетская тема уже была укоренена на европейской почве предыдущей, наполеоновской волной египтомании, так что до нее было всего лишь руку протянуть.



Вторая волна популярности, конечно, была одновременно и новым витком стилизации, абсорбции египетских мотивов современной культурой, другими словами, дальнейшим увеличением дистанции между ними и исходными аутентичными образцами.



Новым импульсом египтомании стало открытие в 1920-х гг. гробницы Тутанхомона англичанином Говардом Картером. Тогда египетские черты органично вплелись в стиль арт-деко, дизайн одежды и стремительно набирающее силу новое искусство, кино. Именно тогда появился отдельный жанр ужастиков - фильмы о мумиях.



С тех пор именно кино и приняло на себя роль основного популяризатора египетской темы. В середине ХХ в. человечеству, по понятным причинам, стало не до Египта.



Но, оправившись от войны, оно к ней вернулось. В 1963 г. вышел на экраны очень дорогой, пафосный, во многом скандальный фильм "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в заглавной роли.



Это стало вехой, одновременно окончательно утвердившей постоянное присутствие египетской темы если не на острие эстетического интереса, то на прочных вторых позициях, а также окончательно превратило то, что массово египетской темой считается, в большую и красивую развесистую клюкву, имеющую совсем уж отдаленное отношение к первоисточнику.



У современного человека, с одной стороны, есть ощущение, что он уже сто раз "смотрел это кино". С другой стороны, репутация смертоцентричности, сопровождающая египетское искусство не без причины, плохо монтируется с воцарившимся сейчас трендом на "позитив".



Вероятно, поэтому залы египетского искусства, мягко говоря, ажиотажного интереса не вызывают, а, честно говоря, обычно практически пустуют.



Как видите, не наблюдается толпы интересующихся и у двери в Мюнхенский Египетский музей. Что предоставляет мне возможность показать вам это стильное архитектурное решение, погружающее зрителя в мир египетской жизни/смерти - долгий спуск по ступеням к лаконичному порталу, за которым попадаешь в прохладный полутемный холл.



Древние египтяне маниакально фиксировали каждый свой шаг, природно-климатические условия обеспечили артефактам прекрасную сохранность, а современные ученые-египтологи всю эту информацию расшифровали, изучили и систематизировали.



Поэтому сейчас у нас есть возможность рассматривать каждый экспонат любого египетского музея в сопровождении подробного описания, с исчерпывающими пояснениями, зная его четкое место на египетском таймлайне, развивающемся от Древнего Царства к Среднему и Новому.



Это очень интересно, позволяет проследить эволюцию эстетической мысли, увидеть, что на нее влияло, какие изменения происходили в неизменном египетском мире...



Именно так и стоит поступить, если вам предстоит, например, сдавать экзамен по Древнему Египту.



Но, если вы не являетесь узким специалистом, вам, в сущности, не нужна вся эта лавина фактов и закономерностей.



Вы можете просто глазеть на экспонаты, воспринимая их чисто эмоционально, эстетически, потому что искусство Древнего Египта по-прежнему открывает портал в совершенно иную художественную вселенную.



И, может быть, такой способ позволит вам даже более непосредственно воспринять эту эстетику, более тонко уловить эту древнюю красоту и встроить ее в свою собственную картину мира.



Мой экзамен по искусству Древнего Египта сдан давным-давно, поэтому я сейчас именно так и поступаю - просто глазею на экспонаты, заряжаясь их пластической мощью и убедительностью.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Jul. 22nd, 2019 02:07 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Искусство.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
virginian
Jul. 22nd, 2019 02:28 pm (UTC)
Спасибо за великолепный тур и эссе! В египетский музей действително нет очередей, народ все больше пинкотеками интересуется, сейчас их правда из них только две остались. Прекрасная коллекция, благодаря вашему посту снова в Мюнхен захотелось, тем более, что шницели там не хуже венских.
verapapkova
Jul. 22nd, 2019 03:25 pm (UTC)
и вам большое спасибо за отклик! )
не поняла, а что случилось в мюнхене с пинакотеками, почему осталось только две? я в этот раз в них не ходила, в последний раз была два года назад, в прошлый визит, все, вроде, были на месте ))))
virginian
Jul. 22nd, 2019 03:35 pm (UTC)
Новую Пинакотеку закрыли на ремонт и это всерьез и надолго.
verapapkova
Jul. 22nd, 2019 04:09 pm (UTC)
вононоче! ну ладно, пусть ремонтируют )))
livejournal
Jul. 22nd, 2019 05:11 pm (UTC)
Египетский музей, Мюнхен
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Египетский музей, Мюнхен» в контексте: [...] https://bellezza-storia.livejournal.com/644079.html?embed [...]
yyprst
Jul. 22nd, 2019 05:40 pm (UTC)
красота-пластика -искусство ....
ну и ну.
не слышали про повторяющиеся природные циклы периодом 5-6 тыс лет?
и то что тексты и изображения Египта известны и времен зеп тепи - т.е. последнего из циклов?
данные зеп тепи сообщают чтождать в период очередного "глобального потепления".
verapapkova
Jul. 22nd, 2019 06:31 pm (UTC)
почему бы вам не написать большой красивый иллюстрированный пост, где можно изложить все эти тезисы для всех недостаточно просвещенных людей, вроде меня? ))))))
yyprst
Jul. 22nd, 2019 07:32 pm (UTC)
Информацию черпаю у спецов по Египту. потому к Вам зашел. надеялся еще что-нить сам узнать.
если кратко, то
в периоды "глобальніх потеплений" - периоды когда магнитный полюс Земли совпадает с полюсом центра галактики значительно меняются условия жизни.
В н.в. считается, что в такой уже наступающий период Земля перешла в состояние сжатия. см статью астрофизика "Погоду на Земле формирует Космос".
Опустив геофизику,- в результате активируются аномальные зоны - закрытые ущелья и побережья(Гиза. Долина царей) .
Храмы -это макеты домов бога - аномальных зон.
Боги Египта - это силы конкретных мест Египта - бывших аномальных зон - домов Бога.
В зонах появлялся "Крылатый шар". Его еще называли "Солнце Нового Мира" или Душа Бога подземного/Осириса, или Сын бога. (В апокалипсисе Иоанна по-видимому тот самый "зверь из бездны")
По еги описанию к.шар подобен долгоживущей шаровой молнии, совершающей разумные действия и имевший огромные значения для страны, как негативные так и позитивные.
Описание свойств, параметров, явлений, действий шара и его зон - "домов бога" - и есть содержание еги религии и еги "искусств" .
Следует ожидать аналогичных явлений в наше время - время спустя более 5000 лет.
Шар - это природное явление. Наблюдался во всех концах Земли. В Мезоамерике назывался "Солнце, рожденное на скале", в индуизме - не сыном, а ваханой/гарудой бога Вишну в просторечии маркером новых явлений и кардинальных перемен.
В гарри Поттере о нем намекает персонаж снитч - золотистый шар бесмертия.
Тема огромна.
verapapkova
Jul. 22nd, 2019 07:58 pm (UTC)
тема, несомненно, огромна! но это не моя чашка чаю, о таких материях я разговора не поддержу, я только об искусстве чуть-чуть )
yyprst
Jul. 22nd, 2019 08:30 pm (UTC)
жаль, что у нас искусство/мастеровитость/пластика-красота в подражании природе отделены от смысла этих красот

Edited at 2019-07-22 08:31 pm (UTC)
verapapkova
Jul. 22nd, 2019 10:59 pm (UTC)
у кого у нас? я против обобщений. я представляю только свою точку зрение и только свое видение, которое никто не обязан принимать за истину, тем более, что оно на это и не претендует изначально. если кому-то это покажется интересным - я рада, если нет - никто не обязан это читать, и у всех есть возможность свою собственную точку зрения излагать и аргументировать.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

готика
bellezza_storia
История красоты

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com